Автобиография фрагменты

"Я родился в Йорке..."Так начинается одна из моих любимых книг,рассказ о себе я начну так же.Я родилась в  Воронеже. Мои родители-военные инженеры.Серьёзные.Папа работал с  Королёвым,мама разрабатывала системы военной связи,брат тоже хороший  инженер.

...А в школе он сначала был двоечником.Что странно на самом деле : и папа ,и мама были хроническими отличниками. У  мамы даже была золотая медаль"За отличные успехи и примерное поведение" . Такой же "круглой отличницей" , как тогда говорили,была и я. Физика и математика,география и немецкий,  а также все остальное давалось мне просто на раз.Ну а русский и литература-любимые предметы.Зато я не умею рисовать,и с физкультурой было  не очень: по полгода в году я была простужена, и поэтому освобождена  от физкультуры.По рисованию, впрочем ,мне поставили "4 " просто за старание, я и тройки не заслужила.Ну а с ф-кой не повезло с педагогом.Она меня просто ненавидела.Но её тоже заставили поставить зачет.Потом она перекочевала в музучилище,куда я поступила после 8 класса.Мне казалось-мне назло.Отравляла жизнь и там.Тем не менее и там поставила.А через несколько лет после того,как я получила диплом, её типа случайно убили прямо на уроке . Ученик стрелял и типа случайно попал в неё ,пуля была какая- то нестерильная,и попала в какое -то неудачное место.Она проболела полгода и умерла.Видимо, ненавидела она и других учеников и ,как это всегда бывает в жизни ,ученики отвечали ей полной взаимностью,и не все были такие мягкие и прощающие ,как я...Ну ладно проехали.
 
Музыка вошла в мою жизнь в 6 лет ,когда мама купила мне пианино. Я могла бы поступить в любой вуз по оценкам,но вместо того,чтоб  выбирать между литературой и математикой ,я выбрала музыку.Пошла по пути наибольшего сопротивления:-)конкурс там был аховый.100 человек на 7 мест. Но я прошла.....Просто никто из поступавших не писал музыкальные диктанты так,как я :хотите, верьте, хотите, нет,но это ненавидимое многими занятие я обожала и всегда писала на 5. 4 года я проучилась  в училище ,и в 19 лет поехала в село преподавать музыку.На 2 году преподавания я  поступила заочно на филфак университета, а через три года перешла работать туда же в библиотеку,а ещё через  2 года- в сельхозинстиут ,тоже в библиотеку.Потом...Про потом расскажу потом:-)

...В Евпаторию мы всей семьёй ездили из-за меня: я, как уже говорила,часто простужалась в детстве, и маме посоветовали свозить детей в Крым,несколько лет подряд. Кстати ,сейчас мне советуют то же самое.И действительно,простуды тогда сразу отступили,и вернулись только через много лет.

Ездили мы втроём: мама,брат и я.Брат на год младше меня. Отец оставил семью,когда мы были маленькие.Но у меня было, считаю, очень   счастливое детство.Во- первых ,никаких скандалов при детях.Какие бы отношения ни были у взрослых,при нас с Колей они не выясняли их ни разу.Или отношения были стерильно солнечными всегда  ( а так бывает?) ,или они жили по принципу:все для детей,-думаю,скорее второе.Во- вторых, семья наша была трезвой.Спиртного у нас на столе не было даже в праздники.Никто никогда не ругался.Жили мы в одной комнате втроем, но нас это не угнетало.И потом ,у нас были бабушка и тетя.Все жили в одном районе города, можно было и туда, и туда дойти пешком.И у обеих были ключи от нашей квартиры,а у мамы были, соответственно, их ключи.И не нужен был предлог, ни малейший, чтоб  прийти.Я ,придя из школы домой, нисколько не удивлялась, застав там бабушку или тетушку с горячим обедом.Впрочем, они никогда не ночевали у нас: места еле хватало  нам троим. Собственно ,тетушка была нам с братом как вторая мать.Впрочем отец нас тоже не забывал: честно  платил немаленькие  алименты и на каждый праздник приходил к нам с подарками.Отец жив до сих пор,а вот мамы не стало 11 лет тому назад.

Мы с братом оба занимались музыкой.В нашей школе прямо в здании несколько классов было отдано   музыкальной.Правда , через год музыкалка перешла в другую школу:там ей выделили целое отдельное крыло.И у нас полкласса сначала занимались.Но потом каждый год отсеивались, и в итоге до 8 класса доучились только мы с Маринкой -подругой. Вместе и в училище поступили: я на теорию, она на вокал.Она до сих пор поет в нашем театре.
 
Ну ладно.Писать я начала с детства .У меня была классная учительница литературы Римма Сергеевна.Я очень хорошо её помню.Она научила меня связно и логично излагать свои мысли, правильно строить письменную речь,сбалансировать  научность и эмоциональность,правильно начинать и правильно заканчивать,подбирать эпиграфы и цитаты вообще, и многому -многому -многому другому, что  очень  пригодилось мне и в жизни, и в творчестве.После школьных сочинений и университетских докладов  я писала в основном лирику,то есть стихи ,и немного.Процитирую один мой стих.Для начала-только один:

СОНЕТ

Настала ночь, и ночью выпал снег.
Снег шёл всю ночь, и утром не растаял.
Река замёрзла ,кажется,навек.
На лёд предательский я медленно ступаю.

Лёд обломился.Не издав ни звука,
Я шёл ко дну.Похолодела кровь.
Сквозь толщу льда простёр я к Небу руки.
Я клятву дал, хмелея в смертной муке,
Что , если я спасусь,не ошибусь я вновь.

Бог спас меня.Прошло немало дней.
И вновь призывно светится огнями
далёкий берег.Искуситель-змей
Меня смущает сладкими словами.
А сердце говорит:"не смей! не смей! не смей! "

...А вообще я помню многих моих учителей.Про Римму Сергеевну уже сказала, я до сих пор помню её любимую фразу"каждый все понимает в меру своей испорченности".Не знаю,цитата это или её жизненное наблюдение :-)Учителем немецкого у нас в 5-6 класах был Израэль Натанович,реальный немец,приехавший из Германии ,немецкий еврей,сбежавший от войны.За 2 года он дал нам очень много-тем кто смог и захотел взять,как я например.Мне он на полном серьезе говорил,что  у меня берлинский акцент и при хорошем знании  грамматики и лексики  я был сошла в Германии за свою :-) Он был очень  старенький и очень  колоритный.Настоящий"der Lehrer"старой закалки-вроде тех докторов с трубкой и чемоданчиком, что  говорили "ну-с,как мы себя чувствуем" :-) Впрочем, таких врачей я знаю только по художественной литературе.  К сожалению.

Из предыдущего пассажа видно,что я ни разу не антисемитка.Это так. Очень уважаю евреев и армян.Мудрые люди, реально,а главное-все встреченные мною по жизни евреи и армяне были очень приятными людьми и любили нашу семью.Например, нашими соседями много лет была семья Лахман.Помню-их бабушка, когда пекла торт, обязательно один кусочек оставляла моей бабушке, а она часто отдавала мне ,если я была в пределах досягаемости .  У нас не было телефона ,так уж получилось,но в любое вреся дня и ночи мы могли постучаться к Лахманам позвонить,и они ни разу не приподняли бровь.Когда они уехали в Москву,мы реально расстроились.И не из-за телефонов и тортов. У брата Коли всю школу был друг Вовка Браславец,мама его была еврейкой и классным психиатром. Она многому научила меня. Тому, например, что  психические заболевания бывают заразны. Что к ним иногда бывает иммунитет-врожденный.И что человек никогда не сойдет с ума,если ему надо о ком то заботиться .Она всячески поощряла дружбу Коли и с сыном и в открытую говорила,что  у нас самая психически устойчивая семья с большим запасом жизненной прочности. Думаю,это передалось мне :мама говорила"у тебя свое протекание мысли".

 В школе я была круглой отличницей в белом передничке и с кружевными манжетами. Радостью учителей и гордостью родителей.Еще в совсем нежном возрасте( до года) папа выучил меня стиху "мишка косолапый"и записал сие произведение в моем исполнении на катушечный магнитофон.Лет в 18( мои) он вручил мне эту кассету - на память.Кассета не сохранилась ,к сожалению.

В 4 года я научилась читать,а к 7ми перечитала всю детскую литературу,бывшую в доме. Сказки -русские,нанайские,армянские,грузинские ,словацкие,немецкие, французские,авторские...Детскую энциклопедию"Что такое,Кто такой".Трилогию Носова и Денискины рассказы я перечитала по много раз и знала едва ли не наизусть .Так что абсолютная грамотность-это отсюда,ну или может от мамы.Тетя была учителем математики.Мама классно знала физику и историю,вообще, в рамках школьной программы она знала все.Помню,когда Коля сдавал экзамены,она ему написала каллиграфическим почерком ответы на ВСЕ вопросы ВСЕХ билетов по ВСЕМ предметам,1 лист-с 2 сторон-один вопрос.Давала ему читать,объясняла,а ночью перед сном спрашивала и корректировала. Я училась сама, сама сдавала все экзамены. Шпор не писала -мне хватало конспектов.Метода у меня была такая-где то за неделю до экзамена брала вопросы и шла по списку -отвечу без подготовки-идем дальше,нет-открываю первоисточник.Экзамены я всегда...ну почти всегда сдавала на 5ть...

Почерк у мамы был каллиграфический всю жизнь,и не просто так.Она училась в 1 классе сразу после войны,тетради были дороги,а её учительница рвала их в клочья при малейшей помарке.Бабушка имела с ней беседу по этому поводу.С учительницей.Та попробовала перевести стрелки на маму,а бабушка стала на сторону дочери-твердо.Она говорила:"обидеть чужие обидят.а свои должны защищать",еще она говорила:"если у тебя живой здоровый ребенок, ты не имеешь права жаловаться на жизнь",а еще-"не переживай ,что купить детям, какую одежду, переживай,чтоб было на кого надевать"....



Дом у нас был на улице Героев Сибиряков-маме дали квартиру от работы. Однокомнатную.Сколько себя помню,мы все мечтали,что получим 2х комнатную и заживем, как в раю :-) И квартиру мы действительно получили,когда мне исполнилось 18ть. Только не успели обставить её новой красивой мебелью(со старой квартиры взяли только пианино,стол и холодильник),- через год я уехала по распределению в Ведугу,а Коля ушел в армию. И мама осталась в этой большой ( по нашим скромным понятиям)квартире одна.

Тетушка очень  любила меня.Сама она была замужем,неудачно,развелась,родила девочку,девочка умерла.Младенцем.Тетушка больше не вышла замуж,посвятила себя детям сестры,то есть нам с братом,но меня,думаю,она любила больше. Возможно,она видела во мне дочь.Так бывает.Она всю свою  жизнь работала в школе рабочей молодежи учителем математики,на собственные деньги построила кооперативную квартиру,которую завещала мне одной и в которой я живу и по сей день.В 50 лет она вышла на пенсию ,пенсия у неё была 132 рубля,и на эти деньги она продолжала помогать нам и помогала всю жизнь.

...Моя бабушка Луша была глубоко верующей.Тем самым "белым платочком", хранившим веру в самые темные годы. Она научила меня моей самой первой молитве"Отче наш",она говорила"если будет трудно,молись Господу ,Он поможет..."- и этим привела в храм...У неё всегда был пакет -большой -с мелочью- по 20, 10, 50 копеек, видимо,она умудрялась тайком от дедушки ходить в церковь( она говорила"в церкву")и раздавала нищим. Она любила,когда я расчесывала ей волосы. Она варила самое  вкусное в мире вишневое варенье, нас -детей никто не ограничивал,никто не прятал варенье,мы ели, что хотели и сколько хотели ,и может именно поэтому не набрасывались на него,ели в норме. Бабушка никогда не кричала ,ни на кого никогда не поднимала голос.Она была настоящей христианкой,доброй и смиренной. У неё было 8мь детей,5 умерли в детстве.Еще одна дочь дожила до сорока.Замуж она не вышла. Вышли замуж, работали до пенсии и дожили до старости только 2 из них: моя мама( самая младшая ) и тетушка( самая старшая).Так получилось.И у обеих не очень сложилась личная жизнь,а дети выжили  и родили  внуков только у одной из 8ми. Видимо, за дедушкины грехи:она была у него 2й женой.Она жила до 90 лет.Господь забрал её в 90м ,на Успение Пресвятой Богородицы .Она не дожила всего несколько месяцев до рождения 1 правнука.

...У бабушки был дом на улице Конструкторов: 3 комнаты с русской печкой,маленький загончик для скота,керогаз,курятник,удобства на улице, колонка во дворе...Заросли малины за верандой: мы,дети,ели эту малину прямо с куста, как хотели.В садике росли 1 яблоня,1 груша,1 вишня,была грядочка с клубникой,росли помидоры, огурцы, лук, морковка, зелень...Дедушка Миша построил этот дом буквально своими руками после войны.Он был повар,варил солдатам кашу.Он прошёл всю войну и прожил 30 лет после войны. После его смерти бабушка слегла,лежала полгода кажется,потом поднялась,а  дом продали-она разрешила ,а деньги отдала дочерям.Они положили деньги поровну  на книжку, ну а в 90х наше любимое -горячо любимое государство -наложило на них лапу.Дедушкин дом -в денежном выражении -достался какому -то олигарху-пальцы враскоряку, цепяра на жирной шее-и он прикуривал от купюр,а за те копейки,что щедрое государство выделило нам,Коля купил себе кажется мебель или музыкальный центр,а мы купили кухонный гарнитур.Вместо дома. Как говорил святой Стефан, Да не вменится им...

...Воспоминание глубокого детства.У бабушки были 2 баранчика-черненький и беленький.Совсем маленькие.А может, это были овечки,не знаю точно.Я их видела и помнила.А потом как -то раз  я пришла к бабушке- а баранчиков нет.Спрашиваю,где они,мне говорят-погулять, наверное, пошли,придут...Ну ,я успокоилась,вошла в дом- а там на полу 2 шкурки- черненькая и беленькая.Я как-то сразу поняла,что баранчиков больше нет.Очень плакала. Кажется,это было на 1 мая или 7 ноября: помню,что мы собирались с мамой на праздничную демонстрацию.

...Уже в 1 классе мама отдала нас с братом  на музыку.Она сама была очень музыкальна, любила петь. По телевизору и по радио переслушала все оперы и оперетты и часто по памяти и по слуху пела нам песни,романсы и  арии .У неё был красивый голос и отличный слух, а нот она не знала.Зато мы с братом освоили музыкальную грамоту.Коля проучился года два и бросил школу:  у него поменялся педагог,и после тихой и скромной Неонилы Васильевны,которая даже замечания делала шепотом, пришла грубиянка, которая била учеников по рукам. Коля сказал,что ноги его  в той школе не будет.Заставлять мама не стала.Со мной могло произойти подобное, но с Божьей помощью я справилась.У меня была сначала Надежда Николаевна.Особого тепла между нами не было,но было ,скажем так,взаимопонимание людей ,делающих совместно одно трудное дело.Но в классе 3м ( посреди школьного курса)она ушла в декрет.И меня стали передавать от педагога к педагогу.Это меня нервировало,толку от такого обучения не было,были и такие,кто просто говорил"играй"и читал журнал или книгу.Последней каплей была учительница,которая говорила со мной шепотом.Грин обмолвился как-то "шепот может потрясти ,как гром",так получилось и  со мной.Не добыв до конца урока,я вышла из класса,выбежала,пробурчав, впрочем,что-то  типа "разрешите я выйду"и помчалась прямиком в кабинет директора школы.Там я расплакалась и попросила отдать меня  Людмиле Ивановне-той,что провела со мной один урок перед тем и очень мне понравилась.Директор пошла мне навстречу,Людмила Ивановна  стала заниматься со мной- и из серой троечницы (да,там я училась между тройками и четверками в основном) я стала отличницей и гордостью школы. Людмила Ивановна могла,что называется,разбудить ученика,она ставила с нами целые концерты,например,по музыке к "Приключениям Буратино". Я там играла "Погоню". Другие педагоги занимались только индивидуально,другие их ученики могли друг друга и не знать,а у нас был именно класс, мы как-то даже осенью съездили вместе на вылазку в лес с педагогом,эту поездку я запомнила на всю жизнь...Много позже я узнала,что она была ни много ни мало ученицей самой Артоболевской. Словом, мне снова повезло ...Кроме всего прочего,она научила меня слушать себя и заново поставила мне руки-своего рода учительский подвиг.
Еще у меня в музшколе были великолепные преподаватели по музлитературе и сольфеджио. Педагогу по сольфеджио Тамаре Михайловне я очень благодарна: она так научила меня ,так подготовила,что я легко поступила на теоретическое отделение нашего музучилища,что было ,мягко говоря,совсем не просто.А Орешечкина,учитель музлитературы,тоже нам много дала,очень интересно рассказывала о композиторах, о музыке, она научила нас правильно слушать и понимать музыку,что очень много на самом деле.Теперь музыка для меня - не просто нагромождение звуков, а рассказ,ясный мне так же, как прочитанное стихотворение или повесть-только  другим языком-понятным мне.  Многие её рассказы о музыке и музыкантах я помню по сей день...

( продолжение следует)...


Рецензии