Египетские монахи-отшельники

ЕГИПЕТСКИЕ МОНАХИ-ОТШЕЛЬНИКИ
********
В последние несколько лет я безуспешно пытаюсь донести до иерархов РПЦ простую мысль: Церковь – это сообщество людей, и не просто людей, а тех, кто называется «братьями». Как же странно порой слышать это слово – «братья», в то время как, по факту, это совершенно незнакомые люди. Они ходят в храм, и стоят все вместе, но друг друга, чаще всего, они не знают. Разве это нормально? Я задал этот вопрос многим священникам. В большинстве случаев никакого ответа не было. В своих публикациях я акцентировал внимание на том, что каждый священник в своём приходе может создать регулярное приходское собрание, где прихожане, во главе со священником, будут вместе изучать духовные вопросы. Мне удалось получить ответ лишь от Всеволода Чаплина, который сказал, что я напрасно мутю чистые воды и придумываю проблему на пустом месте. Он сказал, что проблема существует, но священники делают всё возможное, что от них зависит: проводят лекции, курсы, учат детей, посещают школы, детдома, тюрьмы, и вообще работа ведётся колоссальная. И, в какой-то степени он прав. Но все эти инициативы, хоть они и полезны, не меняют общую картину: церковный приход – это сообщество незнакомых друг другу людей, которые почти не общаются, и никаких «братьев» нет. Каждый сам по себе.
********
Недавно меня удивил один факт: я смотрел передачу про египетских монахов-отшельников. И оказывается, что эти люди живут где-то по отдельности, но в субботу приходят в монастырь. Служба, как мне показалось, идёт более интересно, чем в России, и менее депрессивно. Монах несёт икону по храму, поют низкие мужские голоса, звучат кимвалы, и всё громко, выразительно, мелоично. А у нас в будние дни одна псаломщица хриплым голосом поёт что-то невразумительное. Хотя по большим праздникам образуется хор, бывают интересные мелодии, но, когда прихожане поют «символ веры», то они походят на колонну немецких военнопленных, которые упали духом. Но не в этом суть. Говорят же: нам качество пофиг, главное – духовность. Но я бы возразил: а разве духовность не означает качество? – Но пока не будем об этом. Самое интересное – это то, что монахи-отшельники, которым предписано всё время молчать, после Литургии садятся за стол и беседую на духовные темы! Как же я был поражён. Мы, люди мирские, не общаемся, а отшельники два дня в неделю – в субботу и воскресенье – говорят между собой на разные темы! Ну разве не сенсация? И кто вообще тут монах-отшельник?
***************
Я не понимаю, почему священнику так трудно собрать прихожан в храме, и побеседовать на духовные темы? Особенно в будние дни, когда на вечернюю службу приходят – 3-5 человек. Неужели вечерняя служба важнее беседы? Неужели мы должны быть ещё большими молчальниками, чем египетские монахи? – Конечно же, не всё так линейно-банально, как я описываю, я говорю лишь об общей тэндэнции. В нашем приходе есть обучение детей, и, кроме того, каждую среду в 18.00 все желающие идут в библиотеку и задают священнику любые вопросы. И я там был. В первый раз там было 7 прихожанок и я, во 2-й раз – 10 прихожанок и я. Вопросы, в основном, задавали самые элементарные, для ново-начальных и людей, никогда не видевших в глаза Новый Завет. Я тоже задавал там вопросы. Но все эти собрания и лектории ничего, в целом, не меняют. Приход не превращается в общину, где все знают друг друга, и даже египетские монахи-отшельники общаются на духовные темы гораздо больше нас!
**********
Могу также заметить, что мне известны церковные люди, в гостях у которых, в основном, не о чем будет говорить. Если я им скажу какую-то мысль, они ответят: да кто его знает, мы люди маленькие, нам не ведомо. Поэтому я предлагаю регулярно проводить церковное собрание. И на этом собрании надо давать каждому возможность высказаться. Желательно установить микрофон и человека, который бы следил за часами. Каждый желающий имеет минуту, чтобы задать вопрос, или сказать что-то. И тот, кто будет отвечать, должен уложиться в минуту, если же не уложится, микрофон отключается. Я понимаю, что звучит это несколько дико, и монахи так не делают. Но реальность такова, что иначе ничего не выйдет, или эффект будет не должный. Говоря об этом всём уже не первый год, я вижу, в основном, что никто не реагирует никак на мои публикации. Церковных общин нет, есть приходы. И прихожане, судя по всему, свои положением довольны. Но без общения на духовные темы духовное развитие личности неизбежно дэградирует. Разве не так? Мне непонятно, почему вы все молчите, ведь мои публикации читает огромное множество людей. И – все молчат. Разве я говорю не о важном? Разве всё равно? Что думаешь, ты, обо всём этом, читатель?
************
09.07.19



Ирина Крупеня Я не поняла,что у вас за приход такой, где никто не общается, странно даже, у нас настоятель совсем другой, и встречи с прихожанами, и беседы с молодежью, и чаепитие просто так без повода, да и прихожане между собой общаются, даже чат есть общий, а на литургии алтарник всех, стоящих на службе, переписывает, а потом батюшка всех поминает в алтаре.
****************
Андрей Браев-Разневский Типичный, средний приход по России. Я был и в других городах - Новосибирске, Иркутске, Краснообске, никаких общений там я не видел, хотя может что-то и есть. Если в вашем городе есть общение - это хорошо, но можно собираться в храме для не просто общения по душам, а для обсуждения духовных вопросов, так что ваш приход хорош, но требует доработки. У нас поминают только того, кто подал бумажку и заплатил деньги, бесплатно никого не поминают, соборование - 500 рублей, крещение и венчание - 1500.


Рецензии