Гиляровский продолжает удивлять

     Чем глубже вникаешь в детали биографии   В.А. Гиляровского и выпавших на его долю приключений, тем больше вопросов возникает о причинах тех или иных его поступков. Его приключения невозможно назвать похождениями, они наполнены высоким смыслом и содержанием.   Вот доказательство.

     Оказывается, Гиляровский был знаком с одним из выдающихся мыслителей 19-20 веков Морозовым Николаем Александровичем. Да-да, тем самым Морозовым многим известным по скандальной его работе "Христос". Казалось бы, где Морозов и где Гиляровский. Выдающийся энциклопедист своего времени и недоучившийся гимназист, но, тем не менее, они встречались и состояли в переписке.

    Одногодки, неординарные и  популярные в своё время личности. До революции один -  первый журналист Москвы.  Другой – народник, революционер, приговорён к вечной каторге. Казалось,  жизненный путь этих людей протекает по совершенно разным орбитам, но, тем не менее, встретились.

     Встретились они в Москве на квартире поэта Сергея Городецкого. Николай Морозов  писал стихи, стихи писал и Гиляровский. По большому счёту ничего  другого общего между ними нет, а стихи, как  Морозов, так и  Гиляровский писали скорее для себя, для души. Тем не менее, случайная встреча имела продолжение.   
Областная газета «Красный Север»  в 1974 году опубликовала  два письма  Гиляровского к Морозову.

Первое письмо от 1 января 1928 года.   
 
     Гиляровскому неудобно беспокоить Морозова. Он знает, что Морозов занят совершенно  другой тематикой. Но в этом весь дядя Гиляй,  ему для описания  секретной тюрьмы в Тверской части полиции очень важны воспоминания такого заключённого как Морозов и он обращается к нему. Шлёт книгу. Догадываясь, что вряд ли Морозов её прочтёт, просит просмотреть  только помеченные страницы первой главы.

     «Дорогой Николай Александрович! Поздравляю Вас с новым годом и шлю Вам все мои лучшие пожелания. И шлю Вам мою последнюю книгу «Мои скитания» — целиком моя юность, с собственными именами, названиями мест — словом, все, как оно было.
Конечно, я знаю, как Вы заняты, не думаю Вас утомлять прочтением ее, но очень прошу уделить несколько минут и прочесть отмеченные карандашом страницы первой главы…

    И еще к Вам просьба. Сейчас я закончил новую книгу, как бы продолжение «Моих скитаний», но совершенно отдельную, из литературной жизни конца века. Теперь работаю над книгой «О старой Москве».
 Сейчас кончаю главу о «Тверской части», где под каланчой, теперь сломанной, была военная гауптвахта, а в ней в 1854 году сидел долго А. В. Сухово-Кобылин, и там написал свою «Свадьбу Кречинского». Гауптвахта была в большом здании под самой каланчой, а во дворе части было мрачное и грязное здание, в нижнем этаже которого был сарай пожарного обоза, а над сараем полицейская тюрьма для самых важных преступников, состоявшая только из секретных камер для одиночек.
Маленькие окна тюрьмы, кроме обычной решетки, были заплетены густой проволочной сеткой. Ужасная тюрьма была!

    И вот в одной из этих самых камер Вы находились под следственным жандармским караулом в 70-х годах. И здесь Вы написали свои первые стихи, которые потом были напечатаны. Но где? Есть ли они в «Звездных песнях» — и какие именно? Есть ли какие-нибудь воспоминания о Тверской части? Переписка с Батюшковой и Цвиленевым? Приготовление к побегу? А главное — мне хотелось бы те стихи!
Вот, дорогой Николай Александрович, тe вопросы, которые, как говорится, мне спать не дают!
    После нашей встречи в Москве у Сережи Городецкого года два назад, я все мечтал, что Вы будете в Москве — но этого не случилось — и вот посылаю Вам «Мои скитания»...
Сердечно преданный, любящий Вас — Ваш Влад. Гиляровский.

В июле 1929 года Владимир Алексеевич направил Н. А. Морозову второе письмо.

     Поздравляет его с 75-летием. И что интересно для нас, пишет, что прошлом году он перешагнул этот же  рубеж, то есть, как в молодости, так и в преклонном возрасте Гиляровский продолжает считать свои года от 1853 года.
      «В день Вашего семидесятипятилетия, — которое я еще в прошлом году
 перешагнул, — приношу Вам мое поздравление с пожеланием еще много лет здравствовать. Что такое 75 лет?! А для такого, как Вы, дорогой Николай Александрович, как Вы, и три четверти века для такого человека ровно ничего!
Осенью надеюсь прислать Вам новую книгу, над которой теперь работаю, в ней найдете несколько строк из моих воспоминаний о старой Москве, которые будут Вам знакомы. А пока посылаю Вам старую (изд. 1921 г.) книжку, большую библиографическую редкость.
Мой сердечный привет Вашей супруге.
Весь Ваш Влад. Гиляровский».

    В письме речь идет о поэме В. А. Гиляровского «Петербург», сохранившейся в библиотеке Н. А. Морозова в Борке.

     Н. А. Морозов написал множество книг и статей по астрономии, космогонии, физике, химии, биологии, математике, геофизике, метеорологии, воздухоплаванию, авиации, истории, философии, политической экономии, языкознанию, истории науки,
Морозов пророчески предсказал, что «XX-й век будет веком окрыленного человечества… Люди Российской Земли проложат дорогу к звездам». По словам академика И.В.Курчатова, «современная физика полностью подтвердила утверждение о сложном строении атомов и взаимопревращаемости всех химических элементов, разобранное в свое время Н.А.Морозовым в монографии "Периодические системы строения вещества"».

    Н. А. Морозов с 1918 года до конца своей жизни был директором Естественнонаучного института им. П. Ф. Лесгафта. Изобрёл спасательный экваториальный пояс, позволяющий автоматически превратить верхнюю часть воздушного шара в парашют и обеспечить плавный спуск гондолы или кабины на землю.

    Его десятитомный  труд «Христос» ("История человеческой культуры в естественнонаучном освещении")   потряс основы традиционной истории, и хронологии, всех  ветхозаветных и новозаветных религиозных событий. Современным читателям хорошо известны работы последователей Н.А.Морозова, среди которых наиболее широкую популярность получили труды А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского, С.И.Валянского и Д.В.Калюжного.

    По инициативе Морозова  создаётся в 1939  научный центр в поселке Борок Ярославской области. Сейчас здесь работает Институт биологии внутренних вод и Геофизическая обсерватория «Борок» Российской Академии Наук.

    Посёлок Борок- поселок музеев.Здесь музей Н.А. Морозова, музей  И.Д. Папанина, музей природы, старинные парки.


Рецензии