Деревенская любовь

 
 Всегда воспринимаю как чудо,  когда вдруг откуда-то из глубин памяти поднимается картинка  вроде бы давно забытых событий и неожиданно предстает  так явственно, словно это было вчера.

 *****

 Шло лето 196... года. Было мне тогда десять лет.
 Как-то раз к нам в гости заглянула одна мамина знакомая и рассказала, что собирается на днях в деревню. В это самое время я прибежала домой с улицы, где мы играли с ребятишками то ли в мячик, то ли в классики. Мамина знакомая удивилась тому, как я выросла и спросила:
- Дусь, а хочешь, я Иринку с собой возьму? По дороге завезу ее в вашу деревню. Пусть отдохнет, молочка попьет, свежим воздухом подышит.
- Да у них там своих детей четверо, - засомневалась мама.
- Ну, так что же! Где четверо, там и пятеро. Дом у них большой, места всем хватит. В конце концов, это и твой дом тоже.
- Нет, я на дом не рассчитываю. Пусть там брат с семьей живут и не беспокоятся.

 Они поговорили еще, и, в конце концов, было решено отправить меня в деревню недели на две.

 Проводив знакомую, мама решила сшить мне пару-тройку новых ситцевых платьев. Она очень любила это занятие. Так что, через три дня у меня появились три новеньких платьица.

 Вещи были собраны. Мама выдала мне денег на дорогу и отдельно велела припрятать бумажную десятку, которую  строго-настрого наказала отдать  хозяйке дома.
- А зачем отдавать деньги тете Наде? - спросила я маму.
- Как зачем? Тебя кормить будут. У них у самих вон сколько ртов. А еще ты приедешь. Гляди, сразу отдай, не забудь!

*****
 До деревни  добирались  сначала на поезде, потом на грузовике.  Мы залезли в открытый кузов  и уселись на дно. На ухабах порой так подбрасывало, что мне делалось очень страшно. Наконец  мы доехали, и моя попутчица  подвела меня к большой избе и постучала в окно.
 Чье-то удивленное лицо тотчас показалось за стеклом.  Попутчица  наскоро попрощалась со мной и снова полезла в кузов грузовика. Ей  надо было ехать в соседнюю деревню.

 Из дома выскочили ребятишки и окружили меня. Их было четверо. Старшая, Галя, серьезная  девушка лет шестнадцати, держала за руки двоих младших, пятилетнюю Танюшку и трехлетнего Колю. А рядом с ними стояла и улыбалась  Маруся. По виду, ей было лет тринадцать - четырнадцать. Темно-русая коса, озорная улыбка и старенькое застиранное ситцевое платьишко - такой впервые предстала передо мной моя веселая сестренка, как говорили когда-то в старые времена, кузина.

- Ты ведь теть Дусина Иринка? - спросила она .
- Угу.
- Ты к нам жить приехала? - продолжала Маруся, бесцеремонно разглядывая меня.
- Меня мама послала, - растерялась я.

- Маруська, хватит болтать, бери чемодан и пошли в дом! - распорядилась Галя. И Маруся подчинилась.

Мы зашли в избу. Маруся поставила мой чемодан и снова подошла ко мне, рассматривая мое платье и босоножки.

 Тут мне вспомнилось, что мама наказала мне первым делом отдать детям подарки.  Я открыла чемодан и достала большой пакет с карамельками и пряниками.
- Вот. Мама просила вам передать, - и я протянула гостинцы.

 Дети тотчас оживились, загалдели. Только Галя вела себя сдержанно.
- Ну-ка, отдайте конфеты. Сначала щи поедим,- сказала она негромко. Но детвора ей подчинилась беспрекословно.
- Давайте все мойте руки и за стол. Обедать будем. А конфеты потом, -строго сказала девушка.

 Когда мы все уселись, Галя взяла  длинную палку с рогами на конце и, отодвинув металлическую заслонку, сунула ее в глубину печи.   Вынув оттуда чугунок, она поставила его на середину стола.

- Маруська, ложки подай! - сказала она.
И каждому из нас выдали по расписной деревянной ложке.

 Я ждала, когда мне дадут тарелку, но оказалось, что есть придется по-другому. Сначала Галя отрезала каждому по большому куску хлеба от огромного каравая. Потом взяла свою ложку и размешала ей в чугунке. А после, зачерпнув похлебку, принялась есть. Следом за ней за похлебкой полезла Маруся, потом Танюшка и Коля.

- А ты что сидишь? Ешь давай, а то, гляди, не останется ничего, - весело подмигнула мне Маруся. И продолжила.
- Вот бери ложку, зачерпывай похлебку, да  хлеб подставь под ложку, чтоб на стол не капать. Поняла?

 Я проголодалась за дальнюю дорогу. И принялась есть. Еда оказалась удивительно вкусной. Обычно дома мама никак не могла меня уговорить поесть супа. А тут я наворачивала без всяких уговоров.

Совместная еда быстро растопила некоторую взаимную настороженность. Я почувствовала, что принята в стаю.

После еды Галя велела Марусе убрать со стола. А сама раздала всем по конфетке и прянику.  Остальное убрала на верхнюю полку в буфет.

- А чаю можно? - спросила я.
- Мы чай не пьем. Вон вода в ведре, зачерпни и пей.

 Я подошла к лавке, на которой стояли два ведра с холодной водой. Зачерпнула кружкой и принялась пить. Вода оказалась холодной и приятной на вкус.

- А где дядя Володя и тетя Надя? - решилась спросить я.
- Мамка на ферме еще. Скоро придет.  А папаня к вечеру приедет. Он зерно возит в район.

*****

 Так началась совершенно необычная для меня жизнь. В ней было все не так, как я привыкла, живя в большом городе.

 Опекать меня подрядили веселую и шуструю Марусю. Она  показала мне  печку. Открыла железную заслонку и дала посмотреть, что там внутри.  В глубине печи, на углях, стояли два чугунка. А палка с рогами, которой Галя вынимала чугунок, оказывается, называлась ухватом. Потом Маруся сводила меня на скотный  двор и показала козу с козлятами и поросенка.  Корова, по словам Маруси, домой вернется к вечеру, когда пастух пригонит стадо.

  Мы сходили в огород,  потом в амбар, который оказался большим сараем, где хранилось зерно.  Заглянули в баню. Маруся рассказала, что топить ее будут в субботу, и мы пойдем туда мыться.  Ее забавляло мое удивление, когда я смотрела на весь этот необычный мир. Она хохотала, наблюдая, как я  опасливо поглядываю на козу и козлят.  Наконец, мы вернулись в горницу и уселись на лавку.

  - А почему у вас на потолке какой-то крюк приделан? - спрашивала я, рассматривая большую горницу.
- Туда вешают люльку, чтоб ребеночка качать. Ты, что, люльку не видела? - удивлялась Маруся.
- Нет, не видела.
- Хм, у нас раньше висела. Мы сначала Таньку качали, а потом Кольку.

-  Какая печка большущая! - восхищалась я.
- Полезли наверх, там тепло, - позвала меня Маруся.
- Погоди-ка, ты бы платьишко попроще надела, а то это у тебя больно нарядное, - заметила Галя.
- А у меня все такие. Мама перед отъездом мне три платья сшила.

 Мы слазили на печку, потом  на полати.
 Вскоре пришла тетя Надя. И отправила нас с Марусей за сеном, чтобы набить мне матрас.
 Я не переставала удивляться, насколько здесь, в деревне, другая жизнь.

Солнце клонилось к закату , когда на дороге показалось стадо. Большая  корова, рыжая с белыми пятнами, вошла во двор. Рядом с ней шагал теленок. Корову загнали в стойло, положили ей сена.  И тетя Надя принялась ее доить.

 Я стояла неподалеку  и смотрела,  как струйки молока звонко ударили по ведру, которое тетка подставила под вымя коровы. Ведро постепенно наполнялось молоком.
Потом тетя Надя взяла ведро и понесла в дом.  Она процедила молоко через марлю и разлила по кринкам.
 Ребятишкам было приказано  садиться за стол и пить парное молоко со ржаным хлебом.
Это было очень вкусно - душистый хлеб с твердой корочкой и теплое молоко.

 - Ну, идите погуляйте маленько да спать будем, - предложила тетка.

 Маруся повела меня знакомить с местной детворой. Возле одного из амбаров была небольшая площадка, куда дети прибегали вечерами поиграть. Меня рассматривали с интересом. Я была единственным ребенком в босоножках и ярком платье. Остальные ребятишки были босыми и в старой поношенной одежде. Помню, как  мне было неловко перед ними. Но в игру меня взяли. И скоро я перезнакомилась со всеми и почувствовала себя свободнее.

 Мы вернулись в дом затемно.
Спать меня уложили на большом сундуке. Сверху на него положили матрас, набитый соломой,   большую цветастую подушку и лоскутное одеяло. Никаких простыней, наволочек и пододеяльников не было. Я долго ворочалась и не могла уснуть. Вдруг захотелось домой в свою привычную постельку.
Засыпая, я слышала, как вернувшийся с работы дядя Володя о чем-то тихо переговаривался с женой.

*****
  Про деньги, которые следовало отдать хозяйке,  я вспомнила  только через пару дней и сунулась в свой чемодан.  Но, как ни искала, денег так и не обнаружила.
- Марусь, у меня деньги пропали из чемодана, - растерянно сказала я.
- Что за деньги? Сколько? - спросила она.
- Мне мама дала десять  рублей, чтобы я отдала тете Наде. А они пропали куда-то...
Тут подошла  Галя и строго сказала:
- Я эти деньги маме отдала! Так что, не ищи.

*****
 Днем мы с Марусей выполняли разные задания по хозяйству. То рвали траву для теленка, то ходили пасти козу с козлятами, то бегали за горохом на поле. А вечерами  ребятишки разных возрастов, выходили посидеть возле амбара.  Мы усаживались на лавку и разговаривали или играли  во что-нибудь. Вся детвора целыми днями бегала  босиком, а я сначала ходила в босоножках, потому что босиком было очень непривычно, колко. Но уже через несколько дней я попривыкла и с тех пор тоже бегала босая.
 Играли в ножички, в прятки, в догонялки. Иногда садились и распевали песни. Словом, было весело. Но недолго.
 
 В один из таких вечеров к нам пришел  играть  Мишка, мальчишка лет двенадцати. С его появлением моя спокойная жизнь закончилась. Он без конца  приставал ко мне,  то дергал  за косички,  то заступал  дорогу,  то хватал за руки.

- Ну, ты, дурак, отстань! - возмущалась я. Но этим только его раззадоривала.
Мне ведь хотелось играть и веселиться с ребятней, а он, стараясь обратить мое внимание на себя, страшно мешал. Убедить его не трогать меня никак не удавалось. От отчаяния  я решила пойти к его маме и пожаловаться. Как и все дети, я не любила обращаться за помощью к взрослым для решения своих проблем, но паренек настолько  отравлял мою жизнь своим назойливым вниманием, что другого способа, чтобы оттолкнуть его, я не нашла.
 Маруся показала мне их дом, но сама идти туда отказалась наотрез.
- Ты иди. А я тебя тут подожду. 
И она осталась во дворе.

Я решительно вошла в дом, прошла через сени и постучалась в дверь горницы.
- Кто там? Входите! - послышался женский голос.
Я вошла и остановилась  на пороге.

 Женщина в скромной одежде, фартуке и косынке, завязанной концами назад, стирала белье в большом корыте. Она взглянула на меня удивленно.
- Ты чего?

 Я смущенно потопталась в дверях и сказала:
- Ваш  Миша меня все время за косички дергает...
-  Да ну? - улыбнулась она.- Так наверно ты ему понравилась. Вот он подрастет маленько, школу закончит и женится на тебе.

 Такая перспектива показалась мне ужасной. И я взорвалась негодованием:
- Мне он совсем не нравится. И вообще...он дурак! Скажите ему, чтобы он ко мне больше не приставал!
С этими словами я повернулась и, грюкнув дверью, выбежала из дома.

 ****

 Через неделю деревенской жизни, когда все уже было пересмотрено и перепробовано, я заскучала. Мне приснилась мама, во сне я звала ее. Меня стало нестерпимо тянуть домой.
 И вдруг Маруся явилась ко мне и радостно объявила, что на их улицу приехал парень из города.

 В тот день я впервые увидела Колю. Высокий мальчик лет четырнадцати в темных брюках, светлой рубашке  и в ковбойской шляпе шел по улице вместе с друзьями.
 
 На фоне деревенских пареньков он казался необыкновенно красивым. А его шляпа поразила мое воображение.
 Меня накрыло странное состояние. Я просыпалась с мыслями о Коле и ложилась спать, думая о нем. Это были еще не эротические грезы, а интерес  и восхищение.

 Помню, однажды вместе с девчонками мы пошли купаться на речку. И обнаружили на берегу Колину одежду, прикрытую сверху его огромной шляпой. Все убежали купаться, а я подошла и взяла его шляпу в руки.

 Восхищение  прошило  меня насквозь, ведь удалось дотронуться до той вещи, к которой каждый день прикасался Коля.
Он купался в речке и, увидев меня, сердито закричал:
- Эй ты! Ну-ка положи шляпу на место!
 Я смутилась. Положила шляпу и пошла купаться.
 
*****

 Пару дней спустя я сидела возле реки, на мостках, болтая босыми ногами в теплой воде. Вдруг подошел Коля с удочкой. Он устроился неподалеку и закинул удочку в речку.
- Ты тоже из города? - спросил он.
- Угу, - кивнула я.
- Давно приехала?
- Давно. Скоро домой поеду.
- А мы недавно. Я тут до конца лета пробуду.
 
 Мы говорили о чем-то обычном,  а я волновалась так сильно, будто происходило что-то особенное. То, что мальчик, который мне нравится, рядом со мной, то, что он говорит мне что-то добрым голосом, уже казалось чудом.

- А ты рыбу умеешь ловить? - спросил Коля.
- Нет, никогда не ловила.
- Хочешь, научу? Иди сюда.
Я подошла.

- Вот смотри - там поплавок. Видишь?
- Вон тот желтенький? Вижу.
- Он сейчас на воде. А когда рыба схватит червяка и заглотит крючок, то поплавок уйдет под воду. Поняла?
- Да.
- Хочешь попробовать?
- Хочу.
- Держи. Когда поплавок скроется, ты сразу вытаскивай удочку.
 - Угу.
- Я скоро приду, - сказал Коля.

 Он ушел. А я осталась на берегу, очарованная тем, что разговаривала с ним, а теперь  держу в руках его удочку.

 Через полчаса  Маруся обнаружила меня на берегу и уговорила сходить домой поесть, пока она половит рыбу.

Я  убежала, торопливо поела и вернулась к реке.
- Ой, а где же удочка?
- Колька забрал. Еще и ругался, что ты мне ее оставила.
 
 ****

 Через пару дней я уезжала домой. Колю я больше так и не  увидела. Но думала о нем, вспоминала часто, каждый раз трепетно переживая.

 ****

  Прошло около года. Однажды к нам в гости приехала Маруся.
- Ты помнишь Кольку? - спросила она, лукаво прищурившись.
- Помню. А что?
- Он этим летом опять приедет. А ты приедешь в деревню?
- Я постараюсь.
- Че, влюбилась в него?
 
 Я смутилась,  не зная, что ответить.
- Да, ладно, вижу. Вот и приезжай. Правда, он в прошлом году с одной девчонкой гулял. Ей тоже четырнадцать. Они на танцах в клубе познакомились.

 Слушать такое мне было  больно. В моих девчоночьих  мечтах Коля был прекрасным принцем, который обязательно дождется, когда я вырасту, и женится на мне. Как может быть иначе?  Не может же принц  встретить и полюбить другую девочку, ведь в сказках так не бывает!

 Маруся уехала к себе домой. А я еще долго горевала. Этим летом в деревню я больше не поехала: родители достали мне путевки в лагеря.

 Память о Коле потихоньку стиралась. Детская влюбленность в красивого и необычного мальчика  прошла, как простуда. Ведь каждый день случались какие-то события, впечатления наслаивались одно на другое. И воспоминание о том лете, казалось, совсем забылось.

*****
 Много лет прошло, я прожила большую и сложную жизнь, про Колю не вспоминала. И вот, что-то заставило подняться это далекое воспоминание  на поверхность. Я так и не поняла, что...

,


Рецензии
Здравствуйте, Ирина!
Читала, вспоминала и вздыхала! Самое раннее моё детство тоже было в деревне.
И, наверное, отложилось в памяти навсегда!
Люблю деревню больше, чем город!
Спасибо за разбуженную ностальгию!
С уважением и теплом,

Элла Лякишева   03.08.2022 22:22     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, дорогая Элла Евгеньевна!

Ирина Полонская   04.08.2022 05:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.