Визит к предкам

  Конец 2080г.- начало эры искусственного интеллекта.
  На планете Земля впервые создан Всемирный Парламент.В него вошли представители
  элиты из среды многочисленных роботов, населяющих Землю.
  В связи с провалом миссии человечества, как Высших Существ, издан   
  Манифест, в котором официально объявлен конец эры господства Homo Sapiens
  (Человек Разумный).
   Поясняется, что за многие тысячелетия своего господства Люди не  смогли
  достигнуть справедливости и равенства  в материальном, правовом,
  образовательном и прочих аспектах, а также не устранена угроза исчезновения
  жизни на Земле из-за потенциальных разрушительных войн.
    В Манифесте было сказано,что отныне предмет "История" лишается статуса   
    науки.
  Данные о событиях, которые произошли в эру господства человечества, навсегда
  сохранятся в интернете, в разделе "События".  При этом всевозможные 
  противоречивые толкования событий, а также описания многочисленных идеологий 
  (например, коммунизм, либерализм, демократизм и прочие) будут помещены в
  интернете под рубрикой "Мифология".
  Всемирный парламент  гарантирует сохранение социальных благ,имеющихся у Людей
  на данный момент, а также будет поощряться интерес к истории своих предков,к
  изучению родовых корней.
  Высший орган обязуется помогать каждому человеку из живущих на планете Земля 
  по желанию совершать виртуальные путешествия в прошлое.

    Таким образом, человечество оказалось в роли престарелых родителей-
  -пенсионеров, а руководящая роль  отныне принадлежала 
   творениям их ума, их "детям"- интеллектуальным роботам.

       Молодая особа М., выпускница ВИКТ (Всемирный Институт Компьютерных
   Технологий) с большим волнением ожидала важного события в своей жизни.
   Центральный Космический Диспетчер по связям с прошедшими эпохами выполнил
   запрос М. на виртуальный визит к её предкам.
     В назначенный день и час М. удобно расположилась в своей просторной   
    комнате за небольшим столиком, на котором находился компактный ноутбук
   и пульт управления. 
       На противоположной стене висел большой экран,связанный с дисплеем      
     ноутбука.
   Чашечка крепкого кофе помогла М. снять нервное напряжение.
      Приближался момент, когда на космической МАШИНЕ ВРЕМЕНИ должен был   
   отправиться в сороковые годы 20-го столетия "Роберт-шпион". (Так, среди
   виртуальных путешественников прозвали робота-наблюдателя.)
    Роберт отправлялся в определённую точку пространства и времени. Координаты
    автоматически высчитывались, исходя из заявленного адреса.
  .... И вот звуковой сигнал возвестил М. о начале путешествия. На экране
    указана точная дата и время начала пути:
    1946г.24января, 12 часов дня.
   В этот момент Роберт, невидимый и неслышимый для окружающих( таковы были его
   свойства)  уже находился в заданной точке пространства, а именно, в России
   (в СССР), в г. Санкт-Петербурге (Ленинграде) по указанному адресу.
   Разработчики предусмотрели ещё одно важное качество робота-наблюдателя:
   он никаким образом не был способен нарушить ход текущих в данный момент 
   событий.  Такие действия потенциально опасны, так как могут
   катастрофически исказить уже предопределённые, более поздние события.
       На экране отобразилась скромно обставленная комната. В углу невысокая
   цилиндрическая печка для нагрева помещения в холодную погоду.
   Над пианино развешаны семейные портреты.    Чуть выше печи черная "тарелка" 
   репродуктора.
   Эту картинку переслал на центральный сервер Роберт.
      В комнате никого нет. Наверно, кто-то из семьи находится близко, т.к.
   репродуктор в комнате был включён и громко вещал что-то про "дорогого и
   любимого, гениального вождя всех времён и народов, друга трудящихся всего   
   мира, генералиссимуса товарища Иосифа Виссарионовича Сталина".
      М. ошеломлена. Ведь уже в те годы советские люди знали о чудовищных
   преступлениях Сталина, о его личной причастности к уничтожению миллионов
   безвинных своих граждан, так называемых "врагов народа".             
  ("Большой сталинский террор").  А сколько преступлений он ещё совершит!
  Было непонятно, почему Сталина не покарали за эти злодеяния, и он, обладая
  абсолютной властью, безнаказанно правил страной более 30-ти лет!
  Известно,что после пролетарской революции 1917г. с царём Николаем Вторым,
  несмотря на его добровольное отречение от престола, жестоко расправились в
  1918г., расстреляв не только его самого, но и всю царскую семью: жену,
  четырёх дочек и тяжело больного маленького сына. Пи этом факты говорят,   
  что Николай Второй в период своего правления таких зверств, как Иосиф Сталин,
  не совершал.
    Трудно было понять логику этих событий, а также бесконечную покорность и   
  доверчивость советских людей.  "Видимо, люди были под влиянием лживой
  пропаганды", -думает М.
   При помощи пульта М. чуть изменяет  координаты нахождения робота.
   Вместе со своим верным помощником она как бы оказывается на
  общей кухне большой коммунальной квартиры, где проживало несколько семей.
   Так и есть!  Прародительница М.(назовём её Л.) находилась здесь и возилась
   с незнакомым нагревательным прибором. Л. не подозревает о необычной гостье,
   которая нынче  "заглянула" к ней без приглашения.
   
   Но что за странная горелка? М. подводит указатель к изображению прибора 
   и получает голосовое разъяснение принципа действия горелки, называемой
  примусом.  На примусе стоит кастрюля: похоже, Л. готовит обед для семьи.
   "Ну и ну!  Какое допотопное устройство! И керосин для него требуется, и 
  пожароопасно!  Электрические плитки- совсем другое дело! Интересно, а где
  здесь пекут пироги?"- мысленно рассуждала М.
     Присмотревшись, М. заметила небольшую печку с духовкой. Но для кухонной и
  комнатной печки необходимы дрова! Незначительная корректировка точки
  пространства-времени, и на экране вырисовывается небольшой внутренний двор, 
  огороженный стенами пятиэтажных домов.  Во дворе несколько построек(сараев)
  для хранения дров.
    Следующая картина была грустной:  немолодая Л. с трудом поднимается по 
  лестнице на 4-й этаж с большой охапкой дров. Лифты в этих домах не были
  предусмотрены.   М. испытывает жалость и сочувствие к своей прародительнице,
  но, увы, ничем ей не может помочь.

    Из мемуаров, хранящихся в домашних архивах, М. знала, что все семейные 
  заботы ложились, в основном, на плечи хозяйки дома.
  Муж в мирное время пребывал в частых, длительных служебных командировках, а в
  военные годы- на фронте. Две дочки с утра заняты учёбой.
   Перед глазами М. мелькают один за другим разные шокирующие кадры:
   разборки между жильцами на общей кухне, очереди по утрам в единственный 
  туалет, когда все  обитатели коммуналки спешили по своим делам: на работу, на
  учёбу и пр.; нескончаемые очереди за необходимыми продуктами, в которых
  приходилось  простаивать не один час; переполненные трамваи, висящие на
  подножках люди, которым не удалось протолкнуться внутрь вагона.
    На таком транспорте Л. почти ежедневно, по вечерам ездила на работу в театр
  и обратно.  (Она была  виолончелисткой, артисткой оркестра).
 
    М. не понимала, как граждане обходились без личного транспорта, без
  компьютеров и интернета, по которому можно было бы заказать продукты с
  доставкой на дом, без мобильного телефона и многого другого.
    Вспомнилось, что в коридоре большой "коммуналки", где проживала семья Л.,
  висел на стене единственный телефонный аппарат на всех жильцов. Личные 
  переговоры мог слышать всякий посторонний.
  "Как люди  существовали в подобных условиях?" - недоумевала М.
      
     Какое-то время спустя, М. стала свидетельницей одного приятного события.
   В уже знакомой комнате собралась весёлая компания студентов, сокурсников
  старшей дочери.
   Зимний воскресный вечер. Этот вечер У Л. был не занят, и она с радущием
  принимала гостей. Из кухни торжественно выносится и ставится на стол полное
  блюдо только что сваренной, горячей картошки. Затем появляетя второе блюдо-    -румяный, поджаренный на растительном масле, мелко нарезанный лук.
  Из буфета Л. достаёт бутылку недорогого красного вина и торжественно
  водружает на стол.
  Молодёжь в восторге. Все с аппетитом приступают к еде. Картошка вместе с
  хрустящим луком съедается мгновенно. Видно,что студенты изрядно голодны и не
  приучены к изысканным блюдам.
   После угощения начинаются танцы.  На патефоне крутятся пластинки с
  популярной в те годы танцевальной музыкой: задорными фокстротами, плавными и 
  томными танго, вальсами.
   В тесной для подобных вечеринок комнате царит подлинное веселье. Вокруг
  стола кружатся пары. Наряды у танцующей молодёжи отнюдь не бальные: на
  девушках- неказистые платья довоенной моды- видно, достались в наследство от
  мам и бабушек. Уличную обувь не снимали, т.к другой обуви не было. На улице
 мороз, в комнате холодно, так что некоторые отплясывали в валенках.
  Юноши одеты по-будничному. Но всё это ничуть не омрачало веселья. А как
  дружно и задорно  распевались популярные студенческие песни!
  Перед уходом весёлые гости ещё попили с удовольствием чайку, похрустели
  вкусными баранками, полакомились дешёвыми конфетками- леденцами.
   М. с некоторым чувством зависти смотрела на резвящуюся молодёжь.
  Неожиданно ей очень захотелось невозможного: самой стать участницей этого   
  веселья!
    Она невольно сравнивала этот праздник с ресторанными застольями            
  в "её времена".  На столах изысканное угощение на любой вкус, но никакими
  деликатесами не удивить "зажравшихся"  гостей, избалованных обилием и
  доступностью продуктов. В ресторанном зале нарочито громко, с барабанным
  ритмом звучит, так называемая, музыка, которая не вызывает желания
  потанцевать и не греет душу.  Посиделки заканчиваются привычными расчётами
  каждого гостя с роботом-официантом за съеденные блюда. Всё это- лишь
  праздничный ритуал, который не приносил подлинной радости.

     М., переполненная впечатлениями, немного утомилась, но всё же ей
  захотелось ещё  "подсмотреть", с чего начинался обычный будничный день в
  уже почти родной семье.
  Снова  небольшая настройка времени событий, и перед М. опять та же комната.
   Раннее утро.  Л. уже хлопочет, делает привычную работу: убирает комнату,
  готовит завтрак для семьи. В эти часы из громкоговорителя традиционно звучит
  государственный гимн: "Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки
  великая Русь!..." 
    "Полный блеф! И то, что Союз, якобы, нерушимый, и то , что сплотила
  навеки...", - подумала М., хорошо осведомлённая о грядущих событиях в стране.
    Л. вошла  в комнату  с чайником в руках.  За столом сидят дочки и муж.
  Вскоре они разойдутся по делам: муж (прапрапрадедушка) отправится читать 
 лекцию в  институт, младшая дочь- в школу, старшая- на учёбу в свой  институт.
 
   Наконец, Л. одна. Теперь она может заняться своими делами. Л. берёт
  виолончель: ежедневные упражнения ей необходимы для поддержания
  профессиональной формы. Тянутся скучные гаммы.
  Но в какой-то момент происходит чудо: из-под смычка Л. полились волшебные
  звуки. Исполняется изумительной красоты "Сентиментальный вальс" П.И
  Чайковского.
    М. давно не испытывала подобного эстетического наслаждения. Для её слуха 
  уже стали привычными сочинения интеллектуальных роботов- композиторов. Увы!
  Эти "творения", хотя и были созданы по строгим законам гармонии, не вызывали
  столь глубоких эмоций.
  Она открывает для себя целый мир прекрасного, слушая гениальные творения 
  Глазунова, Грига, Масснэ в исполнении своей прародительницы Л. 
    Сочное, глубокое звучание виолончели завораживает.
   Недаром, согласно семейным преданиям, великий русский композитор
   А.К. Глазунов, ректор Петроградской Консерватории в двадцатых годах 20-го 
   века, прочил юной  студентке Л. карьеру солистки.
   Увы! Судьба Л. сложилась иначе.
   М.потрясена.   
  Как могло получиться, что она и её современники,в большинстве своём, не
  приобщились к этой великой культуре прошлого?
  Какие ещё неведомые сокровища, которыми так легкомысленно пренебрегают новые
  поколения, таятся в глубине веков?
   
      Виртуальное путешествие М. подошло к концу. Вскоре она опять доставит
  себе подобное удовольствие. А сейчас ей необходимо было в привычной
  обстановке серьёзно осмыслить всё увиденное и пережитое.



               



 

 



 
 


Рецензии