Инквизитор

Тишина и спокойствие наполняли мою душу, треск свечей перекликался с тихой молитвой. Как вдруг чей-то женский голос окликнул меня по имени. Обернувшись на голос, я увидел худенькую, небольшого роста женщину. Строгие интеллигентные черты лица… Передо мной стояла моя школьная учительница по алгебре Ольга Ивановна.
– Я всегда знала, что вы будете работать в церкви. Несколько лет я искала встречи с вами, чтобы поговорить. Каждый раз, подходя к храму, я не решалась зайти и, постояв, уходила. Мне сказали, что ты – простите, вы – уезжаете насовсем, и я не смогу больше увидеть вас.
– Ольга Ивановна, как рад я видеть вас. Вы совсем не изменились.
– Да, время летит! И вы из мальчика стали взрослым человеком. Вы стали священником! Я очень горжусь своими учениками. Вы все выросли замечательными людьми. Но я пришла, я пришла, пришла – попросить у вас прощения.
От таких слов меня словно обдало кипятком, а по ее морщинистым щекам потекли слезы.
– Ольга Ивановна, что вы? Перестаньте, вы никогда меня не обижали, вы были очень хорошей учительницей, и я помню только хорошее!
– Спасибо вам за эти слова, – вытирая слезы, произнесла она. – Но я очень виновата, виновата перед Богом, перед вами.
– Иванов, остановись немедленно, это школа, а не ипподром. Приведи себя в порядок, почему у тебя галстук мятый? Ты же пионер!
Град замечаний сыпался из уст завуча школы Ольги Ивановны – это была самая строгая учительница школы. Ее боялись не только ученики, но даже и коллеги по работе. Требовательность, пунктуальность, принципиальность, трудоголизм  отличали ее от других. Она жила своей работой, она жила своей школой.
– Так, а это что такое? – продолжала она. – Что это, я спрашиваю? Ты носишь крестик? Немедленно сними! Ты слышишь, что я тебе сказала?
– Я не сниму, мне бабушка сказала не снимать его никогда, – и парень стал прятать крестик под рубашку.
– Немедленно сними и не будь посмешищем для одноклассников!
– Я не сниму, – продолжал упорствовать парень.
– Ну, хорошо, тогда все будут знать о твоем поведении.
И она, взяв его за руку, повела в учительскую.
Был перерыв между сменами, и учительская была наполнена учителями. Дверь учительской открылась с таким шумом, что они все непроизвольно замерли, и наступила тишина.
– Вот, полюбуйтесь на него, в нашей школе появился сектант, верующий пионер! Наташа, вы, как старшая пионервожатая, куда смотрите? Вера Ивановна, а вы, как классный руководитель – где ваша работа с родителями? Вы же член партии?
Как давно это было? Это был класс шестой, тогда еще Лариса комсорг попыталась сорвать с меня крестик и завязалась драка.
– Я все это помню, Ольга Ивановна, и не держу зла на вас и на других.
– Правда, вы не держите на меня зла? – и она, как провинившаяся ученица, заглянула в мои глаза.
– Нет, честное слово – я давно все это забыл.
– А я нет! Ведь я считала, что я права, я пыталась оградить вас от неприятностей, которые могли произойти с вами и вашей семьей. Сейчас я понимаю, что это была система, тоталитарная жесткая система, она ломала людей, и кто не вписывался в нее, того она уничтожала! А ношение крестика – это был вызов всему! Ведь вы могли его снимать, идя в школу, но вы этого не делали, вы продолжали его носить! Меня это злило. Я считала своим долгом бороться с этим, ведь я была член партии, – и по ее щекам вновь потекли слезы. – Я знаю, что Бог не простит меня за то, что я не верила в Него всю свою жизнь, поэтому я прошу у вас прощения за то, что… – и она снова заплакала.
Храм уже закрывался, и на улице было темно. Провожая Ольгу Ивановну до автобусной остановки, я, как послушный ученик, слушал свою учительницу, которая рассказывала новый урок, а темой урока была ее жизнь! Подошел автобус и мы стали прощаться.
– Отец Сергий, благословите меня! – и снова наши глаза встретились.
Благословив, я обнял свою учительницу, и мы простились. Спустя два года, посещая могилу моей бабушки, идя по кладбищу, я увидел знакомое лицо на фотографии и надпись: «Заслуженному учителю РСФСР от благодарных учеников. Вы в наших сердцах».
Она умерла в школе за учительским столом, проверяя тетради, а рядом с тетрадями стояла икона Божией Матери, подаренная мной.
Февраль 2019 г.


Рецензии