О понятии времени в литературе

В настоящее время наблюдается появление большого количества новых литературных жанров. Например, о таких уникальных направлениях, как постмодернизм, абсурдизм, нуар-детектив мир узнал только в XX-начале XXI века.
Конечно же, такое огромное количество разнородных произведений культуры необходимо как-то классифицировать. Существует несколько типов классификаций, опытному литературоведу известно их как минимум три: по форме (зависит от размера произведения - малые формы, т.е. рассказ, очерк, скетч, др., средние - повести, большие - романы, эпопеи); по родам (эпические, лирические, лиро-эпические и драматические) и по содержанию (комедия, трагедия, фарс, водевиль, драма, интермедия). Некоторые отдельные течения (например, классицизм) предлагают свою собственную классификацию в рамках этого конкретного течения.
Классификация, с которой я хочу познакомить читателей данной статьи, ни в коем случае не претендует на достоверность и тем более на научность: это - субъективное мнение автора. Если изложенный материал покажется вам недостаточно полным или понятным, вы всегда можете написать об этом в комментариях. Любая критика приветствуется.
Итак, я предлагаю классификацию литературных жанров в соответствии с временем действия.
Время действия - одно из первых, на что автор обращает наше внимание, когда мы начинаем читать его книгу. От времени действия зависит иногда и сам сюжет, и характер героев, и, само собой, общая атмосфера произведения. К примеру, даже современные авторы, публикующие исторические романы, порой упускают из виду историческую достоверность, но почти всегда стараются создать в своей книге особое настроение, соответствующее эпохе, о которой они пишут. Это очень наглядно иллюстрирует значимость влияния выбранного времени действия на произведение.
Итак, чтобы долго не говорить, советую посмотреть на картинку в начале статьи (простите за исполнение - кривое, как все мое творчество, но, надеюсь, понятное).
Как видно по схеме, вся временная лента разделена на три блока: прошлое (левый блок), настоящее (центральный) и будущее (правый блок).
Есть литературные жанры, которые четко соотносятся только с одним из временных блоков. Так, например, исторические романы описывают события, происходившие в прошлом, и имеют отношение только к прошлому. Современная "жизненная" проза рассказывает о настоящем, о быте и нравах людей рядом с нами. Действие событий в таких жанрах, как фантастика (хотя и весьма условно, ведь фантастика бывает разная), космоопера, киберпанк, научная фантастика, утопия, разворачиваются обычно в будущем, в мирах, оснащенных высокими технологиями. Бывает и наоборот - к примеру, антиутопия тоже обычно относится к будущему, но уровень жизни героев там оставляет желать лучшего. Как в небезызвестном романе "1984" за авторством Дж.Оруэлла.
Такие произведения, действия которых происходит в рамках одного из трех времен - прошлого, настоящего, будущего - я называю одновременнЫми. По схеме видно, как происходит их примерное распределение на ленте.
Существуют и двувременные жанры, т.е. те, которые предполагают взаимодействие двух времен (обычно настоящего и прошлого или настоящего и будущего). К этой категории я бы отнесла популярные сейчас попаданцы, а также произведения в жанре альтернативной истории. Ведь все мы помним, какова стандартная завязка в таких книгах: герой из настоящего времени внезапно попадает в прошлое ("Зона захвата", "И грянул гром") либо в будущее ("Машина времени", "Землянка для звездного принца") и пытается как-то адаптироваться под существующие там реалии. К слову, книг о том, как какой-то герой/героиня перемещается из далекого прошлого в будущее и обратно, я еще не встречала. К примеру, нет книги про жительницу каменного века, которая внезапно переместилась в 25 век (вот, кстати, неплохая идея кому-то для замысла). Возможно, это объясняется чрезмерной радикальностью идеи и сложностью воплощения. Ну да ладно, проехали.
На схеме двувременные произведения обозначены тремя двойными стрелками снизу под основной лентой времени, как бы пересекая временные границы.
Еще ниже располагается тройная квадратная стрелка, изображающая трехвременные произведения, то есть те, в которых события захватывают и прошлое, и настоящее, и будущее. Да, такие книги бывают, скажу больше - среди них немало известных и популярных. Ярким примером является совместная работа Сергея Лукьяненко и Станислава Буркина под названием "Сегодня, мама!" - первая часть трилогии "Остров Русь". По сюжету два брата-подростка сначала находятся в пределах современной России, потом перемещаются в будущее, путешествуют по космосу, после чего машина времени отправляет их в Древний Египет, а затем снова в настоящее время. Вот такой захватывающий круговорот времен. Думаю, почти каждый из нас в состоянии вспомнить хотя бы одну такую книгу. К трехвременным жанрам чаще всего относятся научная фантастика и просто фантастика, космоопера, попаданцы и альтернатива.
Есть жанры, которым вообще "все равно", где разворачивается действие, т.е. вневременные. Их довольно много, среди них: сказка, мистика, сюрреализм, драма, трагедия, детектив, постмодернизм и другие. К примеру, детективом можно назвать и "Азазель" Бориса Акунина, и иронические детективы Дарьи Донцовой и Иоанны Хмелевской, и это несмотря на то, что действие первого происходит в XIX веке, а вторых - в XXI. Универсальность подобных жанров объясняется их специфичностью: в детективе, к примеру, всегда описывается процесс раскрытия преступления, в трагедии - острые переживания и неразрешимый конфликт, и т.д. Эти жанры сами по себе самодостаточны и потому независимы от времени действия.
Помимо них есть и еще так называемые дуплексивные, "двойные" жанры. К ним можно отнести разве что попаданцы (на схеме обозначены двойными стрелками, чуть выше большой тройной). Поясню: в стандартных попаданцах обычно главный герой попадает в другое время, и внимание читателя далее сосредотачивается только на нем. А в двухсторонних, дуплексивных попаданцах наблюдается "обмен душами" или "обмен телами", то есть главных героев два и они перемещаются одновременно в разные времена. И далее мы будем наблюдать две перемежающиеся основные линии сюжета, двух героев, как это происходит, например, в многочисленных комедийных фильмах и юмористических любовных романах. Обе линии довольно самостоятельны и сбалансированы, поэтому следить за ними очень интересно.
Отдельно выделена документальная проза - двувременной жанр, действие которого обычно связано одновременно с прошлым и настоящим, т.е., показывая события прошлого, авторы обычно всегда подчеркивают, как эти события повлияли на нашу сегодняшнюю жизнь (как в "Непридуманных космических историях" Нэнси Аткинсона).
И, наконец, есть еще одна особая группа книг, в которых определить время действия событий попросту невозможно. Как так? Да очень просто. Вспомните книгу братьев Стругацких "Пикник на обочине" (или его киноаналог - фильм "Сталкер"). Можете вы точно сказать, когда происходят события, описанные в книге? Да, Википедия вам выдаст, что все случилось "предположительно в 1970-е годы", но ведь даже в начале книги дается достаточно размытая дата - 19.. год. То есть, по сути, точного указания на время нет. Да это и не главное здесь. Так же точно и в книге Михаэля Энде "Момо": по логике догадываешься, что действие разворачивается в веке XX, но когда конкретно - не можешь определить. Обычно такой прием - отсутствие точного указания на время - используется авторами книг с глубоким философским подтекстом. И это не случайно, ведь некоторые вещи на самом деле вечны, и время здесь не играет решающей роли. Гуманизм, любовь к прекрасному, к природе, сохранение мира на Земле не имеют временных и каких-либо других границ. Они ценны для всех людей в любую эпоху.
Такие произведения я называю безвременнЫми, и на схеме они изображены длинной волнистой линией. Читательский опыт показывает, что обычно к ним относится фантастика, абсурд, антиутопия, утопия, философия, драма, сказки (сказки, кстати, вообще очень интересный феномен в плане того, что неизвестно не только точное время, но и место: "В тридевятом царстве, в неведомом государстве"), иногда сатирическая проза.
Легко заметить, что некоторые жанры входят одновременно в несколько групп. Это объясняется спецификой каждого автора в отдельности. Чтобы определить, к какой конкретно группе относится та или иная книга, нужно внимательно изучить ее содержание. Здесь даны лишь общие закономерности отнесения произведений к временным группам.
Спасибо за прочтение. Если у вас остались какие-либо вопросы, не забывайте оставлять их в комментариях. Автор на связи.


Рецензии