Секреты воспитания
Много лет назад один мой коллега, «юрист» по национальности, выразил своё восхищение национальной системой воспитания детей в узбекских семьях. Я тогда не придал этому никакого значения, сам был молодым, неженатым, мысли были заняты другим. Но, когда, два года назад, мэр одного из небольших городов, окружающих Сиэтл, приехал в Ташкент, чтобы изучить узбекскую систему воспитания детей и задал свой главный вопрос - как воспитать в детях уважение к старшим, как воспитать доброжелательность и абсолютную гостеприимность, как воспитать уважение к коллективу - я оглянулся назад и вспомнил свое детство.
В нашем безымянном тупике все семьи были многодетные - в семьях было по пять-шесть детей, а у Муминовых их было десять - шесть мальчиков и четыре девочки. Дети имели разницу в возрасте один - два года, и старшие всегда помогали матерям в воспитании младших, на улице часто можно было видеть босоногих пятилеток, выгуливающих своих младших бесштановых братьев, аккуратно держа их за руку. Тогда машины на улице были большой редкостью, никто не слышал про кражи детей и всяких там извращенцев- педофилов и, гулящие сами по себе, малыши ни у кого не вызывали тревогу. Тем более, что у нас во дворе жил Козим-пахан, который никогда бы не допустил в своей махалле нарушений закона.
Так что малыши, которые уже могли ходить сами, были предоставлены, большую часть времени, себе и своим старшим братьям и сестрам. А вот, только что родившиеся младенцы были привязаны к своему «бешику»- кроватке-качалке с собственным «унитазом» и системой канализации, позволяющей малышу всегда оставаться сухим. В то время не было достаточного количества пеленок и, главное, времени у матерей, чтобы их часто стирать.
Подросших младенцев часто укладывали в «беланчак»- люльку, подвешенную к потолку или подходящей ветке дерева.
Важное значение в воспитании детей имел факт совместного проживания трех поколений - дети каждый день видели уважительное отношение своих родителей к дедушке и бабушке и с молоком матери впитывали почтительное отношение к старшим: необходимость первым здороваться, уступать дорогу или место, ухаживать, то есть подавать еду за стол, полить воду из «абдасы»- кувшина на руки, подать полотенце и так далее.
Воспитание строилось не только на подражательной основе, все старшие члены семьи активно участвовали в воспитании младших, обучали их культуре поведения в семье и в обществе, всегда, при необходимости, поправляли и делали замечание.
В узбекских семьях с самого детства воспитывается культ гостеприимства - гость всегда желанное лицо и всё лучшее для гостей.
Дети с самого детства приучаются к труду, мальчики помогают в саду и огороде, девочки осваивают азы уборки дома и двора, а также изучают кулинарное искусство, часто учатся шить и кроить.
Дети часто перенимают профессии родителей- отсюда династии гончаров, хлопкоробов, ученых, чиновников. А вот династии президентов у нас, пока, нет, это больше присуще американцам.
Толерантность и религиозность тоже воспитывается в семье. Если старшие члены семьи умеренные мусульмане, то и их дети не станут фанатами, хотя, под влиянием различных сект, бывают и исключения.
Подрастающих детей готовят к семейной жизни, помогают в подборе своей пары, женят их, устраивая, частенько, роскошные свадьбы, затем, в случае несовмещения характеров или неудачно сложившихся обстоятельств и невозможности сохранения семьи, также активно, пытаются их развести и зачастую безуспешно, поскольку государство и общество всячески препятствуют развалу семьи. Для примирения супругов организованы даже советы свекровей, правда оппозиции им, в лице совета невесток, пока нет, поэтому борьба носит неравный характер.
Одна надежда на мудрость народа, который, рано или поздно, решит все свои социальные проблемы, узбекские дети прославят свою страну уровнем своего воспитания и знаниями, а система воспитания детей станет образцом для подражания для всего мира.
**********************************
Дети 2. Жизнь в тупике. Часть 16.
Написал я вчера «Дети», выложил, затем перечитал и понял - хорошо и даже отлично в качестве ответа турецкому султану..., э-ээ... то есть американскому мэру на его вопросы. Хорошо так написал - гладко, чисто без изъянов и недостатков, как обычно и пишутся все официальные документы. Но - без души!
Поэтому, и решил сегодня написать вторую часть текста, так сказать, для своих, не для чужих ушей, чтобы у них не сложилось превратного мнения о нашей системе воспитания.
Я хочу рассказать о том, что не всегда, в дошкольном возрасте, все мои поступки были правильными, а наказание - пропорционально-адекватным, не всегда и не все взрослые обладали макаренковскими методами воспитания, а иногда и вовсе учили не тому, что надо было.
Мне было пять лет, мы были в гостях у папиных знакомых и когда уже уходили я заметил, лежащую на видном месте замечательную вещь. Это был маленький резак, сделанный из половинки лезвия для бритья. Он был такой маленький, такой симпатичный, мне как раз такой нужен был, пока не знаю для чего, но НУЖЕН! Он так и просился мне в руки! И я его взял! И положил в карман. А уже дома вытащил, чтобы как следует рассмотреть. И тут папа его заметил и, естественно, заинтересовался - откуда?
Я честно признался и этим скостил себе меру наказания. «Отнесешь, вернёшь, извинишься! И пойдешь туда сам, без меня и пешком!» - таков был приговор.
Был уже вечер, темнело, мне, пятилетнему малышу, было страшно и как я не смотрел виноватыми глазами, полными слез, на папу - он был неумолим.
Пришлось идти, целых три трамвайные остановки. Идти, постоянно озираясь и оглядываясь, не идет ли папа за мной. Папа, конечно, же шел за мной, стараясь, чтобы я его не заметил, но видимо, он плохо старался, и я его углядел, но всё равно постоянно оглядывался, пока, наконец, не дошел до цели. А тут и папа меня догнал. Мы вместе извинились, я вернул украденное и мы пошли обратно, домой. Папа меня не ругал, наоборот, всю дорогу он рассказывал смешные истории и домой мы ввалились оба хохочущие. Я больше никогда не покушался на чужое добро и эту историю запомнил на всю жизнь. Спасибо папе!
Папа был жесткий человек, но иногда он перегибал палку. Однажды, в первом классе, мне в школу дали денег, чтобы я купил себе бутерброд. А я, никогда до этого не державший в руках денег, просто ПРОПИЛ их. Да-да! Купил бутылку лимонада в школьном буфете и с друзьями всю, до капельки, выпил!
Дома, папа, меня конечно, спросил что я купил в буфете и я, как всегда, честно ему рассказал про бутылку лимонада.
Затем, незамедлительно, последовала порка. Я не понимал за что, я не чувствовал своей вины. Оказалось, как мне потом объяснила мама, что это была экзекуция предупредительного характера - чтобы не приучался к бутылке!
Был у меня в школе ещё один случай, когда я совершенно не понимал, за что меня сначала наказали, а потом наградили.
А случилось вот что - мы, ученики первого класса, должны были аккуратно переписать с доски всё, что учительница пишет. А пишет она предложение- «Столица нашей родины - Москва». Я аккуратно пишу в своей тетради: «Столица нашей родины - москва», учительница собирает тетради на проверку и, на следующий день возвращает мне мою тетрадь с «четверкой» за вчерашнюю классную работу. Это была самая большая трагедия за всю мою семилетнюю жизнь, ведь у меня были одни «пятерки», а тут, неизвестно за что, «четверка»! Всё население двора собралось вокруг меня, тщетно пытаясь убедить, что «четверка» - тоже хорошо! Всё уладил папа, когда пришёл с работы и сказал: «Что ты ревешь? Пойди и спроси у учительницы, за что она поставила тебе “четверку”?». Я успокоился, еле дождался утра и, едва начался урок, поднял руку, и встав с места отважно спросил у учительницы: «За что «четверка»?». Она открыла мою тетрадь и показала: «За то, что слово Москва написал с маленькой буквы». И тут я сказал фразу, за которую она меня расцеловала и поставила сразу две «пятерки». Я сказал ей: «Вы нас сами учили, что с заглавной буквы пишутся слова в начале предложения и после точки». Учительница правильно поняла ситуацию, объяснила нам про названия и имена и поставила мне две «пятерки»: «За хорошее знание правил», пояснила она. Но я, тогда, совершенно не понимал за что!
Зато, я всегда и с полуслова понимал Мухайё-ойе. Озорная и всегда веселая она меня учила тому, чему дошкольника учить было совершенно нельзя. Или можно?
Судите сами. Прибегаю к ней с улицы и жалуюсь на Мастон-буви, которая сказала мне что-то обидное. И, как вы думаете она реагирует? Она меня учит: « Мана буни епсан, демадими?!»(Ты ей сказал "Вот тебе"?!) и показывает соответствующий жест!
Вот вам и секреты воспитания! Только т-сс, строго между нами!
Свидетельство о публикации №219070901425