Аты-баты... шли автоматы...

Наше время интересно и совершенно непредсказуемо. Мы окунулись в безбрежный океан информации, но только еще начинаем узнавать его законы и особенности. Но этот океан непохож на привычный водный бассейн. Скорее он напоминает пресловутый Солярис Станислава Лема, непонятный и пугающий своей мощью и таинственной властью над людьми. Он влечет всех нас, но не мы, а он, океан информации, управляет нами.
Оглянемся вокруг себя, попробуем осознать картину сегодняшнего дня, кардинально изменившего восприятие мира человеком любого возраста - взрослым или ребенком. Вот уже ставшая привычной картинка: в автобусе сидят рядом молодая мама и мальчик лет шести на вид. Мама ни на минуту не отвлекается от экрана, а мальчик с огромным интересом смотрит в панорамные окна большого автобуса. Он то и дело дергает маму за рукав и восторженно восклицает, увидев что-то, удивившее его. Мама никак не реагирует на призывы сына. Когда ей наконец надоедают его приставания, она на весь автобус буквально кричит: «Дай мне спокойно отдохнуть хоть в дороге! Достал уже! В следующий раз дома один останешься, если не умеешь нормально себя вести на людях!» Мальчик замолкает и опускает голову. Ему горько. А сама мама не чувствует ничего. Ведь ее виртуальный мир сродни сильному и яркому допингу, реальности, в которой она хотела бы «жить» все время. Если этому мальчику в ближайшем будущем удастся избежать ставшей уже традиционной зависимости от гаджетов, то это будет чудом.
Семья меняется в наши дни, сознание всех ее членов заполонило иго информации - оно удовлетворит любой вкус и любой возраст. Можно отчетливо видеть, что большинство из нас превращаются абсолютно неосознанно в наблюдателей, регистраторов, участников разно­образных шоу. Мы с интересом становимся кем угодно, только не самими собой. Некогда, да вроде и незачем, посмотреть на себя, проанализировать свое поведение. Немецкий врач и психолог Райнер Пацлав в своей книге «Застывший взгляд» еще в начале 2000;х годов писал о надвигающейся всемирной опасности, особенно для детей и подростков, оказаться в положении автомата, фактически исполняющего приказы с экрана. При этом автор детально проанализировал колоссальный ущерб общему психосоматическому и психическому здоровью молодого поколения при постоянном и неосознаваемом, неконтролируемом наблюдательном режиме экрана любого типа и вида.
Есть и другие научные исследования, которые подтверждают, что сама по себе картинка (визуально наблюдаемая, но не осознаваемая) имеет большую силу воздействия на сознание человека любого возраста и может перестраивать человеческое сознание по законам, до сих пор не исследованным. Чем не Солярис?
Мы все вступили в эпоху невероятных скоростей восприятия и работы с информацией, создания сверхтехнологий, влияющих на все уровни сознания человека и опо­средующих его, абсолютно неподготовленными и практически беззащитными перед молохом образа. Если ребенок с самого раннего детства не научится (с помощью взрослых, конечно же) правильно и адекватно работать с океаном образов в обществе визуализации, то возникнет реальная опасность для роста и совершенствования его самосознания. Если родители, школа, общество не озаботятся актуальными вопросами медико-психологического сопровождения детства в условиях информационной революции, последствия для общества и личности могут стать непредсказуемыми.
Для того чтобы в буквальном смысле слова идти в ногу со временем, современному человеку нужно научиться овладевать новым искусством мышления, восприятия и других важнейших процессов психической сферы в условиях уже не одной, а множественных «реальностей». Еще в 70;х годах ХХ века психофизиолог и врач М.М.Хананишвили писал об опасности наступления эры информационных неврозов и тесно связанных с ними психических патологий, обусловленных постоянно возрастающим объемом и непредсказуемым темпоритмом влияния информационных потоков на сознание человека.
Самое время объединить усилия образовательных организаций и семьи для совместной воспитательной работы с детьми и развития их творчества в учебном процессе. Сегодня именно педагоги, специалисты по воспитанию могут выступить в роли соединяющего звена в процессе воспитания детей в новой социальной реальности.
Никто не будет возражать, что детские сады и школы - основные социальные институты, приобщающие детей к ценностям культуры, социума и мира. Именно поэтому мы должны осознать, что нашему обществу остро необходимы новые, современные механизмы создания полноценной взаимосвязи педагогов и родителей. Сформировавшаяся в общественном климате за последние несколько десятилетий позиция родителей как заказчиков и потребителей образовательного продукта привела к откровенно негативным тенденциям: завышенным требованиям родителей к школе, снижению родительской ответственности за воспитание собственных детей, отдалению семьи от понимания тенденций развития педагогических и психологических процессов в учебной среде.
Именно поэтому актуальная психолого-педагогическая задача на сегодня - активное включение семьи, родителей в процесс реализации образовательно-воспитательных программ путем создания привлекательных и творческих условий для сопровождения детей в образовательно-воспитательном процессе. Родители и педагоги могут и должны стать творческими партнерами и союзниками. Только в таком объединении мы все сможем сохранить нравственно-психологическое здоровье детей и обеспечить рост их творческой активности в учебной и общественной деятельности. Назрел вопрос о создании социального партнерства как творческого поля активного взаимодействия между школой и семьей. Вызовы реальности таковы, что современный педагог волей или неволей должен владеть техниками установления взаимопонимания и взаимодействия с родителями учащихся. А результаты налаженного контакта и совместных действий педагогов и родителей могут стать началом для формирования принципиально новой учебно-воспитательной социальной среды.
Новые стандарты образования нацелены сегодня не только на предметный, но и на личностный результат. Это прежде всего формирование такой творческой индивидуальности ученика, которая позволит ему занять достойное место и в обществе, и в профессии, и реализовать все его таланты и способности. И, конечно же, поможет в решении важнейшей для общества демографической проблемы. Никто не рождается готовым родителем, тем более что в современном обществе отсутствует интуитивный уровень для успешного освоения родительских компетенций, это связано с резким изменением общественного сознания. Именно поэтому необходимо вернуть в школы учебно-воспитательный предмет, нацеленный на развитие и рост у молодого поколения родительского сознания. Педагоги школьных и дошкольных организаций могут стать опорой для вооружения семьи психолого-педагогическими знаниями и умениями воспитательной работы, усвоения практических навыков воспитания в условиях кардинальных социально-психологических перемен в обществе.
Еще в конце 90;х и начале 2000;х годов мы с коллегами на базе СПбАППО начали разрабатывать проект родительских университетов, в которых родители могли бы получать важнейшие научно-практические навыки по воспитанию и развитию детей и подростков и тем самым развивать и повышать родительскую компетентность. В работу таких университетов планировалось включить не только психолого-педагогические вопросы воспитания, но и широкий круг вопросов по работе социальных и психологических служб города, а также работе с врачами-педиатрами и специалистами по детской и подростковой медицине.
Тема профессионального родительства, к сожалению, в то время не нашла необходимой поддержки. Но прошедшие два десятилетия не сняли этот важный социальный запрос с повестки дня, а скорее обострили его.
В октябре 2004 года, представляя петербургскую программу по развитию профессионального родительства на Первом церковно-общественном форуме в Москве, мы впервые выдвинули план-программу проведения общероссийского постоянного мониторинга уровневых и качественных характеристик психологического здоровья воспитанников ДОО и учащихся ОО всех российских регионов с координационным центром в Москве или Санкт-Петербурге. Данные такого динамического мониторинга могли бы оперативно выявлять реальные тенденции роста или снижения важнейших показателей психологического здоровья молодого поколения, что называется, не только на сегодня, но и на завтра. Такая работа могла бы стать важной научно-практической базой получения прогностической информации и превентивной аналитической деятельности в целях предупреждения кризисных ситуаций. Сегодняшний быстрый рост агрессивного поведения и его мотивации у подрастающего поколения снова и снова подтверждает острую необходимость массового исследования причин данного положения.
Усложняется и затрудняется восприятие детьми собственной личности и своего места в обществе, классе, группе, в своей семье. Это может стать предпосылкой затруднений в самоопределении личности молодого человека, в его стратегическом планировании собственной жизни, выстраивании образа собственного позитивного будущего.
Если мы, взрослые, сможем найти пути полноценной адаптации психической сферы и сознания наших детей к постоянно обновляющимся и трансформирующимся новым реальностям, создадим систему безопасности в работе с информационными потоками и современным виртуальным контентом, то с большой вероятностью сможем сохранить и приумножить их личностный творческий потенциал, умения и знания безопасного пребывания в Сети и в итоге свести пресловутую компьютерную зависимость к нулю. А главный критерий выполнения всех этих важных задач воспитания молодого поколения - обеспечить детям такую воспитывающую и образовательную среду, в которой количество и качество живого материала и живого примера отношений между людьми было бы несравнимо выше уровня любой искусственной среды в Сети!

Марина КУРТЫШЕВА, психолог, писатель, киносценарист.
Эта статья опубликована в "Учительской газете" от 2-го июля 2019 года.


Рецензии