Разрушение, как аспект созидания

Создание и сохранение, как качества и действия Бога, легко укладываются в сознании человека. Разрушение, как божественное действие или качество, сложнее ассоциируется с Богом и требует более подробного объяснения. Остановимся на этом.
 У всего в этом мире есть начало и конец.  Человек рождается, потом становится взрослым, потом стареет и умирает. Почти любое строительство начинается с разрушения старой постройки. И только потом на том же месте строится новое здание. Сначала строится город, потом он развивается, расцветает, потом приходит в упадок и разрушается. И может не остаться никаких следов от былой красоты и величия. Планета создает цивилизации, они развиваются, достигают высокого уровня, а затем следует упадок и разрушение. Потом все снова начинается. Все движется в сторону разрушения. И через разрушение к новому. Человеку порою очень сложно принять разрушение, как необходимый аспект созидания, потому что разрушение часто связано со страданием. Например, разочарование в чем-то или ком-то, разрушение иллюзий сопровождается душевным, а иногда и физическим страданием человека, в результате он меняет свои представления. Признание ошибок тоже есть разрушение – разрушение негативного отношения или ошибочного представления по отношению к другому человеку, к миру.
Понимание значения и роли разрушения в жизни дает самое большое знание.
 Почему? Почему не созидание, а разрушение дает знание? Разве понимание жизни не дает знание?
Какой жизни? Которая заканчивается смертью оболочки – тела? Только этой жизни? И это вся жизнь? И какое здесь знание? Со смертью тела жизнь духа и души продолжается.  Тело выполнило свою задачу, душа получила в нем опыт, который запечатлелся в буддхи и мане. Тело уже старое, часто больное, оно доставляет много хлопот и страданий его носителю.  Накопленный опыт не может быть воплощен в жизни в том же теле, потому что оно немощно и, возможно, его привычки (какие-то телесные особенности, привязанности) будут откровенно мешать. 
Предположим, человек был воином, но в процессе жизни у него появился интерес к танцу или музыке.  Старое тело было большим, сильным, руки мощные, крупные.  По своим особенностям оно не соответствует профессии танцора или музыканта и является препятствием на пути дальнейшего развития.  Теперь представим эту ситуацию наоборот: был музыкантом, а будет воином. И в этом случае тело мало подходит. Наш пример достаточно условный, каждый может представить много подобных вариантов. Кроме того, человек при новом перерождении может менять пол: был женщиной и стал мужчиной в новой жизни (или наоборот), и не на одну жизнь, а на несколько.  В женском и мужском теле развиваются разные качества, навыки и привычки.
А если бы мы жили 400-500 лет, мы всю жизнь занимались бы, как и сейчас в большинстве случаев, одной профессией? А если 1000 лет? Неужели за столь длительную жизнь человек никогда бы не задумался, а для чего он живет, какая цель жизни? Неужели на протяжении столь длительной жизни человек мог бы заниматься стяжательством, своими физическими утехами, был бы преступником? Или он, быть может, занимался каким-то одним делом, одной профессией, пусть даже самой замечательной, интересной? Тысячу лет?!  Может быть, мы потому и не живем столько лет?
Еще более важным являются внутренние качества, черты характера, самскары (склонности, предпочтения) из которых формируются привычки. Имеют значения даже профессиональные навыки, потому что с ними связаны привычки, черты характера, да и качества тоже. В разных профессиях и условиях жизни вырабатываются разные качества, необходимые для развития дживатмы. По божественному плану развивается душа, происходит последовательная огранка качеств алмаза души человека. И то, что было необходимо на начальном этапе, может мешать в дальнейшем, а значит, подлежит смещению.
Положим, в человеке много негативных качеств, которые закрепились в нем раньше на определенном этапе и были нужны (например, для самоутверждения на бездуховном или низкодуховном этапе развития). Когда настанет пора духовного пробуждения и развития, то негатив нужно будет разрушить, и только после его разрушения родится позитив. Если негатив не будет разрушен, как будет проявлен и виден позитив? Поэтому и нужна помощь силы разрушения. Она не разрушает только то, что позитивно, что хорошее и годится для дальнейшего прогресса. 
Негативные силы, энергии, которые проявляются в качествах человека, просто так не уйдут. Зло не уходит добровольно ни на Земле, ни во внутреннем мире человека. Не просто не уходит, но оказывает огромное, упорное и длительное сопротивление, сражается «до последнего патрона», до «рукопашной». Кто начинал бороться со своими негативными качествами, тот знает, что их даже рассмотреть бывает сложно, настолько увертливы и хитры. Приходят под личиною Света, этакие серенькие. Если посмотреть мельком, вроде светлого больше. Но, как только возникнет подходящая ситуация, проявятся во всей своей гнусной, предательской тьме, навалятся всей силой! А искоренять их приходится всеми методами, постоянно и во всем прижимая, иначе не справиться. Если останется хотя бы росток маленький, даже корешок или семечко, снова вырастут! Для этого нужна постоянная практика, работа над собой и тапас [1]. А разве не так происходит в жизни во внешней борьбе? Иногда какое-то негативное качество месяцами, годами и даже десятилетиями сидит в человеке! Не может он справиться с ним!

[1. Тапас – аскетизм, усиленная духовная практика, самоограничение с целью накопления духовной силы, энергии. Например, обет молчания, пост, слушать и смотреть только дей-ствительно необходимое. Человек может жить очень обеспеченно, но при этом пользоваться в жизни только самым необходимым. Таким образом человек «не проедает» впустую про-шлую позитивную карму, и не создает новую негативную. А поскольку в жизни нет ничего постоянного, то, когда период благоденствия, удач закончится и наступят трудные времена, опыт аскетизма пригодится не только для физического выживания, но и позволит сохранить внутреннее спокойствие и даже радость в любых обстоятельствах.]

А мы между тем удивляемся, почему все образы Богинь представлены с оружием? А где же любовь [2]? А ведь это образы Шакти, это духовные сиддхи [3] Света, призванные своими Богами для борьбы с тьмой. Их любовь как раз и проявляется в защите всего светлого в человеке от нападок тьмы. Бог внутри человека, это его атма – дух, его шакти – это внутренние силы, позитивные качества, борющиеся с тьмой в нас.
 
[2. В европейском понимании Мадонна, Богоматерь предстает как защитница человечества, она закрывает всех своим одеянием. От кого Она защищает? От непогоды? От сил тьмы. Но они нападают не пальмовыми веточками и не цветочками. Их оружие сильнейшее, как против него постоять? Одеждой? Защитница всегда сильнее сил тьмы, и оружие у нее мощнее.]

[3.Духовные силы.]

Есть такая аллегория: во время манвантары – дня Вселенной, когда происходит эволюция жизни, дух сидит верхом на материи и указывает ей путь. Дух – это зрячий паралитик, а материя – это слепой богатырь великан. По отдельности они не жизнеспособны, только вместе они представляют саморазвивающуюся систему. Шакти – это гигант, а управляет ими дух. Силами темных управляет эго, обладающее всеми признаками живого существа. Оно борется со Светом за свою жизнь. Не годится человеку безразлично наблюдать за этой борьбой ни в жизни, ни во внутреннем мире. Нужно четко определиться, иначе тьма победит! Определиться, это значит направить энергию духа, с которой соединена Сила Учителя на борьбу с эго. Только с Учителем на Земле можно победить эго, без Него все попытки будут тщетны.
Все это совершает сила Шивы.
Таким образом, не только тело, но и многие внутренние качества и умения по мере духовного развития, выполнив свое предназначение, будут убраны или уничтожены.



Смертью можно назвать бессознательное состояние бездуховного человека в тонком мире (уход, как в кому), который не допускал при жизни на земле никаких мыслей о возможности существования души вне тела и после «смерти». Но, уничтожения или расформирования души при этом не происходит. Это может быть даже весьма образованный человек, со степенями, регалиями, должностями, и даже ученый со званиями, высокий специалист в какой-то области. И если человек верил или хотя бы допускал возможность жизни после смерти тела, его душа будет сознательна в тонком мире в соответствующей мере, а значит, будет и там развиваться. Через определенное время дживатма переродится вновь на земле и в новом теле будет продолжать свою эволюцию с того уровня, который она достигла в предыдущей жизни.
Умирает оболочка, мешающая дальнейшей эволюции души. Так же происходит у растений. Цветок красив, но после опыления он постепенно вянет. Одновременно образуется и растет плод. Когда плод созреет, цветок не нужен. Не нужна даже оболочка плода, она тоже высыхает (например, у орехов). Но, и плод – это только питательная среда для семечек. Из семечка вырастает новое растение [4]. Старый ствол дерева может мешать новым побегам семян этого же дерева.

[4. Вопрос. Семена дерева, это продолжение жизни той же дживатмы в новом теле или это дети дерева? Есть ли в семенах опыт жизни, накопленный деревом? В каждом ли семечке?]


Плод никогда не бывает красивее цветка, но без цветка он не появится и вырастет только после смерти цветка. Красота и аромат цветка претворятся во вкус и аромат плода. Так и в эволюции человека, яркие жизни – цветы, они уходят и их сменяют незаметные, тихие, но они таят в себе плоды духовных накоплений. Так же и в одной жизни: у молодых людей красивое тело, но жизненный опыт и тем более мудрость – плод человеческой жизни человек накапливает только в зрелом и пожилом возрасте, когда тело уже совсем не то…
Все благородство высоких духовных качеств человека может проявиться в какой-нибудь тихой, незаметной жизни. Тогда как накопление их происходило в жизнях, наполненных бурными событиями, порывами творчества, воинскими подвигами, яркой общественной деятельностью, правлением страной или рабством, страданием или радостью. После этого яркого цветка жизни, они могут проявиться в тихой жизни. Быть может в этой тихой жизни человек будет садхаком, монахом или просто жить в уединении, но плоды предыдущей или предыдущих жизней будут его достоянием.
       Так, в жизни мы можем встретиться с каким-то простым человеком, живущем в городе или деревне, и обнаружить, что он обладает удивительной чуткостью в понимании процессов, происходящих в жизни, обладает каким-то внутренним высоким духовным достоинством, сильной волей. В нем есть то, что называют культурой, хотя он на самом деле, быть может, даже не имеет какого-нибудь специального образования и, тем более, хорошего (в мирском понимании). Тонкость понимания им основных закономерностей течения жизни, умения вести себя в той или иной ситуации, решать очень здравомысляще   житейские вопросы и, вместе с тем, понимать значение духовности в жизни, заставляет о многом задуматься. В этом случае, мы может быть, как раз и видим тот плод – духовный плод, который копился очень долго в предыдущих жизнях.   Яркие, насыщенные жизни, чередуясь со спокойными, незаметными, как раз и показывают, как работает процесс духовного совершенствования.  Накопление – день, усвоение, ассимилирование – ночь.  День бурный, ночь спокойная.
Иногда появляются люди, обладающие огромной созидательной энергией, талантом, которых не остановят никакие препятствия в достижении их благородных целей. Вспомним М. Ломоносова, который родился в Холмогорах Архангельской губернии, пришел учиться в Москву и стал академиком, известным на весь мир. Вспомним А.Куинджи, который был пастушком в Крыму, пришел пешком в Петербург, учился и стал профессором Академии Художеств, очень известным, выдающимся художником, творчество которого положило начало целому направлению в живописи. Вспомним выдающихся правителей, военачальников, которые были selfmade man: Наполеона, А. Суворова, Авраама Линкольна, Ганди, Ленина... Эти люди за границами их известных жизней имели огромный жизненный и духовный опыт, который и позволил им так проявиться. Быть может, после этих жизней они родились или родятся снова и были или станут малозаметными, но явят очень высокие духовные качества и, может быть, станут духовными подвижниками.
Почему смерть является истиной?
Потому что на Земле нет ничего вечного, никакая форма не вечна, смерть ее неизбежна.
Потому что смерть – это рождение новой жизни, возможной только после освобождения от старых оболочек, потому что накопленное за всю жизнь может проявиться только после освобождения от всего мешающего. Только после уничтожения оков старого виден росток нового.
Потому что истина совершенствования и смысла жизни не видна в рамках одной жизни.
Потому что в момент смерти каждый человек совершенно ясно осознает бессмертие своей души – дживатмы. Он предстает перед своим создателем. Перед своей атмой.
Потому что многократное прохождение через «смерти» дает сознание бессмертия.
Потому что бессмертие – овладение непрерывным сознанием поверх смены жизней, достигается совершенствованием через смены тел – «смертей».
Йога говорит о подготовке к смерти не ради самой смерти, а ради жизни в бессмертии. Духовный Учитель указывает путь и метод достижения этой цели. Поэтому древние Риши молились: «Миртиор ма амрит гамая» - проведи меня от смерти к бессмертию. 
               
                2019г.


Рецензии