Не было бы счастья...

Когда не стало мужа в семье Татьяны  Ивановой, ей было всего тридцать шесть лет. Несчастный  случай унёс жизнь  Александра - отца троих детей: старшей  Анне было шестнадцать лет, сыну  Андрею – тринадцать,  а младшенькой  Оленьке – всего пять.

Теперь и дети, и хозяйство, и множество самых разных житейских  проблем  стали предметом её забот. Татьяна Михайловна  работала учителем начальных классов сельской школы, детей  она  любила,  в коллективе  к ней  относились  с уважением. А после  гибели  мужа   окружили  вниманием и заботой, понимали, как  тяжело сейчас молодой вдове.

Старшие дети Татьяны  были с детства приучены к труду, в  деревне без этого нельзя. У каждого  свои обязанности по дому, только теперь этих обязанностей  стало больше. Сын и дочь как – то сразу повзрослели,  во всём  помогали матери.   Лишних вопросов  старались  не задавать,  боялись  причинить  ей  боль. И только   маленькая  Оленька  никак не могла понять, где же папа,  почему он не едет домой.   Очень они были привязаны  друг к другу.

Тяжело Татьяне было, мужских дел  много, которых раньше она и не знала. Сын старался  заменить отца, но у него  не всё получалось:  молод  ещё.

Тяжёлым было  лето после  Саши, и если бы не помощь  Таниного брата, неизвестно, сумели   ли  бы  заготовить сена на зиму, а то и корову пришлось бы продать. В деревне корова всегда была кормилицей,  расставаться с ней  Татьяне не хотелось.
В  селе  Татьяну  Михайловну уважали, с молодых лет она учила сельских ребятишек,  каждому помогала. Случилось у неё  горе, все отозвались,  а соседи в первую очередь.

Встретился  Татьяне у колодца  сосед – Виталий Николаевич  Лавренёв, у которого почти год назад от тяжёлой болезни  умерла жена. Он был несколько старше Татьяны, оставшись  с троими   детьми,  хлебнул немало  горя. Понимал, как тяжело сейчас ей  одной.

- Как ты, Татьяна Михайловна? – спросил  он, заглянув  в её  глаза, увидел столько боли, что всё понял, можно было и не спрашивать.
- Лучше не спрашивай, Виталий Николаевич, - ответила она. – Тяжело.
Глотая слёзы,  подхватила  она вёдра, направилась к  дому.
- Давай, помогу, - отозвался Виталий, хотел  перехватить её  ношу.
- Самой надо теперь привыкать, - на ходу обронила  она. - Надеяться мне не на кого.

Шли дни, а Виталий никак не мог забыть глаза своей соседки, тронули они его, и ответ её тоже тронул. С тех пор он  старался  встретить её  в магазине, у колодца, на дороге – где угодно, лишь бы увидеть. А когда не случалась их встреча, тосковал.

Не выдержал однажды, и явился  к ней в класс,  занятия уже закончились, детей она распустила по домам.  В классе  была  одна, проверяла тетради. Младшая дочка  Виталия - Ира училась у  Татьяны Михайловны, поэтому  его визит в школу не удивил её. Разговаривали они в этот  раз  не только о школе  и  детях, но  и о жизни.

После этого разговора  Виталий понял, что Татьяна ему небезразлична, решил  испытать  судьбу, посвататься  к ней. Сильно переживал, ведь она учительница с образованием, а он – простой плотник, разве пойдёт она за него. Долго собирался  к  ней, наконец, решился  пойти.

Постучал в её дверь, она открыла, впустила в дом,  предложила  присесть. Тепло у неё, уютно и тихо. Старшие дети  занимались уроками, а Оленька уже спала.
- Что случилось, Виталий Николаевич? – спросила она. – Вижу, что неспроста ты ко мне пришёл.

А он   застеснялся, не знал, как начать разговор.  Дома готовился, подбирал слова, а сейчас всё  забыл. Тяжело вздохнув, начал  без предисловий, сказав о том, что общее горе у них, дети у обоих. Так может, сойтись им вместе, да новую жизнь начать, ради детей.
      
Татьяна   не ожидала такого разговора,  смутилась, даже  покраснела, но  выслушала  до конца.  Это  прибавило  Виталию  смелости.
- Подумай, Татьяна  Михайловна,  а если решишь  свою судьбу с  моей  связать, не покаешься, до конца  жизни беречь тебя буду, ни словом, ни делом не обижу.  Вместе мы с  тобой  детей вырастим,  ещё и  внуков нянчить будем, -  предложил  он  в  завершение  разговора.

- Не знаю, что и сказать, - ответила она. – Я  пока  не думала о  замужестве, мне детей  поднимать надо.
- Так и я о том же, - поддержал её  гость. – Вместе будем, вдвоём – то  оно легче будет!

Долго не спала в эту ночь Татьяна, вспоминая  слова  Виталия.   Разные мысли роились в голове. Решила она посоветоваться  со старшей сестрой Валентиной.
- Ой,  Танюша, не рано ли ты замуж собралась? – всплеснула руками  она. – Погоди, голубушка, пройдёт время, всё встанет на свои места,  надо это пережить. Виталий  Николаевич – мужик неплохой, да ведь у него тоже дети, а с чужими детьми  наплачешься. Правда,  другие предложения  тебе вряд ли будут, кто ж  с троими – то  детьми  возьмёт, но и одной оставаться  не дело, молодая  ты  ещё.

После  этого разговора  с  сестрой, Татьяна  стала избегать встреч  с Виталием, а когда  встречались, опускала глаза.  Стеснялась его, и он  это понял, только  не знал,  какое решение  она приняла.
 
- Вижу я, избегаешь меня, Татьяна  Михайловна, - начал он, случайно встретив  её. – Если отказать мне решила, так и скажи прямо, чего же от меня прятаться.
- Не знаю, что и сказать, Виталий Николаевич, - замялась она.
- Если не решила ещё, так я подожду, - он слегка коснулся  её руки, она  не отстранилась.

- Ждать нам с тобой нечего, сколько не жди, не вернутся наши, - сквозь слёзы  проронила она. – Жизнь нам надо устраивать  ради детей, а не для себя, - она  немного помолчала. – Не знаю, получится  ли у нас семья, - добавила после небольшой паузы.

- А отчего же не получится? Как захотим, так и будет! – радостно ответил он.
Как решили, так и сделали. Непросто  обоим  было. Семья получилась большая, дети  не сразу  отозвались на  такие изменения, хотя хорошо знали друг друга, учились вместе. Татьяна  приняла  детей Виталия, как своих, сумела расположить их  к себе, окружила  теплом и вниманием. Теперь  не трое, а шестеро  у неё стало.
В селе это событие  обсуждали, высказывая разные мнения, а потом  как – то смирились, и разговоры  стихли.

Вскоре  Алексей – старший сын  Виталия  отправился в армию, обе дочери Анна  и Надежда  уехали в город учиться  в медицинское училище. В доме остались  Андрей  и  Оля с Ирой.

- Тасечка,  надо нам тёплый пристрой к дому  делать, -  однажды  за ужином  сказал  Виталий. – Вернётся  Алёшка, женится, пусть молодые живут  в моём доме. Девчонки, выйдя замуж, уйдут к мужьям,  а  для  Андрея  должно быть место в собственном  доме, как ты думаешь?

Татьяна видела, как старается  Виталий, руки у него  золотые: крышу обновил, забор поправил – все дела сходу видел, уж  так  хотел  порадовать свою Тасечку. Она тоже в долгу  не осталась, и  однажды  сообщила ему новость.
Виталий   удивился  и обрадовался  одновременно.

- Как? – спросил он. – Это правда?  Значит,  не зря я пристрой задумал делать, как знал, что семья наша вот – вот  увеличится, - радости Виталия  не было предела. – Тасечка, надо бы нам с тобой  расписаться, коль ребёночек будет общий, узаконить  наши отношения.

- Да  я не против, - улыбнулась Татьяна. Расписали  их в сельсовете, как полагается,  мужем и женой  объявили.

Прошло совсем  немного времени, и старшая дочь Анна  вышла замуж. Поначалу  Татьяна не хотела  её выдавать, считала, рано ещё, только – только  восемнадцать  исполнилось, да и учиться долго. Но когда узнала, что та беременная,   согласилась  без всяких  разговоров,  не ругала, не упрекала, поженили молодых и всё тут.

Надо же такому случиться: в один и тот  же  день  стала  Татьяна  матерью и одновременно  бабушкой. Родился у них с  Виталием  сын – Владик,  у  Анны с Антоном - дочь Люба.

Вернулся из армии  Алексей,  девушка, что провожала, дождалась его.  Сыграли свадьбу,  стали  молодые   жить  в доме  Лавренёвых  отдельно.
Вскоре вышла  замуж Надежда – старшая дочка Виталия.  Вместе с мужем  жили они в городе,  но  домой приезжали часто.
 
Андрей  отправился в армию служить. Подрастали  Ира, Оля, Владик, приезжали внуки,  их уже было трое. Татьяна  и Виталий, всех у себя встречали,  и каждый раз радовались прибавлению семейства.

Из армии  вернулся Андрей  не один,  с молодой  женой  Леной, вот  и  пригодился  новый пристрой.  К  тому времени  успели  построить  ещё и  летнюю веранду, отдельный вход в половину  дома  молодых сделали, такой вариант устраивал всех.  Когда у них   родился  сын,  в семьях  Анны  и Алексея уже  по второму ребёнку появилось.  Теперь у  Татьяны и Виталия было шесть внуков. Пришлось  ей  выйти  на льготную пенсию, чтобы  с внучатами  управляться.

В  семье Лавренёвых  всё  хорошо, подрастают дети, своими семьями обзаводятся, радуют родителей внуками, живут  в добре и радости, любви  да  согласии.


Рецензии
Ранним утром прочла первое из вашего творчества, Эльвира, что предложил мне компьютер сегодня - рассказ «Не было бы счастья...» Приятно сознавать, что есть, есть счастливые семьи,пусть и трудной дорогой, пришедшие к благополучию и спокойной, радостной семейной жизни.Мне нравится ваш стиль повествования, какой-то он уютный, что ли, необыкновенно располагающий к чтению, заставляющий, с неослабевающим интересом, следить за историей жизни главных героев, сочувствовать им и сопереживать.
Спасибо, что подтолкнули меня к знакомству с вашей прозой. Очень рада, что вы вступили в переписку со мной, дилетантом, на этом сайте. Обязательно продолжу знакомство с вашими произведениями, найду и прочту повесть "Жизнь без мамы." Предполагаю, исходя из названия, что, наверно, печальная будет повесть по содержанию, а, может, я и ошибаюсь. Не буду гадать... До встречи.

Лидия Сидорова   29.01.2020 04:31     Заявить о нарушении
Доброе утро, Лидия!
Я рада, что Вы прочитали этот рассказ.
Он мне очень дорог, ибо герои его реальные люди,
как и всех моих рассказов тоже...
С уважением и благодарностью,

Эльвира Гусева   29.01.2020 09:16   Заявить о нарушении
Спасибо, спасибо, спасибо большое, Эльвира!!!

Лидия Сидорова   29.01.2020 10:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.