Смертельная процессия или последний путь

                Сердце рвётся на части,
                Слёзы текут из глаз.
                Горечь, тоска и обида
                Не покидают нас.
               



                Пусть это никогда не повторится!               
                День поминок-30 мая.
Отметим этот день минутой молчания, зажиганием свечей,
пребыванием на могилах убитых, чтением заметок               
»Смертельная процессия или последний путь».

                По неполным данным
Жертвы фашизма в Янове-1200 человек, в том числе наши родственники из
семьи Гершкович Моисея Ароновича   и    Гершкович Анны Ароновны.

               
               









               
29 мая 1942 года в местечко Янов  Калининского района  Винницкой области заехал конный отряд СС-мадьяры ( румыны ), вооруженные «до зубов» , с фашистскими знаками и с эмблемой-череп отсечённой головы человека.
     К этому времени в местечке накопилось много полицейских, прибывших из других районов.
    Весть о прибытии отряда мгновенно облетела всё местечко.Страх и дрожь охватили каждого человека.
    9 месяцев и 10 дней они находились под фашистским гнётом : еврейская  часть населения была переселена в дома на маленькую улицу, название которой было изменено на « гетто»- от слова гет-разлука, т.е.разлука с окружающим миром , оставляя свои дома и всё нажитое на произвол и издевательства полицаев.Люди подвергались постоянным побоям ,грабежам и убийствам со стороны полицаев.Были убиты Мошка Шимонова, Дорфа Давида, музыканты Гецель и Шмуль Фильгурт, Пинчевский Мошка, жена Гершковича Хуна,Грунфайн Зинаида Мееровна, Шафир Фрейд.
     Эти печальные факты  свидетельствовали о том, что над гетто нависла смертельная угроза, которая в любой момент может осуществиться и обойтись местечку очень дорого.
     Никто не мог себе представить, что фашисты решатся уничтожить всё еврейское население гетто.
    Скоро в гетто стало очень тревожно.Было объявлено, что гетто переезжает в другое место. Людям не разрешили взять с собой никаких вещей.
   Фашисты устроили облаву, охотясь за спрятавшимися евреями.
   Через пару часов после прибытия отряда всех обитателей гетто выгнали на улицу и закрыли на замок в конюшне еврейского колхо                Пользуясь ночной темнотой, Гершкович Арон Иосифович, желая спасти свою жизнь, выбросился из окна конюшни, переплыл реку Буг, но его настигла вражеская пуля. Где и кто его похоронил,неизвестно.
 

 
                В конюшню начали прибывать всё новые и новые люди.В  помещении стало очень тесно, люди теснились друг возле друга.Фашисты усилили охрану вокруг конюшни.
   На рассвете 30 мая 1942 года,  в субботу, всех , кто находился в конюшне и за ней, выгнали и построили в колонну.Измученные голодом, холодом и болезнями люди , двинулись в последний путь,окружённые вооруженными полицаями, фашистским отрядом и большими толпами односельчан-украинцев.Многие из сельчан пришли посмотреть на своих знакомых в последний раз, как бы прощаясь с ними.
    Смертельная процессия шагает очень медленно , головы у людей опущены. Они стыдятся самих себя и своей судьбы.Сердце горит от ненависти к врагам.
     Мозг работает с большим напряжением, мысль обгоняет мысль.И самое главное-останутся ли в живых родственники,находящиеся вдали от местечка,вернутся ли с войны ушедшие в первые дни наравне со всеми гражданами СССР в Красную Армию на борьбу с проклятым врагом.
      Женщины несут своих маленьких детей на руках,прижимая крепко-крепко к груди,готовые принять два раза смерть,лишь бы избавить своего ребёнка от смерти! Процесссия продолжается.Но одна женщина, совсем исхудалая, неся на руках ребёнка, отстаёт от колонны.Тут фашист-нелюд выхватил саблю и , желая показать свою храбрость, одним взмахом отсёк головы матери и ребёнка.Это были дочь и внучка Скляр Хайки Пинхасовны.Обе упали на землю, и земля сразу почувствовала вкус человеческой крови.Правда, другой фашист приказать положить  их тела в телегу и везти за колонной.     Все шагают , а силы истощаются.
         Вдруг Блехерман Бася Срулевна , увидев знакомую крестьянку, передала ей свою дочку, но другая селянка-фашистка указала на это полицаю, и дочка снова была передана  матери.Одновременно нужно отметить, что гражданка Бася несколько дней назад просила другую селянку     забрать её дочку.Селянка не согласилась, мотивируя тем,что не знает,что с ними будет.
                Потом выступила Сима.Как видно,она была из подпольной группы.Её речь была мужественной и смелой.Она сказала:» Нас загнали сюда силой,хитростью и обманом.Ваши братья –фашисты мучали нас голодом, холодом и болезнями,чтобы лишить нас возможности сопротивления.
Вы готовы убить ребёнка в утробе матери, грудного ребёнка, глубокого старика и всех нас.За что? И снова: За что?    Зверь не убивает зверя,если он сыт, как, например,лев и другие.
Но никто из нас не будет падать на колени и просить милости!
Не у кого просить милости!
Вы уничтожите нас, но каждая наша капля крови будет будить у людей ненависть к вам и презрение.
Народы восстанут против вас, и вас постигнет та же участь!
Мы гибнем! Месть-святая месть наступит!»
      Тогда был дан приказ раздеваться.Люди не раздевались.Снова был дан приказ раздеваться.И люди не раздевались.Тогда фашисты начали угрожать, выкалывать глаза сопротивляющимся.Не желая принимать дополнительных мук, несчастные узники начали раздеваться, но Липовецкая Калара Нахмановна и жена Липовецкого Шихи не разделись.
      Они были рассечены саблями.
Уважаемые Липовецкая Клара и золовка!Вы сопротивлялись приказам фашистов и пали смертью мучениц.
     Вечная вам слава!
   И началась кровавая расправа...Расстреливали в двух местах: за польским кладбищем из пулеметов и немного дальше из автоматов,сейчас там находится памятник жертвам фашизма.
На площади семьи и родные держатся вместе.А на устах у них: фашисты-убийцы.

                Фашисты подводят людей к ямам.Заставляют их ложиться один за другим по всей длине ямы.
Раздаются несколько выстрелов , а за ними дикие крики боли,обиды и протеста.Семьи, которые при жизни были прекрасны и полны милосердия к другим, прекратили своё существование.Вместе с ними печально начало умирать и само местечко.Исчезли людской шум, детский смех, улыбки стариков.
      Подводят и подводят новые группы , стрельба не прекращается.Стоя на площади несколько часов, люди окаменели, многие теряли сознание и падали без сознания.Многие молодые люди поседели,как глубокие старики.
Экзекуция продолжается.На площади становится  меньше людей, а ямы наполняются.Фашисты стали волноваться,как быть,если не хватит ям?
Начали подводить одного-двух человек, чтобы в яме равнять убитых. И когда подвели Хлебопроса Янкеля Срулевича и фашистский офицер нагнулся,что показать,как равнять убитых, Хлебопрос выхватил бритву и с большой ловкостью и храбростью перерезал горло и шею офицеру.
Потекла кровь фашиста! Его увезли в Гущенецкую больницу, но по дороге он скончался.Так стало меньше на одного палача! А с Хлебопросом как поступили? Он был рассечен саблями.
     Дорогой Хлебопрос Янкель Срулевич! Ты выполнил свой человеческий долг,ты мстил убийцам за невинно пролитую кровь,а сам пал смертью мученика.
     Вечная тебе слава!
Стрельба всё ещё продолжается.Подходит очередь Мучника Нояху.За него заступаются местные селяне, они просят подарить ему жизнь,но на это не соглашается сам Мучник.Не желая остаться без родных, друзей и знакомых,в одиночестве ходить по обезлюденному местечку, чтобы в ушах всегда звенели крики , вопли и плач убитых, а перед глазами проходили сцены убийства, Мучник сам прыгнул в яму и закричал: « Стреляйте!»
      Вражеская пуля поразила его, и он пал мёртвым.
           Так погибла благородная душа.На площади становится всё меньше и меньше людей , вот уже последняя жертва.
           Фашисты заставили селян засыпать ямы.               
                Кровь хлынула из ям на площадь, которая стала красного цвета, земля  не сразу впитала всю кровь.Солнце направило на площадь свои лучи.Земля и солнце стали  вечными свидетелями всех преступлений , массовых убийств невинных людей и издевательств,
которые фашисты совершили в одном только местечке за один день, чтобы будущее поколение произносило слово» фашист» с презрением, как символ смерти и зла против человечества.
         Насыпи на ямах в течение двух дней то поднимались, то опускались.То поднимались,то опускались...Некоторых людей только ранили, они рвались из ям наверх.Им нужна была помощь,но помощь не пришла.Фашисты расстреливали людей, выбравшихся из ямы.
          Так за один день погибло более тысячи человек.Как это ужасно!Как это ужасно!
         Кто-то из людей, выгнанных из конюшни, остался в живых?
        Да, остались: Шатс Песя, жена Шатса Михеля и ребёнок ускользнули из-под наблюдения охраны и целый день простояли в Буге под мостом.Вечером пробрались в село и зашли в один сарай.
Хозяйка дома Ольхова Мария приняла их,продержала трое суток и помогла перебраться в село Колибабинец, откуда они родом.Сельчане оказали им милость, и они остались в живых.Переживания и страх оставили свои отпечатки на всю жизнь.

               
                Вторая смертная процессия.
               
        «Напившись» вдоволь человеческой крови, фашисты и полицаи не оставили в покое местечко.Началась сильная облава и погоня за людьми.Обыскивали каждый дом, был осмотрен каждый уголок.Срывали полы, искали секретные места.Так продолжалось полтора суток.Выявленных людей перегнали в конюшню еврейского колхоза «Хлебопашец».
       А поступили с узниками тюрьмы? С момента оккупации в Янове открылась комендатура в доме Мешмах Давида.Фашисты ставили своей целью :
       1.Взять на учёт всё население местечка, в том числе грудных детей.
       2.Выявить неблагонадёжных, способных на подрывную работу немедленно изолировать.
      3.Разыскать и изолировать уклонившихся от регистрации, найти,где они скрываются.
      4.Лишить население возможности свободного выхода из местечка.При этом они конфисковали дом Ишмана Переца и превратили его в тюрьму, так появился новый объект-Яновская тюрьма.Всё было сделано,чтобы избавиться от неблагонадёжных, и они были заключены в Яновскую тюрьму.Из них наиболее опасные                перевезены в Калиновку и переданы в гестапо.Не забывали и про скрывающихся.Так, жену Гольдберга Нухима Мониха вытянули из озера Муховка.Вся она была в грязи.И так её бросили в тюрьму.В тюрьме она встретилась с другими женщинами.Узники тюрьмы были переброшены в конюшню еврейского колхоза»Хлебопашец».   
         Надо отметить,что некоторым удалось вырваться из местечка.Это были мастеровые люди, которые направились в ближайшие сёла и там бродили, меняя  места по мере приближения опасности.
        На рассвете 1 июня 1942 года, в понедельник, выгнали всех людей из конюшни и построили в колонну.Измученные голодом,холодом и болезнями люди двинулись в последний путь.Головы были опущены вниз,люди стыдятся самих себя и своей судьбы.Узники еле держатся на ногах.Лица у них чёрные, перегоревшие от волнения и страха, сердце сильно бьётся, душа и тело переполнены  презрением, а голову разрывают мысли ,кто же из родственников,находящихся вдали от местечка, останется в живых.И как будет с ушедшими на войну.Кто вернётся и как вернётся?Шагают,силы истощаются, они идут под охраной фашистов и полицаев.Их сопровождают также толпы местных селян.Они пришли снова и снова посмотреть на своих знакомых, как бы прощаются с ними.Шагают.Вот они уже возле площади, где их ждёт смерть.Площадь их не принимает: нет свободных ям.Их загнали на еврейское кладбище.Люди увидели ямы, и им стало ясно назначение этих ям.Раздались крики,плач вопли и истерика.На площади стояли люди, бледнея смерти.У некоторых губы что-то шепчут. Что это? Просьбы о помощи,проклинание врага? Дали приказ раздеваться.Люди не раздевались.Вторично был дан приказ раздеваться-не раздевались.Угрожали вырывать глаза сопротивляющимся.Люди,пришедшие в отчаяние , на всё соглашались.Начали раздеваться.Подводят к яме группу людей, заставляя ложиться по длине ямы,раздаются несколько выстрелов из автоматов, за ними крики боли , протеста, обиды.Жертвы падают в ямы, а на устах застыли какие-то слова.Подводят и подводят новые группы людей.Людей на площади становится всё меньше и меньше,и вот последние жертвы.Фашисты заставили местное население насыпать над убитыми нетолстый слой земли.Так за этот день погибло около 200 человек.Страшно,очень страшно!
       Ямы остались незакрытыми.На какие жертвы ещё рассчитывали фашисты?
      После второй кровавой расправы в местечке осталось несколько юношей, они скрывались в погребе Маекойза Мойша, они были обнаружены  и расстреляны на кладбище.Привезли также из Мизякова 6 человек, из Жигаловки двоих, из Пикова несколько человек и расстреляли на еврейском кладбище.Схваченные партизаны и неблагонадёжные для фашистов тоже были расстреляны на еврейском кладбище.До окончания войны было расстреляно до ста человек.
    Самым последним  расстрелянным яновским жителем был Лернер Иосиф Шлёмович, приведенный из Калиновки.
     А что случилось с теми, кто бродил по сёлам?Они были схвачены агентами гестапо или полицаями и расстреляны.Где и кто их хоронил,неизвестно.Надо отметить, что Фурман Янкель работал в Уладовском колхозе кузнецом.Полицаи приняли его за партизана,и зимой, в морозный день, погнали его босиком в Хмельник.Дошёл ли он и убит, гестапо, или его убили полицаи по дороге -неизвестно.Ясно одно,что его в живых нет.
   Одновременно надо отметить такие факты:
        В марте 1943 года в Уладовском лесу высадился советский подрывной десант, для проведения подрывной  работы в тылу врага.
       В этом десанте находился яновский гражданин Фурман Шмуль Янкелевич. Десант содействовал развитию местного партизанского движения.
       Фурман Ш.Я. принимал активное участие в операциях десанта и находился в партизанском отряде до момента слияния его с регулярными советскими войсками, которые двигались на Запад.
       По окончанию войны Фурман Ш.Я , награждённый орденами и медалями за отвагу и смелость, был тяжело болен.Эти болезни были причиной его смерти.Он умер в 1949 году.
      Шлимензон Арон Мойлевич был невысокого роста,но широкоплечий.После войны вся грудь его была в орденах и медалях.4 года он смотрел смерти в глаза, но он умер вскоре после войны в Виннице от приступа аппендицита из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи.                Жаль,очень жаль.
       

1944 год.Советские войска  освобождают Винницкую область, вот-вот они войдут в Янов. В одной воинской части находится уроженец  м.Янова- Дорф Ушер Давидович.Он первым ворвался в Янов через Байковку.
      4 года его мучал вопрос,что произошло в Янове,какова судьба местечка?
      Но в местечке никого  не осталось, в живых он не нашёл на старика, ни младенца.
      Зарыдал совесткий воин и горько заплакал.
А на площади» смерти» голоса:» Крепись,крепись и береги свои силы! Впереди ещё путь до Берлина.Мсти, мсти за невинно пролитую кровь.»
     Поддубный Фроим Волькович. Во время расстрела еврейского населения города Винницы была расстреляна его жена, а сам он был легко ранен.Он как-то выбрался из ямы и подался в леса сёл Каменогорки и Брусленовы.Его подобрали партизаны, и он там находился до окончания войны.
      Поддубный Ф.В. принимал участие и в операции , проведённой партизанами  по уничтожению бывшего до войны начальника станции « Винница « за предательство и измену советской власти.
      Среди граждан местечка Янова, павших на поле битвы, были люди смелые, храбрые и мужественные.И можно с  уверенностью сказать,что в борьбе с фашистами они проявляли мужество и героизм.
       Дальнейшее расследование расскажет много хорошего в честь их памяти.
         Дорогие и любимые!
Вы пали жертвой от рук фашистских убийц. Ваши переживания и издевательства и страх неизмеримы.Мы всегда с горечью оплакиваем вашу смерть. Сердца наши бьются от гори и печали.
Чувствуя приближение катастрофы, никто не совершал акта самоубийства.Стоя на площади «смертей», никто не падал на колени перед убийцами и не просил их милосердия.Все сохранили человеческое достоинство.Мы делаем всё для увековечивания вашей памяти.Сооружены памятники, бываем на ваших могилах.
       Местечко наше!Ты мертво, мёртвы твои сыновья, мёртвы твои дочери.Остались только печаль и траур, которые будут передаваться из поколения в поколение.
                Вечная Вам Память!
Примечание: составлено на основании рассказов местных 
селян,знакомых людей, заслуживающих доверия.

Подпись:                Блехерман Б.С.
1 марта 1977 года
После войны в местечке был поставлен памятник жертвам геноцида.
Наши родственники приезжали туда, чтобы почтить память погибших.
Со слезами на глазах наши родственники и потомки жителей местечка Янов вспоминали родных и близких, павших жертвами фашизма.
     Вечная им память!



                ПОМНИМ, ЛЮБИМ. СКОРБИМ!
В данном  рассказе были использованы материалы из  воспоминаний жителей  еврейского местечка Янов  Калининского района Винницкой области.
Воспоминания были отредактированы и перепечатаны внучкой погибшего Арона Гершковича Раисой Гершкович( Рабинович)
















               


Рецензии
Это надо помнить. Помнить всегда. То, что Вы пишете, надеюсь никогда и никуда не денется. Эти свидетельства - вечны.

С уважением,

Владимир Звягин   07.11.2019 15:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.