Пенсионеры

Многие до пенсии просто не доживают, а многие считают пенсионеров ненужными, никчемными людьми. Сколько раз приходилось слышать от молодых: «Я до пенсии не доживу!» Хотя посмотришь на некоторых, еле двигающихся, спящих на ходу, и подумаешь, что этим действительно грозит преждевременная смерть от ожирения или,  во всяком случае, огромное количество болезней в старости.

Наталья Андреевна работала всегда с интересом, свою работу любила, но когда почувствовала, что новое воспринимается все с большим трудом и все больше появляется ошибок в программах из-за забывчивости, которой раньше не было, поняла – надо уходить.  Сначала попробовала один год поработать на половину ставки и обнаружила, что дома ей гораздо лучше, чем на работе. Она вдруг стала замечать красоту окружающей природы, узнала, как хорошо, когда не надо постоянно куда-то торопиться, бежать, бояться опоздать. А тут и мама стала совсем беспомощной, у старшего сына родился второй ребенок, надо бы помочь им. Чтобы не расставаться совсем с привычным компьютером, Наталья купила себе ноутбук, зарегистрировалась в «Одноклассниках» и вдруг заочно встретилась с теми, с кем когда-то училась, работала, дружила, просто была знакома. Появились и незнакомые раньше – друзья по компьютерным играм, друзья ее друзей, те, с кем нашла общий язык в каких-то спорах, обсуждениях, кто-то ей предлагал дружбу, кому-то предлагала она.

Один из друзей выставил на сайте отрывки из своего дневника, Наталья с интересом прочитала, решилась показать и свои записи. В детстве она мечтала стать писателем, но отказалась от своей мечты, а дневник вела много лет и написала по этим записям небольшую повесть для сыновей, пытаясь объяснить им, как произошло, что они росли без отцов и отцы у них были разные.

Повесть неожиданно вызвала интерес, особенно у знакомой, давно уехавшей из их города, но продолжающей по нему тосковать. Наталье порекомендовали выставить повесть на сайте проза.ру, она не сразу и с некоторой опаской воспользовалась этим советом, и почти сразу получила предложение номинироваться на премию «Писатель года».  Опубликовать всю повесть или отрывок из нее для Натальи было слишком дорого, а вот на публикацию двух небольших рассказов денег хватило. С каким же восторгом она держала в руках напечатанный сборник, где среди других была и ее фамилия! Дарила книжку друзьям, принесла в библиотеку, где была записана, поделилась радостью с библиотекарями. На следующий год опять номинация, а потом вдруг предложение стать членом Российского союза писателей. И ничего, что ее произведения были не очень умелыми, не выходили в финал премии «Писатель года», Наталья Андреевна все равно была на седьмом небе от счастья. Ей доставляла удовольствие возможность просто говорить то, что она думает, которой она была лишена почти всю жизнь. Всегда очень замкнутая, нелегко сходившаяся с людьми, она еще и по роду работы не имела права ничего рассказывать и даже называть свою должность, номер воинской части, служащая СА – и больше ничего.

Публикаций у Натальи становилось все больше, два журнала сами предложили ей сотрудничество, затем стало работать Региональное отделение Российского союза писателей, появилась возможность встречаться с коллегами, печататься в альманахах РО РСП, выступать на презентациях, участвовать в работе литературного клуба. Наталья с радостью окунулась в эту атмосферу, мешала только нехватка денег и, разумеется, возраст.

Не стало мамы, подросли внуки. Вот уж не думала никогда Наталья, что будет петь в одном из старческих самодеятельных хоров! Правда тот хор ветеранов, который приглашали в воинскую часть, когда она еще работала, ей нравился. Пели они хорошо, и лучше всех семидесятилетняя женщина, лауреат нескольких конкурсов. А другие… Поддерживая находящийся на грани закрытия кинотеатр, профсоюзный комитет воинской части выделял часть денег на билеты своим сотрудникам, а начальники разрешали посещение дневного сеанса в рабочее время. Перед началом сеанса в фойе кинотеатра выступал хор  пенсионеров. Участники очень старались, сшили себе костюмы, прикрепили на грудь банты. Заметно было, как трудно стоять женщине  с опухшими ногами. Тем не менее, одна из операторов со свойственным ей ехидством заявила, что надо бы профсоюзу еще доплатить за прослушивание этого хора.

Заинтересовал Наталью не столько хор, сколько его руководительница и те люди, которых она пригласила на свое собрание. Все пенсионеры, но многие из них занимали ответственные должности, например, директор того самого все-таки закрывшегося кинотеатра. Или бывший редактор одной из местных газет, начальник сохранившегося дольше других пассажирского автотранспортного предприятия. Они обсуждали интересующие их темы, читали стихи известных поэтов и стихи собственного сочинения.  Среди своих стихов много неумелых, не очень складных, но есть и неплохие, главное, что все искренне, от души.  Хор тоже пел как известные песни, так и песни на стихи собственного сочинения, пели хорошо. У Карины красивый, сильный голос, во многих песнях она солирует, поет дуэтом с Иваном Васильевичем. У Ивана не идеальный слух, он порой сбивается, но зато много артистизма, слова песен у него звучат особенно проникновенно. Подпевают знакомым песням все участники собрания, стала подпевать и Наталья, петь она любит. Руководительница Татьяна Владимировна услышала ее пение, предложила Наталье стать участницей хора. Наталья Андреевна неожиданно для самой себя согласилась и почти сразу попала на выступление хора в местном реабилитационном центре.

В реабилитационном центре зал небольшой, почти все слушатели пенсионеры, проходящие здесь лечение. Им также знакомы песни советских времен, с ними они росли, слушают внимательно, подпевают, у кого-то выступают слезы на глазах. Татьяна Владимировна вспоминает разные периоды истории страны: гражданскую войну, комсомольские стройки, великую отечественную войну, тех, кто погиб в боях. Поют по одному куплету, а если зал активно подпевает, хочет петь дальше, то и всю песню полностью. Затем переходят к лирическим песням о любви, родной деревне, красоте нашей земли.  Экология – особая тема, здесь несколько песен на известные мотивы, но со своими словами. Про пенсионеров тоже сочинили свое:
Депутаты гадают, депутаты страдают
Отчего мы так долго живем,
Мы хотим их утешить, мы хотим успокоить:
На картошке сто лет проживем!

Вроде бы все хорошо, но стали возникать разногласия в хоре. Здесь люди со сложившимися характерами, у Татьяны Владимировны характер достаточно властный, но и другие не уступают. Спорят порой из-за сущих пустяков, а порой и по нужным вопросам, из-за выбора песен, хорового или сольного исполнения. Татьяне Владимировне не нравится аккомпаниатор, она часто вспоминает женщину, которая была до него. Та женщина пела вместе с хором, а Владислав не хочет, да и не обязан это делать. Он плохо запоминает слова, к тому же, если он будет петь сам, он не услышит других исполнителей, не заметит их ошибки. Татьяна упорно не желает писать программы выступлений, часто заменяет во время выступления отработанные  песни другими, которые давно не пели, забыли слова. А потом она выговаривает хористам за плохое исполнение. Особенно неприятно, когда Татьяна Владимировна начинает повышать голос, этого Наталья совсем не выносит. Несколько раз у Натальи появлялось желание уйти из хора, но пока не уходит. Владиславу  немного осталось доработать до пенсии, он потеряет часть заработка, если развалится хор. Он единственный получает небольшую плату за свою работу, все остальные ничем не связаны, могут бросить в любое время.

Несколько человек ушли в другие хоры, в том числе Карина и Иван Васильевич. Петь стало некому, у Натальи голос не сильный, слух тоже не ахти, у других оставшихся не лучше. Петь на собраниях  группы еще куда ни шло, а выступать на других площадках уже не получалось. А петь хотелось, хотелось общения, Наталья заметила, что ждет дни репетиции, думает, какие бы песни можно было бы исполнить, о чем интересно поговорить на следующем собрании, с кем можно встретиться.  Она привыкла даже к Татьяне Владимировне, в целом Татьяна неплохой человек.

Уехал в другой город младший сын, живший с Натальей. Работать на дачном участке друга, отправляться с другом в путешествия ей стало не под силу. Все чаще она остается одна в пустой квартире. Выручают книги, компьютер, но живого общения все равно не хватает, обсуждать на лавочке соседок она все также не хочет, подруги умирают, уезжают, становятся такими же малоподвижными. Если бы могло быть долголетие без болезней, потери памяти, одиночества! Возможно, для кого-то угасающий разум становится спасением, но каково родственникам с такими стариками!

Только и надежда у Натальи Андреевны, что слабое с рождения сердце избавит ее от долгих мучений.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.