пролог

                ПРОЛОГ


       О царице Савской, которая пришла к царю Соломону с великими дарами, чтобы испытать его мудростью,   нам рассказано библейскими стихами. Но интересно, что и как эта необыкновенная женщина рассказала бы сама о своем жизненном  пути, странствиях, о воли к личной власти и свободной любви, и еще о своей библиотеке, которую позже пополнял царь Соломон?  Когда смотришь на картину Тинторетто «Соломон и царица Савская» (1555, Прадо), видишь равное царское и человеческое достоинство и Соломона, и Савскии.
    Обладательница «смертельной красоты» Агриппина, сестра Калигулы и  мать Нерона,  через сложнейшие политические интриги привела своего сына к абсолютной власти. Перед  смертью она попросила убийц, посланных Нероном, убить её ударом кинжала в чрево, то самое, которое породило сына - тирана.
      Как  сама Агриппина рассказала бы  историю  своей жизни, раскрыла  мотивы своих незаурядных действий,  о трагическом предчувствии смерти от рук любимого  сына? Увы, мы эту историю знаем не из первых рук, а  из хроник и книги Светония «Жизнь 12 цезарей».
    Что   Саломея  поведала бы о своем танце перед Иродом и просьбе принести на блюде голову Иоанна Крестителя, или,  что сказала бы Юдифь, отрезавшая голову Олоферна ради победы своего народа, о своих чувствах и снах?
     История сохранила множество мужских голосов, рассказывающих об исключительных и обычных, но красивых и притягательных, женщинах. Мужской Гений   эпохи Возрождения создавал картины, изображающие Мадонну с младенцем,  ваял облики прекрасных Венер и Афродит. Мужчины - поэты всех веков и народов  писали стихотворения, сонеты и газели о любви к женщине, воспевали её красоту.   
       Философы, начиная с Античности,  пытаются понять загадку и тайну  Вечной Женственности и её мудрости – Софии.
        Но сама женщина, как правило, молчит. Её голоса, её гения на протяжении многих столетий не слышно  и не видно. Может быть, она сама поможет нам понять  глубины женского сознания?  Объяснит, как и чем можно  измерить  живительные токи её любви и энергии, которые  она излучает, становясь  возлюбленной, избранницей, женой, матерью? 
     И можно ли расшифровать те программы-матрицы, которые позволяют женщине  из рода в род, из века в век, оставаясь самой собой,  быть надежным и стабильным  «тылом» для мужчины-воина, мужчины-бизнесмена,   просто любимого и любящего мужа?
      В чем заключена тайна женщины - Музы, тайна  вдохновения, страсти, отчаяния и надежды? Тайны женщины-матери?  Великие  тайны зачатия, рождения, продолжения рода и воспитания наследников предыдущих поколений?
     Эта книга -  сборник рассказов авторов – женщин. Здесь звучат искренние, исповедальные женские голоса  о личном опыте любви и нелюбви, голоса, преодолевшие внутреннюю и социальную цензуру, голоса, нарушившие диктат ненаписанного закона о женском  молчании, табу на её голос, её рассказ   об испытаниях, ошибках молодости, несчастливом брак, сексуальном насилии и его последствиях, инцесте, возможной смене сексуальной ориентации, тяготах быта и домогательствах на службе.   
       Что думает  женщина  сама о себе? Как она оценивает свои возможностии и духовные ресурсы  в этом безумном, яростном, ежеминутно меняющемся  и жестоком мире? Как работает её сознание и подсознание?  И как она спасает саму себя от боли сексуального насилия, предательства,  психологического давления и мужского манипулирования? Чем можно жертвовать во имя личного счастья и чем  - нельзя? Где границы  личной свободы, если под сердцем бьется дитя?  Как справиться с нежелательной беременностью после насилия? И как растить детей, какую  избрать для семьи систему ценностей,  на какую  традицию  опереться в эпоху кардинального изменения привычных смысловых  координат?
      Эти рассказы не являются социологическим исследованием или психоделическим инструментарием, или аналитическим документом.   В каком-то смысле – это срез современности, когда маскулинное и феминисткое, мужское и женское, патриархальное и матриархальное меняются местами, перекрывают друг друга  в борьбе за право на гендерную свободу и равенство.
       Женщины уже завоевали чисто мужские пространства: космос, боксерский ринг, футбольное поле, высокие должности и чины  в армии, инженерии, в сфере  политики  и искусства, дизайна и экономики.
     При  медицинской помощи пластического хирурга   и женщины, и мужчины  могут изменить внешность и даже поменять пол.
       Стали самыми обычными  межрасовые браки, соединение представителей разных религий  и социальных статусов, браки с большой возрастной разбежкой, однополые браки, браки выходного дня, договорные и гостевые браки. 
       И если на мужском полюсе возникли  отношения и даже браки между  мужчинами  и женщинами – роботами  (всегда верными, ожидающими дома, готовыми услужить и «любить»), то  на женском полюсе    -  естественный акт любви с возлюбленным, ведущий к зачатию ребенка, можно заменить  на ЭКО, то есть экстракорпоральным оплодотворением  семенем от анонимного донора.
        Не говорит ли это о смертельной усталости  жанра интимных отношений мужчины и женщины  -  о распаде семьи как общественного института? Не угадывается ли тенденция возникновения принципиально  нового  – бесполого – человечества?  Радует ли мужчину и женщину возможность обойтись друг без друга?  Не удобнее ли при желании просто  выключить кнопкой  собеседника-робота и сексуального партнера- робота?      
        Вполне возможно: ведь это гарантия избавления  от жестокой борьбы сердец, которые, по своей природе,  никогда не  смогут стать одним  и единым, от принципиальной противоположности ин и янь.
      С одной стороны,  разрыв  межличностных отношений часто избавляет мужчину   от его обязанностей  обеспечивать семью, давать образование детям (и даже помнить об их существовании!). А с другой, - освобождает  и женщину  быть гарантом стабильности, покоя, домашнего уюта и качественного воспитания детей. Может быть, действительно стоит отказаться от  повседневных забот о семье и тяжелого колеса причинности? Может быть,  целесообразнее прервать  токсичные, отравляющие жизнь отношений.
         Лист 67  из «Капричос» Гойи  под названием  «Неужели  нас никто не  развяжет?» показывает весь ужас таких взаимоотношений.  На обрубке сухого дерева крест-накрест перевязаны  мужчина и женщина, и над ними парит огромная сова, символ безумия и демонизма. 
      Речь идет не  только о всё увеличивающихся бракоразводных процессах, а о качественно ином распределении  мужского и женского полюсов в современности.
      Но не теряет ли  всечеловеческая культура  -  при  полном разрыве отношений мужчин и женщин  -  нечто чрезвычайно ценное: путь любви и  познания, путь созидания, а не отчуждения и краха всего человечного? Не станет ли бесполый мир миром без людей?
        Фредерико  Гарсиа Лорка в «Сонетах темной любви» (1936) признавался «Я только жизнь: Люблю – и существую». В другом сонете этого цикла поэт сформулировал цель современной Музы: «Ты вновь меня ведешь в поля цикуты / Крутой дорогой горького познанья».
         В представленных  рассказах авторов-женщин   присутствует дуэнде, когда  у читателя  захватывает дыхание от слов, рожденных сердцем, страданием и  болью.  И в то же время в этих произведениях звучит музыка от счастья жить, любить и даровать жизнь.
    В самом факте женского письма, факте публичного рассказывания о личном опыте  есть  противостояние бездне греха, протест против издевательств и утонченной пытке сильного над слабым, против зависимости – материальной и сексуальной,   а также размышления о возможно и  личной вине, неправильной интерпретации болезненных ситуаций.
       Фридрих  Ницше в своей работе «Так говорил Заратустра» утверждал, что «в любви женщины есть несправедливость и слепота ко всему, что она не любит …  в любви женщины есть всегда еще внезапность и молния, и ночь рядом со светом».
      Один из вечных сюжетов мировой живописи: женщина перед зеркалом. Такова картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» 1651. Лондон. Национальная галерея), где Венера-богиня  покоится  спиной к зрителю, а зеркало, в которое она смотрит, держит крылатый Амур.
      В своем  знаменитом произведении  «Маха обнаженная» (1797 – 1800. Мадрид. Прадо) Франсиско Гойя развернул  Маху лицом  к нам, зрителям.
        Мы все  являемся  её – обнаженной махи - стогранным зеркалом со множеством глаз. Мир смотрит на женщину с удивлением и страстью, с великой надеждой на продолжение Жизни,  уверенностью в  её заботу о вновь рожденных и стариках, уходящих в мир иной, и одновременно – смотрит с  опасением и даже  ужасом.  Древнии эринии  и парки были беспощадны к убийцам, насильникам и нарушителям кровных и родовых законов.
      Современная женщина всматривается в зеркало своей судьбы, своего личного выбора в стремлении к счастью и успеху, самореализации и духовному росту. Открытыми прекрасными глазами она смотрит в мир разнообразия и  ничем не ограниченных возможностей.
       Женское Слово,  её письмо,  рассказы о тайнах и глубинах Вечной Женственности,  мощное  творческое начало, возможно, поможет сохранить нарушенное  равновесие между мужским и женским,  возродить гармонию и  увеличить энергетику самой Жизни, дать надежду на благополучное и мирное будущее для нас и наших детей.   
      
    
      
         
    
 


Рецензии