Ради развития способностей учащихся

Ради развития способностей учащихся
 

              Мало знать, надо применять, мало хотеть, надо и делать.
                Иоганн Вольфганг Гете

        Я познакомилась с Абдуллаевой Райзанат Раджабовной, учительницей русского языка и литературы, завучем МКОУ «Новокаякентская СОШ» Каякентского района Республики Дагестан, в 1983 году, когда она и я учились в ДГУ, на филологическом факультете. Ещё в те годы я почувствовала в ней будущего объективного специалиста, так как она выделялась творческим подходом к учёбе, любознательностью, доброжелательностью ко всем.
        Сегодня у Абдуллаевой Р. Р. высшее образование: в 1988 году она окончила ДГУ, преподаёт в МКОУ «Новокаякентская СОШ» уже 29 лет. Она работает над темой самообразования «Активизация познавательной деятельности путем использования ИКТ». Педагог уверена, что детям   лучше воспринимает ту информацию, которая дается в игровой форме, что они с лучше запоминают те сведения, которые даются с помощью использования информационно-коммуникационных технологий. после того, как она стала завучемв МКОУ «Новокаякентская СОШ», я спрашиваю у неё: «Не трудно ли быть завучем, оставаясь при этом хозяйкой большой семьи, матерью, бабушкой?»
         Она отвечает: «Выручает цифровизация образования, которая избавляет от бумажной волокиты. Компьютерная техника помогает сохранять ранее сделанную работу, корректировать её, вносить добавления, а на уроках удаётся поддерживать в детях любознательность, желание получать новые знания.
         Достоверно известно, что только мудрец умудряется учиться и у детей. Абдуллаевой Р. Р. этот дар дан от природы. Она всегда прислушивается к потребностям учащихся, старается найти к каждому из них индивидуальный подход.
            Говорят, обучая других, учишься вдвойне. В справедливости этих слов можно не сомневаться, глядя на результаты успеваемости учащихся, которым преподаёт Абдуллаева Р. Р. Каждый год, за редким исключением, у всех учащихся стопроцентная успеваемость. 
           «С голубого ручейка начинается река», – поётся в известной детской песне «Улыбка». Именно со знаний, полученных детьми в школе, начинаются знания будущих студентов, будущей смены нашей страны. Об этом завуч МКОУ «Новокаякентская СОШ» никогда не забывает. Она вовремя приходит на помощь любому педагогу. Факт, что школа, в которой работает Абдуллаева Р. Р., вошла в двухсотку лучших сельских школ России, говорит о том, что такие педагоги, как Райзанат Раджабовна, вносят немалую лепту в педагогический труд всей школы, так как учительница, ведет уроки доступным для ученического восприятия языком, конкретизируя темы аргументами и примерами из жизни. Она разъясняет уроки, опираясь на правила, схематические изображения, таблицы. Демонстрируя по экрану наглядности, она учит детей логично отвечать на уроках, применять знания, полученные на уроках, в реальной жизни.
           В беседе со мной Райзанат Раджабовна призналась: «Развитие творческих способностей учащихся через использование новых технологий – важная часть педагогической работы. Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся, как можно больше знаний по предмету, а в развитии их творческих способностей. То есть, раскрыть и дальше развивать в детях качества, лежащие в основе их творческого мышления, сформировать умения управлять процессами познания, понимать закономерности решения проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках и во время внеклассных мероприятий.
           Появление новых информационных технологий обучения во многом облегчило моделирование любого урока. Использование персонального компьютера (ПК) дает учителю возможность ведения занятий на высоком уровне. Применяя ПК, можно создать поурочные и тематические планы, дидактический материал, карточки, тесты, таблицы, игровой занимательный материал – всё это позволяет провести урок на доступно, логично, на  научном уровне, запомнить программный материал без утомительного напряжения.
           ПК с помощью сети Интернет помогает любому учителю-предметнику, подобрать наглядности к урокам, узнавать, каким образом проводятся различные мероприятия, мастер-классы в других школах России. Использование НИТО (новых информационных технологий обучения) дает возможность более эффективно проводить уроки, соблюдать концепцию непрерывного развития образования, углубить самообразование учащихся.
           НИТО, обладая коммуникативными свойствами, позволяют систематизировать накопленный педагогом материал и использовать его на уроках. А это ведёт к заметному повышению эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, особенно на стадии формирования самостоятельности учащихся по выполнению заданий и получению ими дистанционного образования. Применение НИТО на уроках даёт учащимся возможность легко, доступно и зримо усвоить стандартную программу, будь это по русскому или родному языку, выработать навыки самообучения и повторения учащимися полученных знаний, развить наблюдательность и добиваться систематизации знаний.
           Интерактивное обучение, основанное на взаимодействии учащегося и обучающей системы, в форме диалога ученика и компьютера, даёт возможность ученикам овладевать информационно-технологической культурой. А включение учащихся в мировое информационное пространство, формирует вероятность быстрого освоения современными информационными ресурсами, использования мультимедийных средства для самообразования и для самовыражения учащихся. Использование НИТО на уроках помогает отобрать, обработать и применить в учебной деятельности знания, полученные ими посредством ПК, выработать эрудицию, смекалку, умение находить ответы на поставленные вопросы, коллективно усваивать изучаемый материал.
           "Мой опыт работы, - говорит Райзанат Раджабовна, - свидетельствует о том, что в применении НИТО есть свои достоинства. Это возможность: 1) накопить учебный, дидактический, методический или научный материал, его тиражирование; 2) поддерживать последовательность освоения знаний учащимися; 3) повысить уровень мотивации школьников к изучению нового материала; 4) сэкономить время урока. 
            Не скажу, что НИТО – это панацея от всех бед. У них, как у всех ЭВМ, есть свои минусы. Сегодня, в век тотальной компьютеризации, когда подрастающее поколение лучше разбирается в новой технике, чем мы, педагоги, проблема воспитания высокоразвитой личности актуальна, как никогда. Ведь Интернет не только помогает расширить кругозор учащихся или педагогов, но и, к сожалению, приковывает внимание взрослых и детей к себе, заставляя их подолгу находиться перед экраном, лишая детей активных игр на свежем воздухе, а взрослых – возможности заниматься спортом или физическим трудом. А это ведёт неокрепший организм ребёнка или организм взрослого, ведущего малоподвижный образ жизни, к ослаблению иммунитета, потере гибкости суставов, снижению зрения, зависимости от компьютера. Так как НИТО, как и вся компьютерная техника, является источником электромагнитного излучения, это негативно воздействует на здоровье человека вообще.
             Если соблюдать санитарные правила, компьютер может быть и безвредным. Взрослому можно сидеть за компьютером не более 4 часов в день, а ребенку – 10-20 минут. Поэтому педагог может использовать НИТО на разных этапах урока, в зависимости от его целей. Педагог обязан пользоваться ими разумно, грамотно.
             Каковыми ни были минусы у НИТО, я думаю, как ушли из жизни со всеми своими недостатками пергаменты и гусиные перья, чернила и чернильницы, пишущие машины и громоздкие и трудоемкие печатные станки, в ближайшем будущем уйдут из жизни бумажные варианты поурочных или тематических планов, карточки разного рода, написанные наспех шариковой ручкой.
             Каждому учителю-предметнику, если он не захочет потерять работу и оказаться у разбитого корыта, волей-неволей придётся научиться пользоваться ПК, НИТО, так как они облегчают: 1) создание и редактирование любого текста; 2) работу с подбором наглядностей; 3) развитие умений учащихся самостоятельно работать с текстами разных стилей; 4) возможности повышения их речевой и письменной грамотности; 5) формирование у них творческой инициативы и активной жизненной позиции; 6) проведение с ними практикумов с элементами творческих заданий; 7 выработку навыков проектного, личностно-ориентировочного и профильного обучения и т. д.»
             Да,Райзанат Раджабовна права, развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы. Ведь задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Учителям нужно раскрывать и развивать их. Это возможно, если в результате педагогической деятельности создавать условия для их творческого развития.
            "Обоснование данной идеи, - продолжает Райзанат Раджабовна, -  можно найти в трудах психологов Л. С. Выготского, Н. Бердяева, В. М. Теплова, Я.А. Пономарева и других. Опираясь на их труды, я пришла к выводу, что ведущей целью   учителя русского языка должно быть повышение качества литературно-лингвистического образования учащихся путем формирования у них качеств творческой личности. С такой целью в своей педагогической деятельности я использую элементы технологии критического мышления. Ценными в данной технологии являются методические приемы организации учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития мышления личности. С такой целью на каждой стадии урока я использую свои методические приемы. Их достаточно много.
           Например, объясняю: жаргонизмы – это грубые пренебрежительные слова, огрубляющие и засоряющие речь, они способствуют привыканию к ним. Предупреждаю учащихся: «Увлечение жаргонизмами не проходит бесследно. Нельзя употреблять их в речи!» Роль использования интерактивной доски в преподавании русского языка и литературы, родного (даргинского) языка и литературы огромна: от игр или тестирования до научно-исследовательских работ. Например.Даю задание на экране:
            «В каких словах пишется буква – а, а в каких – о?
Выл….женный. Предпол….гать. Подл….жить. Разл….гать. Пол..гается. Сл..жились.  Предпл…жение».
            Дети активно включаются в решение подобных заданий. А я при этом прихожу к выводу, что на уроках русского языка и литературы, использование компьютерной техники и информационных технологий можно организовать по-разному:
- работа с программами.   
- Компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащихся и проверки их подготовленности к ЕГЭ и ГИА.
- обучающие программы (тренировочные тесты, итоговые, проверочные работы)».
            «Игра – путь детей к познанию мира», – писал А. М. Горький. Действительно, игра обогащает знания учащихся, способствует проявлению способностей и совершенствованию их наклонностей.
            А. С. Макаренко писал: «У ребенка есть страсть к игре, её надо удовлетворить». На самом деле, игра активизирует творческое мышление детей.
            Виды игр, используемые мною на уроках литературы для развития творчества и воображения детей, разнообразны: 1) «Хорошо или плохо?», «А что было бы, если бы…», 2) «Помоги литературному герою, отгадай загадку» и многие другие"
           Беседовать с Райзанат Раджабовной интересно, глядя на то, как она приучает учащихся аргументировать свои ответы, поддерживать межпредметные связи,как учит обучающихся анализировать художественные тексты, как развивает у них мышление. Результаты её усилий очевидны: её учащиеся с удовольствием принимают активное участие в классных, школьных и районных, республиканских  конкурсах чтецов, на читательских конференциях, вечерах, концертах, принимают участие в художественной самодеятельности. Её учащиеся принимали участие на муниципальном туре конкурса чтецов «Живая классика» и награждены грамотами. В республиканском конкурсе чтецов «Живая классика» Казимагомедова Розия (8 класс) стала победителем, заняв первое место. Ярко раскрываются таланты её учащихся, участвующих в ежегодных поздравлениях педагогов с днем Учителя, с праздником Восьмого марта. Они разучивают тексты, готовят костюмы, декорации, играют на инструментах, сочиняют авторские песни, танцуют, благодаря и знаниям, полученным от своей учительницы, и сети Интернет.
               Райзанат Раджабовна придаёт большое значение внеклассной работе, участвует в подготовке и проведении литературных вечеров, концертов, что играет большую роль в воспитании интереса к литературе, театру, а это важно для формирования личности будущего специалиста. Результатом её педагогической деятельности является активное участие её учеников в районных олимпиадах, конкурсах сочинений, где они занимают призовые места.
              "Успехи учащихся по предмету напрямую зависят от профессионализма учителя. Не стремиться знать новое о методике преподавания школьных предметов, – значит, неизбежно отстать от жизни", - говорит Абдуллаева Р. Р. Сама она тоже участвует в Интернет-семинарах, конкурсах педагогического мастерства, делится с коллегами своим опытом на заседаниях методических объединений.
             Любознательной и доброжелательной учительнице, Абдуллаевой Райзанат Раджабовне, хочется пожелать дальнейших успехов в педагогической работе и в жизни. 

Курбанова А. Х., член Союза журналистов России,
член Союза писателей России,
учительница МКОУ «Новокаякентская СОШ»


Рецензии
Информационно полный рассказ о прекрасной учительнице, Айша Ханаевна! Спасибо! Побольше бы таких учителей! Спасибо и за мудрую цитату Гёте. Беру её на вооружение: " Мало знать, надо применять, мало хотеть, надо и делать". С улыбкой,

Элла Лякишева   09.12.2019 13:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Элла, за душевный отзыв. Здоровья и успехов Вам в творчестве!

Айша Курбанова 3   10.12.2019 19:52   Заявить о нарушении