Полярная звезда

    Море тёплое и спокойное. Прозрачная вода играет солнечными бликами на песчаном дне, выманивая из-под камней маленьких крабиков. Старшая внучка Дашенька с открытыми глазами ныряет за ними, достаёт, внимательно рассматривает и отпускает обратно. Ей нравится сам процесс. Младшая Оленька плывёт, держась за надувной круг, но ей тоже хочется так же нырять.

    Я стою рядом в воде:
    — Оленька, отнеси круг на берег, будем плавать без него.
    — Я не умею, — но быстро относит круг и, разбрасывая брызги, бежит обратно.

    Рядом с нами Даша ныряет за очередным крабиком. Вода выталкивает её на поверхность. Став на песчаное дно, она переводит дыхание и поправляет мокрые волосы.
    — Оленька, ты не сможешь утонуть, даже если ничего не будешь делать. Давай полежим на воде, — предлагаю я.

    Оля соглашается и, держась за меня, ложится на спину.
    — Вода в ушах щекочет! — встряхивает она головкой.
    — Немного приподними голову, но не садись, — перевернёшься. Сидя не плавают, — поддерживаю её рукой.
    — Деся, только держи меня!
    — Оленька, ты мне веришь?
    — Верю.
    — Тогда ничего не бойся. Расслабься и лежи.
    — Ты меня ещё держишь?
    — Держу. Но, и без меня ты сможешь держаться на воде.
    — Я знаю, но боюсь.
    — Солнышко моё, ты не можешь утонуть.
    — Хорошо, не держи меня.

    Потихоньку опускаю руку. Ощутив её отсутствие, Оленька непроизвольно сгибается и глотает солёную воду. Подхватываю её, ставлю на дно. Она крепко держится за меня, откашливается.
    — Миленькая, ты испугалась?
    — Да.
    — Отдохни немного. У нас всё получится.
    К нам подплывает Даша:
    — Деся, что у вас случилось?
    — Отдыхаем.
    — Тебе хорошо, ты уже умеешь плавать, а я не могу, — огорчается Оля.
    — Это же очень легко, — отвечает Даша. — Просто берёшь и плывёшь.
    — Я испугалась.
    — Отдохнула? Давай начнём сначала, — отвлекаю её от грустных мыслей.
    — Только ты держи меня.
    — Держу. Тебе уже не страшно?
    — Нет.
    — Даша не тонет, и ты тоже будешь держаться на воде.
    — Я знаю, но у меня ничего не получилось.
    — Почувствуй, как вода поддерживает тебя и, когда полностью поверишь в себя, скажи мне.

    Проходит секунд тридцать. Чувствую, что она уже не нуждается в моей помощи, но жду.
    — Отпускай!

    Я тихонько опускаю руку. Оля лежит на воде и улыбается.
    — Я поверила! Деся, я поверила!
    — Даша, — радостно кричит она, — я сама лежала на воде!
    — Ну, вот видишь, ты будешь плавать! — хвалит её Дашенька.

    Следующая попытка проходит легче, и скоро Оля барахтается рядом с Дашей, проплывая метра полтора.


    За ужином, девочки, перебивая друг друга, рассказывают бабушке о сегодняшнем дне.

    В открытое окно спальни заглядывает яркая звезда.
    — Деся, это главная звезда?
    — Это Альтаир, очень красивая звезда, но, наверное, не главная. Для людей важна Полярная звезда. Мы не увидим её из окна. Она с другой стороны.
    — Пойдём, посмотрим на неё!

    Мы выходим во двор, ищем просвет между деревьями, чтобы увидеть нужные созвездия.

    — Вот это звёзды Большой Медведицы, — показываю я, — чуть правее, более слабые, Малой Медведицы. Полярная звезда лежит на линии, которая проходит через вон те две яркие звезды, прямо над той веткой.
    — Какая она маленькая…
    — Но её нужно помнить и уметь находить. Море у нас на юге. И рыбаки, возвращаясь домой, плывут на север в направлении Полярной звезды.


    На следующее утро мы подходим к магазинчику Жанны Исааковны. Даша остаётся на улице с двумя надувными кругами. Оля по цвету упаковки пытается выбрать мороженое. Читаю ей названия. Не очень стройная Жанна мгновенно оценивает покупателя и, не глядя на деньги, даёт сдачу.

    — Оленька, ты хочешь научиться читать?
    — Хочу, но не очень. Я хочу летать! — смеётся она.
    — Когда очень захочешь и поверишь в себя, то полетишь.
    — Буду, как чайка, махать руками и летать над морем.
    — Руки не крылья. Люди не машут ими во время полёта.

    Мы уже пришли на пляж и выбираем удобное место недалеко от воды.
    — А как можно научиться летать, — интересуется уже Дашенька. — Я не знаю никого, кто бы летал.
    — Те, кто летает, не рассказывают об этом. Но от природы это дано всем людям.
    — Тётя Жанна никогда не сможет, — возражает Оля. — Воздух не удержит её.
    — Да, — соглашаюсь я, — не сможет. Но её вес здесь ни при чём: люди, которые быстро считают деньги, никогда не смогут взлететь. Да и злой человек никогда не полетит. Он не верит в себя и злится на других.
    — А мы? — спрашивает Сашенька.
    — Все дети могут летать. Правда, не все об этом знают. Только с годами, узнав, что это невозможно, они теряют эту способность.
    — Деся, а ты летал?
    — Да.
    — Покажи!

    Захваченный врасплох, я начинаю оправдываться:
    — Ну, это было очень давно. Тогда я был молод…
Потом, пытаясь выйти из неловкой ситуации, меняю тему разговора:
     — Сейчас на пляже много людей. Нужно, чтобы никто не мешал. Давайте лучше плавать.

    Согреваясь после купания, говорим о всякой всячине, но к утренней теме не возвращаемся.


    — Бася, мы пойдём погуляем! — сказала Даша бабушке вечером и, повернувшись ко мне, тихонько продолжила: — Пойдём к морю, будем учиться летать.

    Мы не стали спускаться к пляжу, где ещё было много людей, а подошли к обрывистому берегу. Внизу шумело море, лёгкий ветерок обдувал лицо. Я стоял, прикрыв глаза, руки чуть отвёл назад и немного наклонился вперёд. Если не смотреть под ноги, то создавалось ощущение полёта. Хотелось оторваться от земли и подняться вверх. Я совсем не чувствовал себя стариком. Как хорошо мечтать в детстве! Ещё не навалились житейские проблемы, ещё всё впереди…

    Не нужно обрывать детские мечты. Только из них в будущем вырастают великие идеи и открытия. Человек, который не мечтал в детстве, никогда не сможет по-настоящему полюбить. Нужно летать во сне. Детство должно быть счастливым!

    — Давайте учиться летать, — очнулся я. — Только это сложнее, чем плавать, и сразу может не получиться.

    Девочки старательно наклонялись вперёд, Оля даже старалась приподняться на цыпочках.
    — Нужно по-настоящему поверить в себя и очень захотеть, — успокаивал их я.

    Конечно, полететь не получилось, и, отложив тренировки на завтра, мы поспешили домой. Девочки убежали вперед и о чём-то переговаривались между собой, а я, поглощённый своими мыслями, немного отстал.

    Внучки проголодались, но ели мало. Даша толкала под столом Олю ногой, и громко шептала:
    — Будешь как тётя Жанна!

    Было немного странно, что девочки быстро уснули, но через полчаса они тихонько встали, подошли к входной двери и, стараясь не шуметь, вышли во двор. Я в окно наблюдал, как они начали разыскивать в небе знакомые созвездия, прислоняясь друг к другу и показывая пальцами в небо. Неожиданно они пошли к калитке. Опасаясь, что девочки заблудятся, я быстро оделся и пошёл за ними к морю.

    Дневная жара спала. Я стоял за акацией и наблюдал, как сестрички, взявшись за руки, что бывало нечасто, стояли метрах в двадцати от обрыва. Они прикрыли глаза и стали так, как мы учились. Лёгкий бриз шевелил их волосы, и я залюбовался ими. Их лица стали спокойнее и серьёзнее. Девочки мечтали. Они по-настоящему хотели полететь.

    Мне так не хотелось, чтобы сейчас наступило разочарование, хотелось, чтобы они, хотя бы на минуту, оторвались от земли и почувствовали упоительную радость свободного полёта. Ведь только в детстве можно так верить и так мечтать. Как жаль, что оно так быстро уходит. Мне очень хочется увидеть их повзрослевшими, но как не хочется упустить этот счастливый период детства. Дни пролетают очень быстро, проходят годы. Уже и младшая Оля уходит в первый класс. Но время нам не подвластно. Его течение нельзя остановить. Нужно ценить каждый миг. Нужно помнить о прошлом, мечтать о будущем и радоваться настоящему.

    Мне показалось, что ноги Оленьки чуть оторвались от земли. К моему удивлению, и Дашенька уже не стояла на траве. Девочки открыли глаза и, всё также держась за руки, медленно и спокойно начали подниматься вверх по направлению к морю. Всё это казалось нереальным. Это был какой-то сказочный сон. Это было невозможно, но они, удаляясь от берега, летели над морем.

    Куда-то исчезла дневная суета. Глядя на них, я почувствовал себя таким же молодым, как и много лет назад. Снова хотелось радоваться жизни, писать картины, сочинять песни, дарить любимой цветы.

    Летящие под звёздным небом девочки ещё ничего не знают и не умеют. Они не научились считать деньги, не знают, что всё и всех можно продать, не привыкли переступать через друзей и разрушать чужие жизни, не понимают, что острые локти важнее, чем крылья.

    Редко кому удаётся сохранить веру себя. А те, кто поверили в силу денег, не понимают, что дружбу, как и любовь, действительно можно продать, но вот купить её нельзя.


    Оленька начала оглядываться, но звёзды были совсем незнакомые. Во дворе дома Полярная звезда была над персиковым деревом, а здесь она затерялась среди тысяч других звёзд. Её волнение передалось Дашеньке, они замедлили полёт, испуганно попытались снова найти её и вдруг начали стремительно падать…


    — Деся, ты?! — они, всё ещё держась за руки, крепко обхватили мою шею.

    Я подхватил их буквально метрах в пятидесяти от поверхности воды. Страх сменился удивлением:
    — Но ты же не умеешь летать!
    — Наверное, ты очень-очень захотел, по-настоящему, и поверил в себя? — подсказывала мне Оленька.

    Мы с внучками легко нашли Полярную звезду и полетели к берегу. Я почти не поддерживал их.


Рецензии