О командорах Ордена Христа и Храма

+NNDNN+
               

     Из центра в Иерусалиме, где располагался главный Дом Ордена храмовников, активность бедных соратников Христа и Храма Соломонова, в соответствии с четко установленной орденской иерархией, распространялась на всю Землю Воплощения.
 
     Главными должностными лицами Ордена Храма поначалу были:
 
     - (Великий) Магистр - вполне самовластный государь, подчиненный, однако же, в большинстве случаев решению высшего совета Ордена - капитула, где сам он имел только один голос;

     - сенешаль, ведавший снабжением и бытом орденского Дома;
- маршал, ответственный за военную подготовку и дисциплину в монастыре и нередко во время войны его возглавлявший;
 
     - смотритель одежд (ризничий), занимавшийся экипировкой орденских братьев.
 
     (Великому) Магистру Ордена бедных соратников Христа и Храма Соломонова (или Ордена бедных рыцарей Иерусалимского Храма) подчинялись Великие приоры, Великим приорам - байлифы или бейлифы (именовавшиеся также "бальи" или "пилье", что буквально означает "столпы", "опоры"), байлифам — приоры, а приорам — командоры. Следует, однако, учитывать, что титулатура высших должностных лиц Ордена Храма в разные времена и в разных странах существенно варьировалась. Так, Великий приор мог именоваться "командором провинции", "магистром" или "Великим прецептором", а командор (комендант орденского замка-монастыря) - "прецептором".

     Особо важную роль в структуре бедных соратников Ордена Христа и Храма Соломонова играл командор Акры (Аккона, Сен Жан д Акра, Еккарона, Акрона, Птолемеиса, Птолемаиды) - главного (а впоследствии - единственного) порта Ордена Христа и Храма в Земле Воплощения (Святой Земле, т.е. Палестине и Сирии). Примечательно, что командор Акры назначался не из числа братьев-рыцарей, а из числа братьев-сервиентов (услужающих братьев) Ордена, и подчинялся Великому прецептору Ордена Храма (назначавшемуся из числа братьев-рыцарей). Командоры занимали чрезвычайно важное место среди братьев-рыцарей Ордена бедных соратников Христа и Храма Соломонова. Эти должностные лица Ордена бедных рыцарей Иерусалимского Храма, избираемые из числа наиболее опытных и одаренных братьев-рыцарей, управляли определенными территориями или областями орденского государства храмовников, являясь одновременно комендантами замков-монастырей, представлявших собой церковные, военно-административные и хозяйственные центры означенных территорий.

     Соответственно, на командоров, подчиненных (магистрам орденских провинций, или провинциальным магистрам) возлагались орденским руководством церковные, административно-хозяйственные и военные функции. В военное время командоры возглавляли отряды орденских братьев-рыцарей, несших военную службу в подчиненных им округах-командорствах (командориях) и составлявших конвент (совет) их командорств (с которым командоры, в случае необходимости, советовались по важным вопросам), и представляли собой своеобразный командный состав среднего звена. Положение и должность обязывали командоров Ордена бедных рыцарей Иерусалимского Храма сражаться в первых рядах, поэтому потери среди них были особенно велики.

     Заместителем командора был так называемый домовый командор (командор орденского дома), облеченный правом принятия решений в отсутствие (а также в случае тяжелого ранения, болезни или гибели командора).

     Командор руководил вверенным ему командорством, или командорией, не единолично, а совместно с Конвентом — собранием рыцарей данного командорства. Рыцари, подчинявшиеся командору, назывались попечителями, могли иметь различные "специализации" и в соответствии с ними называться, например: надзирателями за рыбными угодьями, надзирателями за лесами, мельницами и т.д.

     Командоры трех орденских провинций Востока - Иерусалима, Триполи и Антиохии - были подчинены только (Великому) Магистру и генеральному капитулу; каждый из них имел под своим началом собственного маршала и смотрителя одежд.
 
     Ступенью ниже в орденской иерархии за командорами Провинций шли кастелланы (каштеляны, шателены) - управляющие замками - и командоры орденских домов; имелись также командоры рыцарей, которые подчинялись маршалу своего монастыря.
 
     Смотрители Домов, часто бывшие не братьями-рыцарями, а братьями-сержантами, управляли сельскими владениями Ордена Христа и Храма.

     Легковооруженные конные отряды наемников из местных жителей(туркополов или туркопулов) подчинялись орденскому туркополье (turkopolier).  Наемные пехотинцы-сержанты (сервиенты), получали приказы от орденского Знаменосца.

     Наиболее гибкой структурой обладали десять или двенадцать (число их не было постоянно) оррденских провинций Запада: Франция, Англия с Шотландией и Ирландией, Фландрия, Овернь, Пуату, Аквитания, Прованс, Каталония, Арагон, Португалия, Апулия, Сицилия, Венгрия - повсюду имелись магистры или командоры, но командоры нередко управляли одновременно несколькими провинциями, например, Провансом с Каталонией, или "Провансом и различными частями Испании".

     Орденский Монастырь храмовников в Испании был аналогом Заморского, палестинского Дома Ордена,  поскольку на территории Иберийского полуострова, от Наварры до Мерсии, бедные соратники Христа и Храма Соломонова беспрерывно воевали, как и в Святой Земле.
 
     Все же прочие, "тыловые" провинции Ордена храмовников, в отличие от "фронтовых" провинций тамплиеров (палестинской и испанской), существовали лишь для того, чтобы оказывать этим двум провинциям экономическую поддержку, обеспечивая храмовникам Испании и Святой Земли возможность вести военные действия против сарацин. Исключение делалось только для некоторых прибрежных городов, таких, как Тулон, где командорство Ордена Храма было включено в местную оборонную систему.

     Как уже говорилось выше, владения Ордена Храма подразделялись на провинции, которыми управляли Великие командоры.
 
     Каждая орденская провинция состояла, в свою очередь, из командорств..
Во главе командорств стояли командоры. Типичное сельское командорство представляло собой большую ферму, на которой проживало несколько орденских братьев.

     В командорстве имелась церковь, гостиница для странников, а также множество сельскохозяйственных построек.

     Командорство представляло собой административный центр, из которого осуществлялось управление имуществом Ордена Христа и Храма в прилегающей округе.
Обычно командорство представляло собой прямоугольник стен с башнями по четырем углам, внутри которого помещались другие строения. Вот почему командорства производили впечатление крепостей, хотя башни выполняют роль скорее опоры, чем защиты.
 
    Такое сооружение не смогло бы устоять перед правильным штурмом, но было достаточно надежным укрытием против банды грабителей.

    Обнесенный стенами прямоугольник представлял собой ядро командорства. Довольно часто его окружали рвами с двух или трех сторон, остальные же прикрывались прудом природного или искусственного происхождения.

    Поскольку потребление мяса было строго ограничено уставом, этот пруд являлся одновременно средством обороны, источником питьевой воды и садком для разведения рыбы.
 
      В прямоугольнике располагался "Большой дом" (во многих местах название сохранилось) - фактически это монастырский дом с кельями для братьев-рыцарей и возглавлявшего их командора. В «Большом доме» могло быть  два или более этажей (отсюда название), в стены часто были встроены опорные башенки.

     Именно в этом орденском доме располагалась часовня орденских братьев - пустая комната без окон, квадратная или прямоугольная, которую не следует путать с часовней командорства, открытой для всех.

     Внутри прямоугольника стояли и все остальные дома: фермерские, "странноприимные" и ремесленные.
 
     Обычно монастырская часть комплекса орденского командорства храмовников, иными словами, "Большой дом", была отделена от прочих стеной. Остатки подобных стен сохранились почти во всех командорствах Ордена Христа и Храма.
 
     Фермерские дома были предназначены для пахарей, пастухов, конюхов и т. д. Занимаясь обработкой угодий, они жили там семьями, но доступ в орденский монастырь был для них - особенно для женщин - закрыт.
 
     В орденском "странноприимном" доме, или на постоялом дворе, обитали путешественники и, в зависимости от положения командорства, паломники. Довольно часто за стенами располагалась лечебница или лепрозорий.
 
     У каждого командорства имелись свои фермы, или, как их называли, экономии (хозяйства), которые эксплуатировались по-разному, в зависимости от установившихся в том или ином регионе традиций и обычаев: крепостное право в Бри, вассальное подчинение в Нормандии, испольщина в Лимузене.

     Кроме хозяйств, в распоряжении командорств находилось и иное имущество: хижины, сторожки, кузницы, печи для обжига черепицы, склады и другая недвижимость.

     Удаленные владения назывались "камерами". Камерой управлял один из орденских братьев, или же ее сдавали в аренду лицам, не состоявшим в Ордене Христа и Храма.

     Командор каждого командорства ежегодно переводил определенную сумму (респонсию) великому командору (командору орденской провинции). В свою очередь, великий командор (командор орденской провинции) направлял собранные средства в главный Храм (Дом) Ордена, располагавшийся за морем, в Земле Воплощения.
 
     Великий командор орденской провинции проводил ежегодное совещание, называемое капитулом.
 
     В ходе совещания командоры отчитывались и передавали деньги для отсылки во "фронтовые провинции" Ордена Христа и Храма, т.е. в Святую Землю или же в Испанию.

     Раз в несколько лет проводился Великий капитул, на котором собирались Великие командоры (командоры провинций), которые, в свою очередь, отчитывались перед высшим руководством Ордена и расплачивались с ним.
 
     На Великом капитуле назначались новые управляющие и совершались орденские таинства.

     Как уже говорилось выше, командорства Ордена бедных соратников Христа и Храма Соломонова состояли, в свою очередь, из более мелких организационных единиц, или подразделений – прецепторий, во главе с прецепторами (порученцами). Аналогичная ситуация существует и в настоящее время в некоторых Великих Приорствах (Приоратах) Суверенного Военного Ордена Иерусалимского Храма. Так, например, в Великом Приорстве Англии насчитывается всего шесть командорств, но каждое из этих командорств состоит из десяти прецепторий.


Рецензии