Бишофит и черная икра

Посвящаю этот рассказ моему давнему другу Илье Тасману.

Нужен толчек, чтобы вспомнить какой-то кусочек жизни. Так и в этот раз, мой старинный друг Илья Тасман, напомнил мне про бишофит и черную икру. История удивительная и показывает весь срез той эпохи, того странного времени, когда все в стране дефицит. Да, напомнил он мне это из Канады, где живет уже почти двадцать лет, а до этого десять лет в Израиле. А вот до этого, до 1991 года, все свои 42 года Илья прожил в Ленинграде, на Лиговке, когда там не было метро, было шумно и грязовато от ж/д, всяких промышленных предприятий. Теперь это цивильное место, там две станции метро, предприятия все умерли, кругом чисто и красиво. Илье бы понравилось. Мы общаемся с другом по Скайпу, нам не скучно поболтать даже после долгого перерыва. Так вот, работали мы с Ильей на оборонном заводе в соседних цехах, дружили давно, знали про друг друга много, в том числе и болезни. У Ильи был остехондроз шейного отдела, а у моей жены – поясничного отдела позвоночника. Лечение не помогало и мы, как и вся страна, искали другие, нетрадиционные способы лечения. Если честно, то с этим делом ничего не изменилось, ну, может только за деньги вам сделают полегче, а чтобы вылечить – большая редкость. Вычитал я, году в 1984-85, в журнале «Изобретатель - рационализатор» статью, в которой рассказывалось про нефтяников и необычное вещество. Они бурили пробные скважины на нефть в районе Волгограда. Работа эта грязная и тяжелая, после работы надо вымыться и залечить те ссадины и ранки, что обычны при такой работе. Но воды было мало  и люди мыли руки-ноги в …. бишофите! Это такое вещество, часто сопутствующее нефти, на вид как снег, оттенков от белого до розово - желто – коричневого. При попадании из скважины на воздух – это вещество превращается в жидкость без цвета и запаха, маслянистую на ощупь и очень тяжелую, с удельным весом 1,6 г/см.куб! Содержит эта жидкость огромное количество солей и была похожа на воду с Мертвого моря. Но тогда мы об этом совсем не знали. Этот побочный продукт – бишофит, сливали в отдельную емкость, чтобы удобнее было его утилизировать. Рабочие мыли руки в огромном чане с бишофитом, поливали ноги, а потом ополаскивались водой. Делали это каждый день, месяцами, уже привыкли к тому, что любую ранку на руках, ногах, жутко щипало, но заметили, что ранки заживали быстро и не гноились. Как всегда, нашелся в коллективе пытливый мужичок, который заметил еще одну удивительную особенность:  у него и его друзей перестали болеть суставы на руках и ногах, кожа стала мягкая и упругая, как помолодела. Мужичок рассказал об этом явлении своему приятелю – доктору. Тот провел исследования на больных – добровольцах, все зафиксировал и получил Патент на лечение заболеваний суставов и кожи с помощью бишофита. Все это происходило в конце 70-х годов. Вот об этом и писал этот журнал, что указал я вначале. Я показал заметку Илье и предложил съездить в Волгоград за этим бишофитом для лечения его шеи и поясницы моей жены. Я пошел к Главному инженеру и честно ему все рассказал, попросил разрешения оформить командировку. Тот все понял, идею по доставке бишофита одобрил и попросил привезти и для себя, так как спина болела почти у всех, что тогда, что сегодня. Мы предварительно созвонились с тем предприятием, что занималось бурением, выяснили на счет бишофита и полетели в Волгоград. Дело было в середине мая, в Ленинграде еще холодно, а там настоящее лето! Мы нашли это предприятие, как нам сказали,купили каждый по  алюминиевой канистре на 20 литров, нам налили в канистры бишофит, дали документы, что безопасно и накладные на сырьё и на транспортировку. Пока мы все это делали, уж не помню кто, предложил нам черную икру. Икра была дорогая, наверное, около 50 р/кг, это при нашем  высоком заработке в 250-280 рублей в месяц, тоже немало.  Мы с другом взяли по банке: побаловать родных и друзей. Но нас предупредили, что перед посадкой в самолет всех досматривают и икру отбирают. На этот случай у нас был с собой документ, что в сопровождении такого то имеется груз, опечатан, досмотру не подлежит. Эта справка была у меня всегда с собой, так как я возил пару раз в год отказавшие электронные блоки на ремонт в город Азов, представителем азовского оптико-механического завода был многие годы. Конечно, я мог отправить эти блоки почтой, что и делал, когда блок нуждался в каком-то сложном ремонте. Таких было немного, так как я именно эту проблему и решал: быстрый и качественный ремонт отказавшего изделия. У меня были Доверенность от завода, клеймо и я один отвечал за все предприятие. Первые годы я очень волновался, но потом пришли навык, уверенность, знания и все шло своим чередом. Так вот эти документы и сработали, как надо. Мы где-то раздобыли деревянный ящик, упаковали в него икру, завязали его и опечатали. В аэропорту нас заставили ящик вскрыть, но я предъявил свою справку и, со скандалом, нас пропустили. Это и вспомнил мой друг Илья, как я кричал в аэропорту, что это секретные изделия, опечатаны и досмотр исключен. Из моей памяти это стерлось, ведь прошло 35 лет! Мы доставили весь груз В Ленинград, раздали по 3-4 литра бишофита друзьям, всем, кто заказывал и … поставили свои канистры в чуланы. Икру съели, но и этого я не помню совсем, хотя мои дети сказали, что помнят, как я привез откуда-то черную икру и они ее ели впервые.  Конечно, мы опробовали лечение компрессами с бишофитом, как рекомендовал доктор, но быстрого и резкого улучшения не получили и забыли об этом. Я давно понял, что все мы ленивы и инертны. Болезнь копиться годами, десятилетиями, а вылечиться мы хотим быстро, просто и дешево. Так не бывает! Наверное, если делать компрессы два-три месяца, потом, с перерывом, повторить, то эффект будет, но мы нетерпеливы и ленивы. Через пару лет мой сосед снизу как-то говорит мне, что у него по стене, с потолка течет какая-то маслянистая жидкость. Я сказал, что это вряд ли от меня, но я посмотрю,  хотя сразу понял, что это было. Проверил канистру в чулане и был потрясен: она была вся мелких дырочках, так как бишофит канистру … проел! У друга – Ильи была точно та же ситуация: канистра была проедена бишофитом и потекла! Илья и я отлили по литру бишофита в бутылку, а остальное отнесли на помойку. Такая вот история про этот удивительный и полезный бишофит и черную икру.
Июнь 2019 г.


Рецензии