О нелюбви украинцев к Былинам

Вы никогда не задумывались, почему укры в своих теориях не любят ссылаться на древнерусский былинный эпос? Ведь для националистов всех мастей такой материал является "золотой жилой." А в этом случае - нет! Более того, заведите со свидомыми разговор о былинах и увидите, как они занервничают и постараются быстрее "съехать" с данной темы.

Чтобы поставит диагноз этому феномену, нужно рассказать о происхождении богатырского эпоса.

Былины (старины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII в; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста;рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).


Традиция устного пересказа былин прочно вошла в средневековую культуру Руси, а затем России. Для всех русских - песни о богатырях были важной информацией о великом прошлом страны. Неудивительно, что эпос стал важным источником для отечественной историографии. Старинные песни начали записывать, публиковать, изучать...

География происхождения былин весьма обширна. Данные о ней можно обнаружить в «Истории Русской Словесности» Галахова. Одних былин киевского цикла собрано: в Московской губернии — 3, в Нижегородской — 6, в Саратовской — 10, в Симбирской — 22, в Сибири — 29, в Архангельской — 34, в Олонецкой — до 300. Всех вместе около 400, не считая былин новгородского цикла и позднейших (московских и других). И ни одной на территории современной Украины! Объяснить такой конфуз укроучёным было очень тяжело, но пришлось. В результате, историография обогатилась шедеврами укроизмышлений о природе памяти народной.

Первыми фантастами стали члены Кирилло-Мефодиевского общества (М. Максимович - первый ректор Киевского университета, Н. Костомаров - историк, живущий на казённое жалованье, П. Кулиш - писатель, создатель ранней версии "украинского" алфавита). Они предположили, что исторические и общественные события в Украине в XVII веке были настолько революционны, что вытеснили из украинской памяти исторические воспоминания о прошлом.  В переводе на язык обывателей этот пассаж можно трактовать, как амнезию по воздействием форс-мажора. Странно, что подобный глюк посетил всех украинцев без исключения!

 Вторую причину, почему былины  были забыты на территории, где родились и жили русские богатыри, указал издатель эпоса В. Авенариус в сборнике «Книга былин. Свод избранных образцов »(СПБ, 1880 г.):«Первым гонителем свободной народного творчества было варварство, вторым - цивилизация. А в XVII веке в Украине неграмотных людей почти не было. Образование и грамотность с каждым шагом вперед вытесняли древнюю песню все дальше».  Хорошее объяснение! В Греции, Индии, Китае, Киргизии и прочих уголках планеты эпосы под натиском культуры не перекочевали на перефирию, а  здесь, на Украине, локацию попутали и осели на землях северных варваров.

Отсутствие былин в Украине и Белоруссии все-таки удивляло свидомитов. Пусть действительно здесь в XVI - XVII веках произошла крупная культурная революция, но должно же хоть, что-нибудь осесть в фольклоре. Мысль, взбодрённая горилкой под сало и бульбу, выдала следующее резюме: в правильно развивающемся обществе все культурные памятники меняются и новые признаки затирают изначальное.

Радует слог:  Каждый знает, что знаменитая София Киевская в нынешнем виде отличается от храма, на который смотрели современники Ярослава Мудрого и их близкие потомки. Исчезли двухъярусные галереи, окружавшие храм; фасады оделись в формы украинского барокко, утвердившегося в архитектуре XVII века, старинные фрески скрылись под живописью поздних времен. Но мы прекрасно знаем, что кирпич храма, стены и мозаика, и фрески, освобождённые от наслоений поздних эпох - все это памятники далекого времени и об этом времени они нам вещают.

Примерно так надо смотреть на былины. Народная память трансформировалась под воздействием исторических обстоятельств.Качества героев- богатырей перекочевали в образы удалых козаков и сказочных персонажей типа  Котигорошка,  Буха Копитовича и смутьяна Чурилы...

Бреда в этих рассуждениях, так много, что в публичных выступлениях на них не ссылаются.

 Вот, казалось бы, место для русского натиска на позиции манкуртов. Нет! Молчим. Обходим правду стороной. А её - правду давно обосновали русские историки.

Русский историк Михаил Погодин ("Древняя русская история до монгольского ига". Том 2) вполне убедительно доказывал что в Киевской, т.е. Малой, Руси жили предки великороссов, а когда татаро-монголы напали на нее, все население из Киева и близких к нему городов и сёл отошло на север, даже киевский митрополит туда отступил, а на пустые земли пришли западноукраинские племена и этот край колонизировали. Этим, кстати, он объяснял и тот факт, почему олонецкие или архангельские крестьяне поют о Киеве, о князе Владимире, о других городах Малой Руси, собственно, об Украине.

Важным моментом в деле сохранения былинной традиции было то, что  она культивировалась в среде зажиточных, свободных крестьян, которые жили на Русском севере. Исследователь А. Гильфердинг об этом определенно написал: «Лучшие певцы были заодно известны как хорошие и  состоятельные хозяева. Кажется, былины засели только в таких головах, которые сочетали врожденный ум и память с порядочностью... Из крестьян, от которых можно услышать былины, многие совсем не употребляет вина, а такого, чтобы это был пьяница, я не встречал между ними не разу».

После написанного, читателю должно быть ясно, почему случился пробел памяти у украинцев. Они, стремясь выжить, лишились гордости за своё великое прошлое, предпочитая сиюминутное благополучие. Царственным Героям в такой ауре места не осталось, а новая мифология увековечила хитрых и изворотливых казаков готовых служить, хоть пану, хоть турецкому султану...


Рецензии