Прикамское лето
Месяц июнь затуманен дождями, гулко и сыро такою порой, ливни стучат по амбарам и кровлям, а на дорогах и тропах выдаётся такая каша, что и телега увязнет и мужику в сапогах не пройти. В самый разгар дождей на Василискову зорю, всякий цветок уродится, заблещет лепестками да станет ждать тепла. В эти деньки только змеям раздолье, от того хозяйки утром идут в курятню, собирают все яйца и варят усердно в солёной воде, дабы не родился из них василиск, а то всей деревне не ладно будет.
Если в этот вечер по поздней зарнице выйти за околицу и встать неподвижно у кромки ручья можно услышать первых в году соловьев. О эта птичка! Вроде не красна собою, а как откроет клювик так диву даёшься, как хорошо! Песня услаждает слух, проникает в сердце и где-то в тёмном его чертоге трогает самые нежные струны души. От того-то в пасмурный день становится светло, и ты стоишь у ручья промокший до нитки, а двинутся не можешь – заслушался.
Славился наш край когда то соловьями, лучшие певцы обитали в Каменном Ключе да близ Михайловского завода. От того-то говорят и основали Сведомские здесь родовое гнездо, а соловьёв ребятне ловить запретили: пусть лучше нам на свободе поют, а не в господских домах по клеткам щебечут.
Утром на Иванов день выдавалась самые могучие росы, скромно выходило солнце, расцветали рябины, начинался поздний сев яровых. Если в это утро подняться затемно, выпить парного молока и пойти босиком по росистому лугу навстречу румяной заре – до самых хлебов не познаешь усталости, а все полевые работы будут спориться: пройдут они гладко да легко.
Солнце теперь сияет, в небе разлилась лазурь, и только ночами прохладно, так что охотники да рыбаки ушедшие на вёслах к дальним балаганам с вечера разводят большие костры, ставят прокопчённый чайник с таёжным отваром и греются им до утра… В нашем краю говорят, что лету пора разогреться, а там не успеешь глазом моргнуть, как настанут в Прикамье жаркие сухие дни.
На Феодосию в прикамском поле начинает колоситься самая первая рожь. Рачительный хозяин это примечает и начинает отсчитывать дни. Это сегодня, прогнозы наука, а раньше присказка с детства знакомая была: «рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две отцветает, столько же наливается да две недели ей надлежит подсыхать». А после жатва да обмолот, и будет к празднику Покро;ва хлеб из свежего зерна. Кто-то не верит в такие приметы, да только наш пращур их веками подмечал. Оттого то урожаи были не чета другим! Так в 1919 году Сарапульский уезд отправил в голодающий Петроград целый состав гружённый хлебом. Восемьдесят пудов! А всё это наш прикамский пахарь, покоривший уральские земли да хранивший заветы предков с самых далёких веков.
К празднику Троицы в край наш приходит зной: лето в права вступает, ярко сияя трескучим огнём. По всем водоёмам : рекам речушкам, пойменным озёрам малым и большим прудам делаются тёплыми воды, от того то повадно русалкам болтникам и водяным.
Раньше говорили так: у каждой мельницы есть в пруду свой водяной, и мельник с ним дружбу водит, кормит лелеет да пои;т. А как же иначе? Коли рассердится хозяин вод, остановит мельничные колёса, полезешь проверять, а он и хвать тебя за бороду и утянет на самое дно. А на Толмачёвской мельнице, самой масштабной в наших краях, сказывают не водяной, а русалка в пруду жила. Долго водил с ней дружбу мельник, с людьми не приветлив, не сдержан и груб, а как по зарнице на берег выйдет тут же и ласков и добр и весёл. Часами сидеть наговаривать может, а с кем- не видно. Только на душе от того у него светло.
Говорят, что после этого мог он и долг простить и муки бесплатно намолоть. Деревенские думали, что у него на селе зазноба была, та, что приходила вечерами в камыши, да только на деле иное вышло. Дожил он бобылём до глубоких седин, ни под одним оконцем в селе где мелькает девичья коса его не видно было, а однажды - раз, на троицын день: у него жена молодая и двое детей, да все зеленоглазые, каких отродясь в нашем крае не видно было. Толки тогда по деревне пошли, старики порывались послать за посадским, да только многим было всё равно: мельник в ту пору разом подобрел, снизил для пахарей плату, стал появляться в земском кабаке и не было песен его веселей, а русалку с тех пор в пруду и подавно не видели.
Но то была русалка из старого пруда, на Каме они хитрее и опасней, увидишь такую – береги себя. На Троицын день покуда, наши девки вокруг берёзки водят хоровод, вылазят они на Козий остров, сядут на мелководье и чешут волосы гребешком. Иной рыбак заглядится на них, обопрётся о бортик лодки, - надо на вёсла налегать, а он и взгляд оторвать не может. Налетит на корягу иль камень и бултых из лодки в воду. А там уж он у русалок во власти: захотят –защекочут, захотят – на берег отнесут, а пожелают- утащат на самое камское дно.
Но всё же на Троицу дальше островов они не ходят, а как начнётся русальная неделя – тут уж в оба гляди, и один со двора ни шагу. До самого дня Ивана-Купалы бегают они по лугам и полям, цепляются волосами за деревья, смеются и плещутся в озерцах. Женщине оно ничего, увидит такую, - налево сплюнет и вперёд по своим делам. А мужчине тяжело, нет у него средства от их колдовства, закружат его русалки, завлекут в девичий хоровод и пропал с этих пор человек. Иной раз придут на покосы так всех мужиков из деревни уведут, останутся в избах стар да мал, а как им скот пасти да растить хлеба?
От того то бабы на русальной неделе на поля да покосы идут выгонять оттуда русалок, дабы держались они подальше от их сыновей мужей и отцов.
А бывает и наоборот: соберутся парни ватагой, поймают русалку щучьей сетью, притащат в деревню, а самый ловкий наденет ей нательный крест. С этой поры станет она ему женой, будет помогать и заботиться да хозяйство вести не хуже сельской бабы, только от Камы её подальше держи, а то увидит реку, бросится с обрыва вниз и была такова.
Ещё в двадцатые годы говорили у нас, что есть, десть, в сёлах семьи, у которых в роду не только люди случались, а чья–нибудь прабабка русалкой камской была. Отличали их, обыкновенно, по ярко зелёным глазам, может быть и в правду было, а может легенды, кто теперь разберёт.
Нынче русалок не сыщешь, исчезли они из Камы, сразу как построили ГЭС. Встретишь их, пожалуй, только в лесных озёрах и старых прудах. Ещё при советах много их у деревни Расалевка было, теперь же и эти редки или прячутся в густых камышах.
На Дорофея, в самый русалочий сезон, настаёт в нашем крае время бескрайних дней и короткой ночи, говорят в народе, ночь в эту пору- с воробьиный скок. Выйдешь в двенадцать из дому, всюду ещё светло: солнце на холмах да нивах играет, а как стемнеет,- небо стоит синё, и уже к 4 часам, на востоке, зачинается заря. Время это – самая сенокосная пора, мужики от зари до зари на покосах, а кто и вовсе домой не идёт: выроет норку в стоге сена, залезет туда с головой, свернётся калачиком – мягко и тепло. Пахнет цветами и травами, свежими росами и домашним хлебом, захваченном утром из избы. Где-то снаружи восходят звёзды, блещет лукавый месяц, а внизу суетливо скребётся мышь. В такой колыбели и дождь и холод не страшны.
Знал я туристов спавших в стогу по осени, на склоне ноября когда бушует ливень и ветер, а по утру и вовсе случается мороз. Зябко на покосах в это время, и если снаружи –то жги костёр, а в стогу, между тем, и сухо и тепло. У нас говорят, что в стогах зимует лето, от того скотина здорова и удои больше, а не то что вам нынче комбикорма…
Конец июня пахнет земляникой, её собирают на угорах и везут в корзинах на продажу городским. У каждого селянина свои земляничники на примете: их узнают от отцов и передают сыновьям, а откуда пошло ни кто уже не знает. Говорят, в старину за каждой полянкой с ягодами приглядывал свой ягоднич, а у каждой грибной опушки был свой грибнич. По весне эта нежить ягоды-грибы сажает, летом ведёт учёт: сколько созрело, сколько сохатый съел, сколько дрозд, а чем медведь полакомился. Глубокой осенью, ближе к Ерофееву дню всем им держать ответ перед сайгатским лешим. Он у нас старик не злой, а очень рачительный: каждая травинка у него на счету. Говорят, в былые годы знали наши деды особый секрет как хозяев грибов да ягод умаслить. Приносили им особый дар, а те за это полянки да опушки заветные указывали. Сегодня забылся этот секрет, а потому полянок новых уже не находят, а памятки о старых – детям да внукам своим передают.
В начале Июля зацветают липы, дух сладковатый по всем селеньям расходится. Время это – самая горячая пора у пасечников: нужно мёд запасать да ульи двигать. Первый мёд собирают в банки, ставят в прохладу и ждут, ибо есть его до спаса не положено.
Самая макушка лета приходится на Ивана Купалы день. И чего на него не случалось! Девушки утром идут за росой собирают её на марлю, выжимают в туесок да лицо умывают. Говорят от купальской росы щёки румянцем наливаются, ресницы становятся гуще и длинней, а кожа бархату будет подобна! Вечером начинают ворожить да каждая об одном, о суженом-ряженом ведать желает. Только настанет ночь, по всем окрестным сёлам разожгут у Камы такие костры, что огонёк изда;ли пригляден буден. Прыгают сквозь пламя и стар и млад, ибо огонь в эту ночь очищает. Прыгают наши одни и вдвоём, так как в народе молвят: если парнь с девушкой на купальскую ночь перескочат костёр схватившись за руки, так и пойдут по жизни вместе и ни что их не разлучит. Многие на Каме купаются, ибо сила русалок прошла, плещутся себе у дальних заводей а к человеческому жилью теперь не идут, скоро в спячку впадать – отдыхать пора. Парни меж тем на кручу взбираются, намотают сено на колесо, подожгут и отпустят вниз. Как колесо по склону летит, так и день с Купалы на убыль уходит, да и солнце косматое будет клониться к зиме.
С вечера до у;тра балагурит село, спать ни кто не ложится, а только за околицу до зари ни на шаг. Нечисть гуляет в ночи по дорогам, весело ей в купальскую ночь. Вот говорили в Ершовке, вышел парнишка с покосов в деревню, а про Ивана Купалу напрочь забыл. Затемно шёл, уже по лесу, остановил там мужика на телеге дескать подвези в родное село. Смотрит, а у того из под шапки рога торчат. Перекрестился он и бросился на утёк, а как оглянулся – сзади никого, точно во тьме поблазилось, да только возница вон там стоял!
Самые смелые в эту ночь уходят одни - одинёшеньки ещё до заката, в тёмные прикамские леса. Только ударит полночь, в одной из укромных из чащоб, там где и днём не встретишь света, распускает папоротник неповторимой красы цветок. Стоит его сорвать и доставить в деревню, как разбогатеешь и станешь купцом, да и женитьба потом удачной будет. Правда сделать это не просто, только сорвёшь его как все поганые что в лесу живут ополчатся на тебя. Будет болотник в топь тащить, леший кружить да запутывать, а на дорогу выйдет вовсе непонятно кто. Ладно, если жив останешься, бросишь цветок и успокоится всё, а так из леса выйти – сложно будет.
Во - второй половине июля приходит в наши земли самый настоящий зной. Земля под солнцем иссыхает, трещиной идёт. Крестьянину это что, в речку залез и ладно будет, а вот хлеба наливаются – пить хотят, как же полю помочь? С давних времён в прикамье проводили моленья о дожде. Выдалась засуха –сразу крестный ход, шли обыкновенно на поле, а затем, с иконой, к святому роднику. Были такие местечки во многих волостях, да только в каждом крае славились свои. В наших землях почитали источник в деревне Камнный Ключ. Говорили даже будто в нём иконку видно, а достать пытались – ничего. Точно не пришло ещё время, или душой нечисты, от того и не заладилось.
Начиная с Кузьмы и Демьяна чаще ходили в огород, там поспевали первые овощи, лето открывалось во всей красе. Ближе к Казанской, когда срезают первый сноп, начинаются тёплые томные вечера. Сумерки случаются раньше, птицы уже не поют, зато наперебой стрекочут кузнечики да сверчки.
Август жару убавляет, дни становятся мягки да теплы, а солнце позднее встаёт над лесом и раньше уходит за горизонт. В самом начале месяца выдаётся в Прикамье грозный Ильин день. Редко когда на него не случаются грозы. Чуть завидят деревенские, тучу сразу по избам да по дворам. Ставни закроют, свечи зажгут и молят строгого пророка обойти своим гневом их дома. А всё потому что Илья Пророк гонит в это время нечисть по грешной земле. Разит её молнями-стрелами, а бесы в животных земных обращаются и разбегаются кто куда. От того-то в это утро кошек и собак выгоняют за порог, дабы молнию на; дом они не навлекли. В старину говорили «Илья Пророк два часа и лето уволок». До обеда ещё купались, а после – осень пришла, и вода по озёрам и рекам остыла.
С этого момента в Прикамье идут дожди, небо укрыли свинцовые тучи, а на дворе обыкновенно так темно, точно начало ноября. И только к спасам выходит солнце. На первый спас светят у нас мёд, на второй освещают яблоки, а на третий лесной орех. Только нет в нашем крае ореха, не растут по Каме кедры да и нет шишкарей, от того-то этот день повсеместно не празднуют.
Поздние дни августа лучшее время в году. Избы пропахли всякой снедью, в каждом амбаре ломя;тся закрома, а в тёмном подполье не счесть прикамских даров. Здесь тебе картошка, морковка и лук с чесноком припрятан. Будет повадно холодной зимой.
И, сидя на завалинке томным вечером, глядя как солнце ползёт на закат, за поле и лес, ловишь себя на мысли о том: «Как хорошо в Прикамье летом, нет, и не будет такого на земле. Где ещё найдёшь такую природу, такие легенды и дары!». Всё это рождает чувство Родины: скромной и невеликой, но невыразимо тёплой и родной, раскинувшей крылья над тёмным лесом, шумящим как океан от Чердыни и до Сарапула. Тихий мирок, вдали от шумных столиц, он помещается в самом сердце, а потому Прикамье – это не область на карте. Прикамье это люди, Прикамье это мы!
Свидетельство о публикации №219070901419