Душечка в наши дни

Сегодня мы начнем рассматривать несчастную любовь в произведениях русских писателей.
Много качеств, присущим героям и героиням наших классиков, конечно же, есть и в наших современных женщинах.
Это самопожертвование, способность к глубоким искренним чувствам, сострадание, широкая русская душа.
- Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет, - это про наших женщин.
Русская душа - это не просто красивые слова, это явление, которое люди изучали, изучают, и будут изучать. Нигде в мире больше нет таких женщин, как у нас, и весь мир это признает. Наши женщины - способные любить, сострадать, не гнаться за богатством, а ищущие в своих избранниках совпадение интересов, мироощущения, доброту и душевную щедрость.
Наша женщина многое возьмет на себя, поможет в любых начинаниях, и никогда не бросит в беде своего мужа.
Именно поэтому на Западе с его меркантилизмом и все растущим миром потребления так ценятся русские невесты.
И, несмотря на всю нашу продвинутость, знание современных информационных технологий, игры в социальных сетях и ведение вебинаров, в душе мы все те же русские женщины, для которых главное – это любовь.
И начнем мы большую тему любви в произведениях русских классиков с Антона Павловича Чехова, с его бессмертного рассказа "Душечка".
Однажды я прочитала этот рассказ, и нашла в нем много интересного, совпадающего с моим мироощущением.
Итак - героиня Чехова Душечка, отрывок из рассказа:
"Оленька слушала Кукина молча, серьезно, и, случалось, слезы выступали у нее на глазах. В конце концов несчастья Кукина тронули ее, она его полюбила. Он был мал ростом, тощ, с желтым лицом, с зачесанными височками, говорил жидким тенорком, и когда говорил, то кривил рот; и на лице у него всегда было написано отчаяние, но всё же он возбудил в ней настоящее, глубокое чувство. Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого. Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал; любила свою тетю, которая иногда, раз в два года, приезжала из Брянска; а еще раньше, когда училась в прогимназии, любила своего учителя французского языка. Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе...» и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия:
— Душечка!"
Ольга Семеновна выходит за Кукина замуж.
"И что говорил о театре и об актерах Кукин, то повторяла и она. Публику она так же, как и он, презирала за равнодушие к искусству и за невежество, на репетициях вмешивалась, поправляла актеров, смотрела за поведением музыкантов, и когда в местной газете неодобрительно отзывались о театре, то она плакала и потом ходила в редакцию объясняться.
Актеры любили ее и называли «мы с Ваничкой» и «душечкой»; она жалела их и давала им понемножку взаймы, и если, случалось, ее обманывали, то она только потихоньку плакала, но мужу не жаловалась".
Но, к Оленькиному несчастью, происходит трагедия - ее муж умирает.
Вдова была просто не в силах пережить горе.
"— Душечка! — говорили соседки, крестясь. — Душечка Ольга Семеновна, матушка, как убивается!"
В переживаниях ее очень поддерживает сосед – управляющий лесным складом Василий Андреич Пустовалов, подославший к Оленьке свою знакомую, рассказавшую о нем много хорошего.
"Через три дня пришел с визитом и сам Пустовалов; он сидел недолго, минут десять, и говорил мало, но Оленька его полюбила, так полюбила, что всю ночь не спала и горела, как в лихорадке, а утром послала за пожилой дамой. Скоро ее просватали, потом была свадьба".
У Ольги Семеновны началась новая жизнь, наполненная интересами нового мужа и заботами о лесе.
"Ей казалось, что она торгует лесом уже давно-давно, что в жизни самое важное и нужное это лес, и что-то родное, трогательное слышалось ей в словах: балка, кругляк, тес, шелёвка, безымянка, решетник, лафет, горбыль... По ночам, когда она спала, ей снились целые горы досок и теса, длинные, бесконечные вереницы подвод, везущих лес куда-то далеко за город; снилось ей, как целый полк двенадцатиаршинных, пятивершковых бревен стоймя шел войной на лесной склад, как бревна, балки и горбыли стукались, издавая гулкий звук сухого дерева, всё падало и опять вставало, громоздясь друг на друга";
Театров она теперь не понимала, и никуда не выходила
"— Нам с Васичкой некогда по театрам ходить, — отвечала она степенно. — Мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах этих что хорошего?"
Внезапно Василий Андреич умирает, простудившись на складе.
Оленька, опять оставшись вдовой, не в силах пережить горе, и находит утешение в ветеринаре, бывавшем у них дома еще до смерти Василия Андреича.
"Она повторяла мысли ветеринара и теперь была обо всем такого же мнения, как он. Было ясно, что она не могла прожить без привязанности и одного года и нашла свое новое счастье у себя во флигеле. Другую бы осудили за это, но об Оленьке никто не мог подумать дурно, и всё было так понятно в ее жизни. Она и ветеринар никому не говорили о перемене, какая произошла в их отношениях, и старались скрыть, но это им не удавалось, потому что у Оленьки не могло быть тайн. Когда к нему приходили гости, его сослуживцы по полку, то она, наливая им чай или подавая ужинать, начинала говорить о чуме на рогатом скоте, о жемчужной болезни, о городских бойнях, а он страшно конфузился и, когда уходили гости, хватал ее за руку и шипел сердито:
— Я ведь просил тебя не говорить о том, чего ты не понимаешь! Когда мы, ветеринары, говорим между собой, то, пожалуйста, не вмешивайся. Это, наконец, скучно!
А она смотрела на него с изумлением и с тревогой и спрашивала:
— Володичка, о чем же мне говорить?!
И она со слезами на глазах обнимала его, умоляла не сердиться, и оба были счастливы".
Счастье опять продолжалось недолго - ветеринар уехал с полком далеко и надолго, было похоже, что навсегда.
Олечка постарела и подурнела.
А главное, что хуже всего, у нее уже не было никаких мнений. Она видела кругом себя предметы и понимала всё, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить. А как это ужасно не иметь никакого мнения! Видишь, например, как стоит бутылка, или идет дождь, или едет мужик на телеге, но для чего эта бутылка, или дождь, или мужик, какой в них смысл, сказать не можешь и даже за тысячу рублей ничего не сказал бы. При Кукине и Пустовалове и потом при ветеринаре Оленька могла объяснить всё и сказала бы свое мнение о чем угодно, теперь же и среди мыслей и в сердце у нее была такая же пустота, как на дворе. И так жутко, и так горько, как будто объелась полыни.
Жизнь Ольги Семеновны становится пустой и несчастной.
Но тут происходит чудо - ветеринар возвращается, оказывается, что он помирился с женой и ищет квартиру для своей семьи.
Оленька, ни минуты не думая, отдает им свой дом, а сама переезжает во флигель.
Теперь у нее есть и заботы, и цель в жизни. Вместе с маленьким мальчиком Сашей, сыном ветеринара, в ее жизнь вновь входят и радость, и собственное мнение.
"Она останавливается и смотрит ему вслед, не мигая, пока он не скрывается в подъезде гимназии. Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней всё более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает — почему?"
Вот такой замечательный рассказ, актуальный для многих женщин.
А чем мы отличаемся от Ольги Семеновны? Отдаем душу мужу, потом детям, затем внукам.
Потому что кто бы что ни говорил, а наш мир по-прежнему создан для мужчин, и страдания женской души мало кого интересуют в нашем бесконечно меняющемся мире.
Попробуйте все время плыть против течения, писать о том, что вас волнует, а не о том, что волнует публику, и вы поймете, насколько это сложно и невозможно.  Попробуйте делать то, что вам интересно, а не тем, что интересно вашему окружению, и посмотрите, с какими трудностями вам придется столкнуться.
Однако, предательство своей души и своей любви – это самое страшное предательство в своей жизни, которое никогда не проходит бесследно.
Читайте мою книгу «Житейские истории» на Ридеро.


Рецензии