Страницы тетради. Воспоминания первых лет Пермског

 Воспоминания первых лет Пермского отделения УИРО.
Рассуждения о будущем

Июль 2018-го в Перми стоял жаркий. Вдруг нахлынули воспоминания прошлых лет. Я увлекалась с 80-х годов XX века краеведением, краеведческой библиографией, топонимикой, когда работала в краеведческом секторе информационно-библиографического отдела, а потом в 90-х в краеведческом отделе Пермской областной библиотеки им. А. М. Горького. Когда мне исполнилось сорок лет, я осознала, что ничего не знаю об истории родной фамилии — Пикулев(а). Почти пять лет собирала по крупицам информацию об этой фамилии. Мне помогала моя профессия библиографа.
Однажды, общаясь с отцом и его братом, я поняла, что не знаю ничего о своём прадедушке и прабабушке, даже о дедушке Григории и его военном прошлом знала очень мало. Да и у братьев Пикулевых информация была разная и противоречивая. Поиск в интернете начинала робко, на работе, после 2003 года. Как-то нашла сайт Уральского историко-родословного общества, потом сайт Корневой Оксаны Владимировны. В марте 2007 года написала письмо Оксане Владимировне о том, что хочу вступить в УИРО, и получила в апреле по почте анкету УИРО, заполнила и отправила обратно. Вот так я стала членом-соревнователем УИРО. Мои познания по генеалогии начались с книги А. Н. Онучина «Твоё родословное древо» (Пермь, 1992).
Открываю небольшую тетрадь салатного цвета — мои записи событий и жизни Пермского отделения Уральского историко-родословного общества. Записывала в основном ход заседаний нашего отделения, начиная с  первого, состоявшегося в Перми в торговом комплексе «Колизей» 27 января 2008 года. Нас было пять человек на этой встрече. Там мы впервые увиделись и познакомились. Спасибо Михаилу Юрьевичу Елькину, председателю УИРО, за то, что нас собрал.
До сих пор помню эту судьбоносную встречу, этот интересный разговор и обмен информацией по генеалогии и по журналу «Веси», просмотр практического пособия Э. А. Калистратовой «Как найти корни своего рода» (Екатеринбург, 2007) и его покупку за пятьдесят рублей. До этой встречи меня мучил вопрос: почему же в небольших городах Свердловской области есть отделения УИРО, а у нас в огромной Перми и Пермском крае такого отделения нет?
В середине встречи я осмелела и поставила этот вопрос перед председателем УИРО М. Ю. Елькиным. Он ответил, что этот вопрос нам решать — родоведам Перми. Поставил на голосование. Быть ли отделению в Перми? Мы — пять человек родоведов УИРО проголосовали единогласно. Следом возникли вопросы. Где проводить наши встречи, заседания? Кто будет руководителем Пермского отделения? Решили, что руководителем буду я, Поповцева Светлана Витальевна, а так как работаю я в Пермской краевой библиотеке им. А. М. Горького, то там и будем собираться.
Началась интересная жизнь. Мы радовались, как дети, каждой встрече, каждому заседанию в небольших холлах и конференц-зале библиотеки им. А. М. Горького («Горьковке»). Иногда в библиотеку приходил Денис Владимирович Бояршинов и делился со мной своими находками: архивной информацией по купцам Каменским или другой интересной информацией, которую нашёл в какой-то старой книге или в архивном документе ГАПК. Иногда раздавался звонок на мой сотовый телефон, и я слышала голос Яна, что он в метрической книге села Гамиц нашёл Поповцевых…
Я тоже делилась информацией с молодыми родоведами по их фамилиям, если случайно встречала в справочных изданиях или в архивных делах. У Дениса был целый список фамилий, которыми он занимался. Мы были на равных с молодыми людьми. Они много искали для членов УИРО из Екатеринбурга. У Дениса Владимировича Бояршинова по субботам и воскресеньям была актёрская работа в ТЮЗе, а среди недели он часто отдыхал и посвящал эти дни отдыха генеалогическому и архивному поиску или забегал в библиотеку им. А. М. Горького.
С остальными членами Пермского отделения я встречалась реже, особенно с Ольгой Александровной Елизарьевой и в первые два года с Романом Александровичем Ладейщиковым. У меня в первые годы деятельности Пермского отделения было только два активных помощника: Ян и Денис. Ольга Александровна — историк, генеалог со стажем и опытом, была нас намного «выше», то, что нам казалось в новинку, ей было давно известно. Даже Денис по знаниям теории генеалогии был «выше» меня. Не знаю, каким я была руководителем в это время. Я постоянно познавала что-то новое в области истории, краеведения и генеалогии, и мне это очень нравилось. Была увлечена поиском своих корней — государственных крестьян Пикулевых, с 2007–2008 годов появились у меня первые значительные находки.
Второе заседание-собрание состоялось 7 мая 2008 года, где присутствовали четыре родоведа и два читателя. Здесь впервые дали читателю консультацию об архивных документах XVII–XVIII века по Пермской земле. Именно на этой встрече, обсуждая разные вопросы, решили издавать в Перми за свой счёт сборник по родословию. Нас было мало, и опыта в издательском деле не было, поэтому к этому вопросу вернулись только в январе 2013 года.
Следующее заседание в «Горьковке» состоялось в конференц-зале в сентябре и было посвящено летним поездкам. В дальнейшем каждую осень мы собирались, чтобы послушать увлекательные рассказы о разных архивах, музеях Пермского края и городов России. Тема «Летние поездки» стала традиционной с сентября 2008 года по октябрь 2014 года. Мы были увлечены генеалогическим поиском родных семей, отпуска проводили в архивах и музеях разных городов России и Пермского края. Это было счастливое время познаний, поисков и находок. Нам было интересно вместе. Встречи проходили не только в Пермской краевой библиотеке им. А. М. Горького, но и в Государственном архиве Пермского края (ГАПК).
Денис Владимирович Бояршинов стал успешно консультировать на форуме уральской генеалогии. Я начала общаться на форуме с 2009 года, а Роман Александрович Ладейщиков ещё раньше.
Нам помогали наши опытные коллеги из Екатеринбурга. Раз в год приезжал и консультировал меня, был на заседаниях заместитель председателя УИРО Юрий Витальевич Коновалов. Однажды с ним приехал Сергей Владимирович Трофимов, который дал мне консультацию по фамилиям первой ревизии Чердынского уезда Емо-Лопвинской провинции 1720 года. Коллеги из Екатеринбурга делились опытом, советами, подсказывали, как мне строить отношения с родоведами. Председатель УИРО М. Ю. Елькин консультировал по электронной почте и отвечал на мои вопросы: кого приглашать в Пермское отделение УИРО? Как правильно составить положение о Пермском отделении? Михаил Юрьевич Елькин  руководил в мае 2012 года секцией «Библиотеки и генеалогия», которая работала в Перми на Российском библиотечном конгрессе.
Я так увлеклась работой, как руководитель отделения, что даже забыла про пункт в положении: «руководитель отделения выбирается сроком на год», и вспомнила о нём, когда перечитывала документ в январе 2013 года для подготовки отчёта на заседании родоведов.
Пермскому отделению УИРО исполнилось пять лет в январе 2013-го. Как быстро пролетели эти годы! Нас стало уже 20 человек. И всех я знала, консультировала, беседовала, давала для заполнения анкеты о членстве в УИРО, отправляла их почтой Елькину М. Ю.
Годы шли. Сменилась группа активных членов отделения и моих помощников. Это были начинающие родоведы: Краснопёрова Наталья Васильевна, Жемчужников Станислав Глебович. Они пришли к нам краеведами из общества «Пермский краевед», а стали опытными родоведами, методистами, консультантами.
Особо хочется отметить Наталью Васильевну Краснопёрову, которая поддерживала все мои начинания. Ей удалось то, что мне не удавалось несколько лет: утвердить краеведческий отдел библиотеки как постоянное место проведения заседаний Пермского отделения УИРО и открыть в краеведческом отделе Пермской краевой библиотеки им. Горького консультационный пункт по вопросам генеалогического поиска рода и семьи. Это произошло, когда Наталья Васильевна вступила в должность заместителя руководителя УИРО. Краснопёрова Н. В. быстро освоила теорию и методику генеалогического поиска и стала отличным консультантом, лектором… Сегодня она не только консультирует, но и проводит обучающие семинары, читает лекции, выступала и выступает с докладами на научно-практических конференциях, чтениях. Посмотрите хронику Пермского отделения, там Наталья Васильевна светит, словно звезда. И я очень рада, что такой умный, тактичный, добрый и внимательный человек продолжает активно работать на благо развития новых форм пермского и уральского родословия. Бескорыстно отдаёт свои знания и опыт людям и начинающим родоведам.
Когда я была руководителем, у меня было много идей для объединения членов Пермского отделения, чтобы, как и в начале, мы жили одной семьёй. Предлагалось хоть раз или два в год вместе выезжать в исторические города Пермского края с посещением музеев, галерей, памятников природы и архитектуры. К сожалению, тогда меня не поддержали родоведы, решено было в 2013 году выехать группой в экспедицию в Чердынский краеведческий музей по поиску и обработке документов, но так и не собрались, не получилось.
Согласна, что время проходит стремительно и в век новых технологий нужен новый стиль руководства, но жалко, что забываются традиции, что генеалогия становится коммерческой, что уходят простые и добрые отношения между родоведами и генеалогами, остаются только деловые, которые зачастую порождают зависть, заносчивость, гордыню, ложь…
Уходит радость от поиска, от любимого дела, от долгожданных находок, от общения с друзьями, родственниками…
Может быть, я преувеличиваю, но сегодня с принятием Устава УИРО как общественной некоммерческой организации надо платить ежегодно взносы (500 рублей). Родоведы стали свободны в выборе: можно быть членом УИРО, но не членом Пермского отделения, можно быть руководителем отделения и ничего для отделения не делать, можно не общаться реально, а только виртуально…
Пермское региональное отделение УИРО — это не клуб по интересам, там надо работать, передавать и не забывать традиции и знания, общаться как можно больше и не только в зале краеведческого отдела Пермской краевой библиотеки, вести летопись событий (хронику) в электронном варианте, консультировать…
Возможно, нужны, какие-то новые, современные формы работы, но не только виртуальные, а и реальные.
Таким образом, сегодня, через десять лет, снова возникают вопросы: быть ли Пермскому отделению УИРО? Нужно ли Пермское региональное отделение УИРО?
Может быть, Пермское отделение УИРО свои задачи уже выполнило. Любое региональное отделение некоммерческих обществ ежегодно ставит один и тот же вопрос: быть или не быть? И отвечает, что всё же быть. Думаю, что нужен новый правовой российский документ о региональных отделениях некоммерческих обществ, или новая редакция закона «О некоммерческих объединениях и обществах», где бы строго была прописана сумма взносов, структура и задачи, финансирование, издательская деятельность…
Здесь рассматривается только моё мнение. Вы вправе со мной не согласиться.
Сегодня Пермское отделение УИРО переживает момент застоя, хотя регулярно проводятся (два раза в месяц) консультации для всех желающих и начинающих родоведов. Но их проводит только член правления УИРО, методист со стажем Наталья Васильевна Краснопёрова. И пока работает ещё одно направление деятельности — издательское (С. В. Поповцева).

Таким образом, пермским родоведам надо собраться и решить главный вопрос: быть ли Пермскому отделению Уральского историко-родословного общества?

В конце января 2019 на собрании Пермского отделения УИРО был выбран новый председатель и его помощник -- молодые женщины:Фролова Ксения Валерьевна и Горбунова Юлия Ивановна. Отделение продолжает жить и работать, даже в тяжёлый период самоизоляции. И я очень этому рада.


Рецензии