Ч. 112 Моряки в пустыне

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/07/07/966

В Петербурге Валиханова не забыли. Генерал-губернатор Западной Сибири Дюгамель получил запрос от  директора Азиатского департамента генерал-майора Николая Павловича Игнатьева:

«Состоящий в ведомстве Азиатского департамента штабс-ротмистр Валиханов уволен в 1861 году в Западную Сибирь для лечения от болезни.

Признавая необходимым вызвать ныне Валиханова в С.-Петербург, имею честь обратиться к вашему высокопревосходительству с покорнейшею просьбою потребовать означенного офицера в г. Омск и командировать его курьером в Министерство иностранных дел, снабдив его прогонными деньгами.

Вместе с тем имею честь покорнейше просить ваше высокопревосходительство не оставить уведомить меня, в случае, если болезненное состояние Валиханова не дозволит ему ещё возвратиться в С.-Петербург».

Николай Павлович Игнатьев был опытным дипломатом и разведчиком. Видимо, он собирался использовать Валиханова в новой разведывательной операции. Одним из поручений Игнатьеву во время службы военным агентом в Англии было выяснить планы английского правительства в отношении Средней Азии.

С этим поручением он блестяще справился и представил министру иностранных дел свои предложения по противодействию английской агентуре в Турции, Персии и Средней Азии.

Его предложения уже от своего имени министр иностранных дел Горчаков доложил царю. На совещании с царём решили направить в Хиву и Бухару очередную дипломатическую миссию во главе с Игнатьевым.

Более подробно задачи Игнатьеву поставили на заседании Особого комитета 4 января 1858 года. Повод для отправки миссии нашли быстро: ответный визит с благодарностью за поздравление в связи с коронацией Александра II посольствами из Бухары и Хивы.

15 мая 1858 года миссия и конвой в количестве 190 человек отправились из Оренбурга в  укрепление Раим, основанное в 1847 году.

Поскольку Игнатьев предлагал проникнуть как можно глубже по Амударье, то из Швеции доставили маленький железный пароход и паровой баркас, которые назвали «Перовский» и «Обручев». Командовал этой флотилией капитан 1 ранга Алексей Иванович Бутаков.

Ему предстояло подготовить суда для плавания. В распоряжение Алексея Ивановича прислали опытных офицеров, участников экспедиции вице-адмирала Ефима Васильевича Путятина, и матросов и унтер-офицеров из 45-го астраханского флотского экипажа.

Сборкой паровых судов и железной баржи занимались мастеровые с Воткинского завода. Работа шла медленно из-за жары и низкой квалификации рабочих.

Удобства для жизни на судах были не из тех, которым стоило завидовать.
Но, что поделаешь, приходилось терпеть, и не такое видели. Как ни выходил из себя Игнатьев, отправились позже, чем намечали и, когда подошли к устью Амударьи, оно уже обмелело, что создало дополнительные трудности.
 
Гигантские камыши, которыми поросли не только все отмели, но и дно на глубине до трёх метров, можно было сравнить только с джунглями. Тучи комаров как будто специально сидели на голодной диете, дожидаясь появления русских.

Хивинское правительство сразу раскусило истинные  намерения посольства, и отказалось пропустить суда в Амударью. Начались длительные изматывающие переговоры Игнатьева с хивинским ханом.

Они осложнились из-за того, что хану стало известно о съёмках местности, проводившейся под руководством Бутакова.
 
Кроме того, хивинцы посчитали вмешательством в свои внутренние дела отказ Алексея Ивановича Бутакова выдать укрывшегося у него на пароходе беглого раба, перса. Бывшему владельцу раба капитан 1 ранга заплатил выкуп из личных денег, но всё равно это вызвало большое недовольство у хивинцев.

Тем не менее, пока Игнатьев вёл переговоры, Бутаков,  продолжал вести подробные исследования от низовьев Амударьи до Кунграда. Несмотря на запрещение хивинских властей, он вошёл в Кунград, чтобы облегчить положение посольства, которому уже явно начинали угрожать.
 
То, что Бутаков сумел довести пароход до Кунграда, не посадив его на мель, было просто чудо. Обычная глубина в тех местах не превышала брюха лошади. Ситуация  складывалась непростая не только для миссии Игнатьева, но и для Бутакова.

Запас угля у него был ограниченный. Остальной уголь находился на барже, но его не могли передать на пароход по навигационным условиям.
 
Топить паровой котёл было нечем, поскольку на берегу росли только фруктовые деревья, рубить которые Бутаков никогда бы не решился, прекрасно понимая последствия такого поступка.

Задерживаться в Кунграде было нельзя. В случае ещё большего понижения уровня воды пароход оказывался в ловушке, Бутакову тогда пришлось бы там зимовать без продовольствия, а, учитывая настроение хивинцев, их могли попросту уморить голодом.

Посовещавшись, Игнатьев и Бутаков решили, что пароход отправится к Сырдарье, где находился русский порт.

Миссия в Хиву в части дипломатической оказалась неудачной, чего не скажешь о полученных разведывательных сведениях.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/07/09/1839

На фотографии: пароход "Перовский"


Рецензии
Спасибо, Владимир. Интересно, а сами хивинцы составляли карты своих территорий?
С уважением и теплом, Ирина

Ирина Борунова-Кукушкина   07.02.2020 23:52     Заявить о нарушении
Ирина, Вы задали очень интересный вопрос. Я проконсультируюсь со специалистом и отвечу.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   08.02.2020 00:48   Заявить о нарушении
Были арабские, персидские и, частично, китайские карты.

Владимир Врубель   08.02.2020 18:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.