О взаимопонимании и думах подрастающего поколения

Когда-то я затеяла исследование мышления и самоопределения подростков в современном мире. Мне хотелось понять, на что «инопланетяне» опираются в своем выборе, как принимают решения, что в их понимании хорошо, а что плохо.
Начиналось все с опросников и тестов, но постепенно я втянулась в глубокий душевный контакт с ними. Может быть конфиденциальность сыграла свою роль, не знаю, но возникли условия, где они тет-а-тет смогли сказать, что их волнует, а я задать им вопросы, не дающие покоя мне.
Такое общение стало ценным опытом для меня. Видимо, это мой способ заглянуть в грядущее глазами тех, кто будет жить после нас…

Одна из их самых актуальных проблем – культурная пропасть между ними и взрослыми, растущая с каждым днем. Например, один юноша 12 лет рассказал, как отец отрубает ему интернет после 10 вечера, настаивая на том, чтобы он занялся спортом, а «не забивал себе голову всякой дрянью».
«Почему отец заранее убежден, что я занимаюсь ерундой? – спрашивал парень. – Он даже шанса мне не дал сказать свое мнение!»
В свободное от учебы время (а освобождался он только после 10 вечера) он интересовался инновациями в области цифровых технологий, читал статьи и блоги об этом.
Я спросила, почему его это так интересует. Он ответил: «А как еще понять, в каком мире мы будем жить? Спорт и другие занятия для меня сейчас не важны, мне важнее это понимание».

Я спросила, почему он не хочет попытаться объяснить это отцу. Он махнул рукой: «Бесполезно. Предки – люди из другого мира, то что им кажется правильным, для нас давно не актуально, но у меня нет способа объяснить им это».
Конечно он не единственный, многие подростки убеждены, что говорить со взрослыми бесполезно, ведь те уверены – их опыт и ценности правильнее, и у детей нет шанса донести свою точку зрения, да она никого и не интересует.

Еще их очень сильно тревожит то, что происходит в мире, но опять же, с кем они могут это обсудить? Друг от друга они закрываются опасаясь издевок, а взрослым они не доверяют.

Например, одна девочка-подросток 15 лет рассказала мне, насколько сильно ее возмутила и глубоко ранила ситуация с фильмом Rocketman об Элтоне Джоне, из которого цензура вырезала все сексуальные сцены и сцены, где принимают алкоголь и наркотики.
«Искромсать произведение! – говорила она, - Обесценить чью-то жизнь с ее ошибками и поисками. От чего нас «спасают» эти дикари?! Ведь наше поколение с самого начала живет в мире открытой информации, мы что, не знаем о существовании секса между людьми одного пола или о наркотиках?!
Глупой цензурой лишают нас возможности видеть мир таким, какой он есть, нам ведь нужно учиться жить именно в нем. Разве свобода не важнее целомудрия? Как же нам быть теми, кто мы есть в мире, где происходит такое варварство?!»
Когда ей трудно носить в себе злость и негодование, она пишет стихи, которые никому не показывает. Привожу небольшой фрагмент стихотворения, написанного после ситуации с фильмом. Имя автора останется в тайне.

Ограду болезнь сюда принесла,
Оставив лишь клетку сознания,
Уничтожая раздумья дотла
И смысл существования.

Душу терзая, горло сжимает.
Здесь пропадает культура.
Мысли рождаясь, тотчас погибают.
Болезнь человечества – цензура...

Да, возможно те, кто кромсал этот фильм руководствовался благими намерениями защитить зрителей от дурного влияния. Но «вместе с водой вылили и младенца». Эффект в таком случае скорее всего будет обратным.

После нашей беседы она дала согласие поделиться ее мыслями и этими стихотворными строками с вами. А еще мы подумали, может быть искусство и творчество могут стать тем самым языком, который поможет подросткам и взрослым понять друг друга?
Стоит ли подросткам делиться с нами своим творчеством?
Сможем ли мы быть достаточно деликатными, чтобы бережно принять их дары?
Сможем ли мы быть достаточно зрелыми, чтобы допустить существование их мнения, отличного от нашего? Поможет ли это нам приблизиться?


#WedenskySchool #ЖивоеСлово #ОбОтношениях #ОВзаимопонимании #ОСвободе #ОПодростках (ред 13.02.20)

16 летняя художница Димитра Милан


Рецензии
Да, взаимопонимание - это непросто, особенно с подростками.
На эту же тему приглашаю почитать "Яйца курицу не учат".

Елена Плюснина   22.07.2019 23:49     Заявить о нарушении