1. О правильно установленных пушках на Ил-2 завода

Лирическое отступление.

Израненная броня - это рабочее название книги, посвященной штурмовику второй мировой войны Ил-2. Не смотря на достаточное количество работ, посвященных этому самолету, тем не менее полной ясности о его конструкции и боевом применении нет. Выпуск самолета несколькими заводами лишь усложняет эту задачу.

Огромную работу по изучению Ил-2 провели О.Растренин и В.Перов. Они первыми обобщили разрозненные данные по самолету и воссоздали в целом его историю. Однако некоторые частные вопросы, при решении такой глобальной задачи, остались не рассмотренными. Более того, в некоторых вопросах были допущены ошибки, которые учитывая вполне заслуженный высокий рейтинг доверия исследования, были в дальнейшем широко растиражированы.
В книге "Израненная броня. Год 41." я хочу исправить эти неточности, приводя документальные обоснования своим выводам.

Книга далека от завершения. Материалов для переработки огромное количество. И если бы не очередное издание про Ил-2, все с теми же ошибками, эти фрагменты не были бы опубликованы сейчас. Из книги опубликую несколько фрагментов по наиболее существенным ошибкам. Надеюсь это прекратит их тиражирование и история самолета получит более точное описание.




Итак, этот фрагмент книги о правильно установленных пушках на Ил-2 завода № 381.

Одной из наиболее распространенных ошибок, касающейся самолетов Ил-2 первых серий, является заблуждение о том, что только на самолетах 381 завода пушки ШВАК устанавливались в крыле «правильно», т.е. ближе к фюзеляжу, а пулеметы дальше. Самолеты всех остальных заводов пушки ставили «не правильно», внутри пулеметы ШКАС, а снаружи пушки ВЯ и ШВАК ( в зависимости от завода изготовителя). В некоторых источниках, в том числе и истории завода, утверждается, что это была самостоятельная доработка КБ завода №381.

Наиболее ранние корни этого заблуждения я нашел в статье О.Растренина и В.Перова в журнале «Авиация и космонавтика» номера 5-6 за 2001г.: «…Пока же на опытный Ил-2 были установлены хорошо отработанные, но менее мощные 20-мм авиапушки ШВАК, и с ними к 22 февраля 1941 г. новый штурмовик успешно отлетал программу заводских испытаний. К сожалению, пушки были установлены на месте внешних пулеметов, что нельзя признать правильным. Дело в том, что установка пушек всего на 10 и 43 см дальше от оси центра тяжести самолета, в вертикальной и в горизонтальной плоскостях, соответственно, чем это можно было бы обеспечить, установив пушки на месте внутренних пулеметов, примерно в 1,5 раза, как показывают расчеты, снизило их боевую эффективность при стрельбе в воздухе. Снижение эффективности пушек обуславливалось главным образом увеличенной ошибкой прицеливания (более удаленное размещение пушек от линии прицеливания) и увеличением рассеивания снарядов при стрельбе в воздухе (вибрация крыла в этом случае сказывается на кучности стрельбы более сильно и т.д.). Видимо, только нехваткой времени можно объяснить такое, в общем-то, неграмотное техническое решение, принятое в ОКБ С.В.Ильюшина при совершенствовании Ил-2 – установка пушек на месте внешних пулеметов была значительно проще и требовала минимальных доработок в конструкции штурмовика…»

Это неверное утверждение. Авторы провели колоссальную работу по обобщению данных о конструкции и применении самолета Ил-2, во времена, когда отсутствовал интернет и доступ к материалам был достаточно сложным и скудным. Стратегические задачи практически всегда оставляют некоторые вопросы тактических задач не рассмотренными. В целом это верный подход, но в данном случае это привело к ошибке. Хотя материалов, даже в указанной статье, хватало, чтобы «дожать» этот вопрос.

Вернемся немного назад в истории создания Ил-2 - к проекту штурмовика БШ-2. В приложении к докладной записке С.Ильюшина было указано стрелковое вооружение штурмовика – 4 пулемета ШКАС в крыле с боекомплектом 500 патронов на ствол для стрельбы вперед и один пулемет ШКАС на турели с боезапасом 500 патронов для стрельбы назад. Бомбовая нагрузка составляла 200-250кг, и состояла из бомб весом от 2 до 100кг.

В таком виде проект и утвердили. 5 мая 1938г был подписан план опытного самолетостроения на 1938-1939г, по которому на авиазаводе №39 должны были быть построены 3 бронированных штурмовика  со сроками предъявления на государственные испытания первого экземпляра в декабре 1938г, двух последующих – в марте и мае 1939г. Требования к новому самолету немного увеличили: наступательное вооружение должно было иметь два пулемета винтовочного калибра и два крупнокалиберных пулемета; оборонительное вооружение состоять из спаренного пулемета ШКАС у летнаба. Увеличили и бомбовую нагрузку до 250-300кг.

Отсутствие подходящего мотора и ряд технических вопросов затянули сроки проектирования. 3 января 1939г был только подан на утверждение эскизный проект самолета. В феврале 1939г. были изменены ТТТ под новый мотор АМ-35, которые коснулись и стрелкового вооружения - оно вернулось к исходному (5 пулеметов ШКАС винтовочного калибра), с увеличением боезапаса до 750 патронов на каждый пулемет.

26 марта 1940г самолет был передан в НИИ ВВС для проведения государственных испытаний. С 1 по 19 апреля 1940г было выполнено 38 полетов и к началу мая 1940г подготовлено заключение по самолету. Среди прочего, в нем С.Ильюшину предлагалось: «5. На самолет БШ-2 АМ-35 № 2, прошедший государственные испытания, установить вооружение вперед: 2 пушки и 2 пулемета (имелись ввиду пушки МП-6 калибра 23 мм конструкции Я.Г. Таубина и М.Н.Бабурина ОКБ-16 и пулеметы ШКАС – авт.) и предъявить на испытания в НИИ ГУАС КА к 1 июля 1940 г…»
Однако к 1 июля 1940г самолет в пушечном варианте не был представлен на испытания в НИИ ГУАС КА. Не был он передан в пушечном варианте и до конца года. 16 октября 1940г ОКБ Ильюшина получило только габаритный чертеж пушки. Самолет испытывался и доводился с вооружением состоящим из 5 пулеметов.

3 октября 1940г Шахуриным был подписан приказ об организации производства двухместного штурмовика БШ-2 с мотором АМ-35 на заводе №381. Этим же приказом С.Ильюшину предписывалось передать всю документацию на штурмовик к 5 октября, а натурный образец к 1 ноября 1940г. А натурный образец ОКБ-55 в это время переделывался в одноместный, получивший обозначение ОКБ-57.

23 ноября 1940г выходит приказ НКАП и ВВС №657/0293, согласно которому С.Ильюшин обязывался в двухмесячный срок установить на БШ-2 две пушки МП-6.

14 декабря 1940г А.Шахурин подписывает приказ №739 о запуске в производство одноместного штурмовика Ил-2 на заводе №18 с требованием внесения следующих изменений в прошедший испытания двухместный штурмовик БШ-2: «…4) вместо двух крыльевых пулеметов ШКАС, установить в крыле две авиапушки конструкции Таубина-Бабурина (ОКБ-16) калибра 23 мм МП-6 (ПТБ-23) с общим боекомплектом 162 снаряда…». С 15 февраля по 1 марта 1941г планировалось выпустить 10 самолетов, а до конца года – 1200 самолетов Ил-2.

Заводские испытания новой машины С.Ильюшин должен был завершить до 10 января 1941г. Сроки эти выдержаны не были. Но, не смотря на это, приказами НКАП от 7 января и 14 февраля 1941г одноместный Ил-2 запускался в серийное производство на четырех авиазаводах №№ 18, 35, 380 и 381. Вооружение должно было состоять из двух пушек МП-6 с боезапасом 150 снарядов на ствол, двух пулеметов ШКАС с боезапасом 750 патронов на ствол и 8-ми ракетных орудий РО-132 (так ранее назывались направляющие для реактивных неуправляемых снарядов). С целью обеспечения взаимозаменяемости агрегатов Ил-2, все заводы должны были строить Ил-2 по единым чертежам. Головным заводом был определен авиазавод №18. По приказу НКАП №518 от 02.10.40г, любые изменения в конструкцию и технологию изготовления самолета допускалось вносить лишь с разрешения Наркома авиапромышленности. Нарушение этого требования квалифицировалось как «…преступление, которое наносит вред государству и подрывает оборону страны…»
14 января 1941г С.Ильюшин докладывает А Шахурину о ходе проведения испытаний одноместного Ил-2: "…самолет производством закончен, за исключением установок пушек МП-6. На самолете сделано 4 полета, осталось сделать еще несколько полетов, которые мы не смогли выполнить 10 и 11 января из-за плохой погоды (видимость не более километре).

Пушечные установки нами изготовлены. Из имеющейся у нас одной пушки МП-6 с магазином от пушки МП-3 мы уже выстрелили на земле с одного крыла 90 снарядов и с другого 76 снарядов. Дальнейший отстрел на земле прекращен из-за отсутствия снарядов. Имеющиеся у нас снаряды (500 штук) мы не можем использовать, так как они годны только для магазина МП-6, а полученная нами одна пушка оборудована магазином МП-3.

Но, если бы у нас и были обе пушки МП-6 и снаряды к ним, мы не смогли бы выпустить самолет для стрельбы в воздухе, т. к. по наблюдениям при стрельбе мы пришли к заключению, что сила отдачи пушки значительно больше 2200 кг, которую назвал тов. Таубин и на которую мы рассчитывали крыло. По предварительным данным Нач. 7-го Отдела ЦАГИ, где был произведен замер силы отдачи, она действительно оказалась значительно больше, чем 2200 кг. Окончательных данных о замере от ЦАГИ мы не получили,хотя замер был произведен еще 3 января с. г…» Далее он запрашивает распоряжения о передачи его КБ данных по замеру, пушек и снарядов к ним для проведения испытаний.

17 января 1941г выходит приказ А.Шахурина №147 о выпуске Ил-2 на всех заводах с двумя пушками ШВАК с боекомплектом 200 снарядов на ствол вместо пушек МП-6.
20 января 1941г ОКБ Ильюшина получает отчет от ЦАГИ, а до конца месяца и пушки МП-6. Однако С.Ильюшин не торопился ставить их на самолет. Отсутствие звеньевого питания создавало определенные сложности с расположением пушки в крыле. И С.Ильюшин, ссылаясь на силу отдачу пушки 5000-5200кг, вместо заявленных 2200кг, пытался всеми правдами и не правдами отказаться от этой пушки. И все же поставленные пушки МП-6 установили на опытный Ил-2 под крылом. В результате испытаний было выявлено, что обойма выходящая из пушки при стрельбе в воздушный поток, заклинивалась, вызывая отказ. Боекомплект при таком размещении составлял 81 снаряд на ствол. Проблему решили установкой обтекателей, которые увеличили лобовое сопротивление и снизили и без того не высокие ЛТХ самолета. Пушку отправили на доработку.

На первом серийном самолете были установлены доработанные пушки МП-6 под ленточное питание. На втором образце – пушки ВЯ-23, так же с ленточным питанием. Боезапас для обеих пушек составлял 150 снарядов. На третьей машине и начиная с пятой ставили две пушки ШВАК с боекомплектом 210 снарядов. На четвертой машине – две пушки СГ-23.

Испытания 23мм пушек ВЯ-23 и МП-6 начались 23 марта и продолжались до мая 1941г. В это время доводились и устранялись недостатки, как самих пушек, так и пушечных установок. Обе пушки прошли испытания удовлетворительно. Основные данные пушек оказались практически одинаковыми, но учитывая низкую надежность и технологичность пушки МП-6, предпочтение было отдано пушке ВЯ-23. Начальнику 10 управление НКАП Б.Тарасевичу было дано распоряжение обеспечить  выпуск всех Ил-2 с ноября 1941г с пушками ВЯ-23 с боекомплектом 150 снарядов. При этом планировалось выпустить в августе 1941г 25 Ил-2 с пушками ВЯ-23, в сентябре и октябре – 50 и 100 самолетов соответственно.

Пушка МП-6 по решению Госкомиссии на основании проведенных летных испытаний была снята с серийного производства. Пушки СГ-23 не прошли полигонных испытаний на самолете ЛаГГ-3 еще ранее.

Так как же инженеры и руководство авиазавода №381 решились нарушить приказ НКАП №518 от 02.10.1940г о взаимозаменяемости агрегатов и внесении изменений? А нарушения никакого не было. Если посмотреть на фотографии трофейных Ил-2 первых дней войны 4 ШАП (бортовой номер 5, 11), 74 ШАП, оставленные на аэродроме в Бобруйске,  то можно увидеть, что на штурмовиках установлены пушки ШВАК и размещены они ближе к фюзеляжу, чем пулеметы.


/У меня есть фотографии этих Ил-2, однако по правилам размещения иллюстраций на сайте proza.ru, я не могу их разместить, поскольку фотографировал их не я. Их размещение не нарушает авторского права, т.к. фотографии не являются художественными произведениями, а являются техническими снимками. Более того, законом допускается размещение в рамках необходимого размера цитирования или иллюстрации процитированного. Но экспериментировать не буду. Можете самостоятельно найти эти картинки в интернете по запросу "Ил-2 4 ШАП". На многих из них хорошо видно размещение пушек ШВАК ближе к фюзеляжу./


В некоторых источниках упоминается, что в апреле – мае 1941г заводом №381 было выпущено 15 Ил-2. Но 4 ШАП получал материальную часть в Воронеже, на авиазаводе №18. Выходит, что первые серии Ил-2 завода №18, выпускавшиеся с пушками ШВАК, имели их расположение ближе к фюзеляжу, чем пулеметы. Таким образом, выходит, что авиазавод №381 работал по утвержденной документации на штурмовик, аналогичной головному заводу. А размещение пушек с внешней стороны стало доработкой после начала установки более крупных пушек ВЯ-23. Чтобы сохранить унификацию, для пушек ШВАК использовались патронные ящики от пушек ВЯ-23 с их доработкой под более короткий патрон.

Отсеки стрелкового вооружения на Ил-2 размещались между нервюрами №№ 6, 7 и №№ 7, 8. На ЦКБ-57 (опытный, одноместный Ил-2), между указанными нервюрами размещались по 2 пулемета ШКАС, с расположением патронных ящиков параллельно оси самолета. На первых серийных самолетах Ил-2 завода №18 между нервюрами №№ 6, 7 располагались пушки ШВАК, с расположением патронных ящиков параллельно лонжерону крыла в пределах пространства между нервюрами. Пулеметы ШКАС размещались между нервюрами №№ 7, 8. А начиная с 10-11 серий, начали появляться самолеты с пушками ВЯ-23, установленных между нервюрами №№ 7,8. Патронные ящики для пушек ВЯ были крупнее по габаритам, и они не умещались в пространство между двумя нервюрами. У конструкторов было всего два варианта размещения вооружения: либо сдвинуть пулемет ШКАС в пространство между нервюрами №№ 8, 9, а на его месте расположить патронный ящик к пушке ВЯ-23, либо поменять пулемет и пушку местами. В этом случае патронный ящик занимал свободное место между нервюрами №№ 8, 9. Конструкторы остановились на втором варианте.

Доработка крыла Ил-2 под пушки ВЯ-23 начались в июле – августе 1941г. В то время, когда заводы №№ 380 и 381 эвакуировались в Нижний Тагил. При этом ранее указывалось, что вместе с заводом были вывезены материалы и заготовки на изготовление 120-140 машин. Поэтому нет ничего удивительного и никакого криминала, что выпускать штурмовики завод начал по чертежам  начала 1941г с пушками ШВАК в соответствии с приказом №147.

До ноября 1941г авиазаводом №18 было выпушено 1464 штурмовика Ил-2. Если удалось выполнить распоряжение о вооружение пушками ВЯ-23, то с пушками ШВАК было выпущено не менее 1287 самолетов. До 9 серии все Илы шли с пушками ШВАК, расположенными с внутренней стороны. С 10 – 11 серии могли появиться самолеты с пушками ВЯ-23.

Учитывая потери материальной части и личного состава в 1941г, штурмовиков Ил-2 завода №18 первых выпусков к концу 1942г уже почти не осталось.

А завод 381 вполне может гордиться другими своими разработками. На нем было выпущено порядка 60 штурмовиков Ил-2 на лыжном шасси. Был разработан первый заводской двухместный штурмовик с мотором АШ-82. Именно этот экземпляр послужил прототипом двухместного штурмовика, выпущенного в 1943г на заводах 1, 18, 30. И это единственный завод, который выпускал Ил-2 в цельнометаллическом варианте в 1942г. Другие заводы перешли к смешанной конструкции самолета. Но это уже другой, не менее интересный и не лишенный заблуждений фрагмент. О нем я расскажу в следующем фрагменте книги...


Рецензии