Горести разума

     Часто повторяют известную многим мысль о том, что «В начале было Слово». Если считать, что так оно и было на самом деле, то закат нашей цивилизации, вероятно, словом и завершится. Цивилизация началась со Слова, а закончится длинными речами и путаными инструкциями из слов.

     Слова, которыми пользуются люди  – это знаки конкретного, но относительного смысла отдельных понятий. Абсолютный смысл всех возможных понятий скрыт на фундаментальном уровне каждого индивидуального мышления. На этом уровне мышления понятия изначально взаимосвязаны между собой и эволюционируют в едином виртуальном образе. Виртуальный образ воспроизводится мышлением непрерывно и во сне, и наяву, являясь средой для развития индивидуальной культуры мышления человека. Этот скрытый от наблюдения виртуальный образ своё явное присутствие проявляет через понятия, которые человек выражает словами. Выраженные в словах понятия являются посредниками между виртуальным образом и той частью мышления, которая  оперирует словами. Весь виртуальный образ не ограничивается только взаимосвязью с этой частью мышления, но иные его взаимосвязи с мышлением остаются не такими явными и ускользают от осознания посредством отдельных слов. Смысл, который несут слова, относителен, а сами они крайне консервативны. Консерватизм слов ограничивает мышление отдельными понятиями, но не сосредотачивает его на виртуальном образе. В результате мышление оказывается неспособным выразить скрытую эволюцию текущего смысла своих же понятий, а поэтому устремляется к замкнутости. Осознание человеком эволюции собственных понятий в их взаимосвязи остается проблематичным или невозможным. Однако абсолютный смысл всех возможных понятий может стать доступным, если выразить форму виртуального образа. И это реально потому, что в такой форме может быть сосредоточен не только максимум, но и минимум абсолютного смысла всех возможных понятий. Уже существующих слов и понятий вполне достаточно, чтобы осознать скрытый в виртуальном образе минимальный смысл всего сущего. Вот этот минимум и является ключом к нашему мышлению, открытости разума, абсолютному смыслу всех возможных понятий – к Абсолюту.
Если этот минимум так и не будет осознан, то, в конечном счете, сложатся все необходимые условия для глобального кризиса мышления. И кризис этот может закончиться для цивилизации трагично – необратимой дистрофией разума. Как это случится конкретно, сказать сложно, но, во всяком случае, его результат не будет зависеть от каких-то локальных особенностей. Масштаб проблем, которые встанут перед людьми, будет таков, что разрешить их ни традиционными формами мышления, ни с помощью искусственного интеллекта станет невозможно. На этот момент абсолютный смысл всех возможных понятий окончательно скроется за границей любого актуального мышления, оставляя людям в качестве утешения только фанатичную веру, лишенную полноценного знания.  Гёте в своей  гениальной трагедии «Фауст» подметил главную причину такой горестной метаморфозы нашего разума - его замкнутость:

Прижми к груди свое дитя!
Но – бережно, чтоб не разбилась склянка.
Вот неизбежная вещей изнанка:
Природному Вселенная тесна
Искусственному ж замкнутость нужна!
 Гете. Фауст, часть II. Сцена в лаборатории Вагнера (пер. Б. Пастернака).
         
     Развитие нашей цивилизации наглядно демонстрируют то, что человек очень хочет, а, главное, может заменить свой разум интеллектуально замкнутым подобием. Сначала такой искусственный интеллект, умиляя человека своими возможностями, превзойдет его разум там, где он сам легко склоняется к однотипным ощущениям, однообразным чувствам, трафаретным мыслям, клонированным идеям, детерминированным алгоритмам. А затем всё остальное довершит время и … случайность, вероятность, хаос. Еще в далеком прошлом человек почему-то решил, что обязательно должен сказку о подобном «разумном» существе сделать былью. Ну что ж, если этому суждено свершиться, тогда творцу такого интеллекта останется только одно:
Прижать к груди свое дитя!
Но – бережно, чтоб не разбилась склянка…


Рецензии