Органный концерт

Ну мы то с вами знаем, что музыка это единственный род настоящего искусства.
Эта невесть откуда взявшаяся фраза крутилась в моей голове пока небольшой рассеянной группой мы двигались по Большому Кисловскому переулку в сторону консерватории. Впереди уверенной походкой, втаптывая каблучки в землю шла моя жена, держа в отставленной руке дымящуюся папиросу, при этом не спуская глаз с мальчишки лет семи-нашего внука, который как раз в эту минуту забрался на верх большого сугроба и целил ледышкой в голубей которые быстро и жадно клевали накрошенный кем-то на тротуаре хлеб. Чуть сзади плелись наши внучки, девочки, одиннадцати и двенадцати лет неотрывно смотря в свои телефоны, изредка смеясь и о чем-то переговариваясь друг с другом. Группу замыкал я, муж курящей бабушки. Сейчас я контролирую всех и прежде всего бабушку, за которую я как всегда переживаю  больше всего.
Наш поход организовал вот тот пацан, что стоит сейчас на верху сугроба -  Мамина Сема. Некоторое время назад, будучи у нас в гостях, утром за завтраком скучая над яичницей он вдруг сказал: Слушай Георгий - так он меня иногда называет - , ну ты знаешь, что я занимаюсь музыкой. Угу. Так вот, я бы хотел в ближайшее время побывать на концерте органной музыки. Упс.
Понятно, что нам с женой, предстояло найти в Москве дневной концерт органной музыки. К удивлению это оказалось не так уж и сложно. Порывшись в интернете мы выяснили что, как раз в это время в Москве проходил XVIII московский международный органный фестиваль. Нарочно съездив в консерваторию на улицу Герцена, нет, не так, как же она сейчас, ах да Большая Никитская. Так вот, съездив в консерваторию мы купили билеты себе, нашему пацану, а заодно и его двум сестрам. Куда они денутся. Малый зал. Концерт юных органистов, лауреатов всероссийских и международных конкурсов.
Поскольку билеты были недорогими  - амфитеатр, взбираться нам пришлось на самую верхотуру, на пятый этаж и это с моей-то палкой. Но, как оказалось сцену было видно достаточно хорошо. К началу концерта зал был заполнен примерно на треть. Видимо организаторы концерта хотели билеты непременно продать, а не например распространить просто подарив их желающим, которые непременно нашлись. Ах эта неуемная консерватория, похоже в ней по прежнему непорядок..
***
Ну какое общее впечатление. Играют детки. Ну и хорошо. Смешно, неуклюже. выходят кланяться. Выруливают между микрофонами и проводами и стульями к рампе. Кланяются. Отруливают назад к органу своему. Потом споро так крутят ручки у сидения органа, подгоняя его под свой рост. Когда объявляют исполнителя всегда объявляют музыкальную школу и педагога, который во время выступления стоя рядом с ребенком переворачивает ноты и еще крутит загадочные краны и ручки справа и слева от клавиатуры органа. Я конечно знал, что на органе играют еще и ногами. Но чтобы до такой степени. Вижу свободные руки исполнителя, но музыка не прекращается. Глянь , а там пацан вовсю шарашит ногами, как на велосипеде в горку.
Два номера обратили на себя особое внимание. Да что внимание. Это были полноценные высокохудожественные номера. Только исполнителями были дети. 
***
А.Пьяццолла "Ave Maria' для гобоя в сопровождении органа. В исполнительском искусстве гобой считается самым сложным инструментом. Выходит девочка подросток почти девушка.  Несколько неуклюжая крепко сбитая высокая волосы схвачены сзади пучком, одета она в черное, длинное концертное платье. Крепко так утверждает себя на сцене, несколько расставляет ноги вскидывает голову с трубой. Взмах головы - и, начали. Играет сказочно. Со стороны кажется что она старательно выполняет очень важную для себя работу. Звуки как бы следуют плавным раскачивающимся движениям ее тела. Вдохновенное лицо.
Позже я узнал, что зовут ее Варвара Петрова. Она вундеркинд и сильно знаменита. Есть запись где она, еще девятилетним ребенком выступает с камерным оркестром в Бетховенском зале Большого театра. Полет шмеля. Мама родная. Это просто чудо. Признаться мне претят сейчас  часто употребляемые слова, такие как респект, браво, брависимо, фантастично, гениально, восторг  и.т.д. Но чувства которые охватывают слушателя во время ее исполнения вполне уместно назвать восторгом.
***
Хотя я не настолько увлечен музыкой, чтобы рассуждать об октавах и терциях, но слушатель я понимающий и благодарный. Ко мне музыка пришла с возрастом, как-то незаметно. В детстве, когда я оставался дома один, чтобы не было так  одиноко я включал радиоточку. Тогда часто передавали классическую музыку по радио, и занимаясь какими-то своими делами я просто ее слушал. Слушал без раздражения. Просто слушал. Мать, приходя вечером с работы и бросив в прихожей сумки первым делом выключала "это пиликанье", что меня определенно раздражало поскольку нарушало обретенную гармонию. И, наверное, потом, много лет спустя, невольная тоска по детству понудила вспомнить и услышать тихо-тихо звучавшую во мне музыку.
Сейчас мать жива, ей девяносто с лишним лет и недавно увозя ее с дачи на машине, отъезжая я по привычке включил магнитолу. Некоторое время мы ехали молча, слушая музыку. Толь а Толь - вдруг сказала мать - Выключи это пиликанье.  Я хмыкнул и выключил звук.
 ***
На сцену вышла девочка лет десяти в газовом прозрачном платье на бретельках какого-то красного оттенка. Поклонившись она отошла к левому краю сцены, крепенько так встала, расставив ноги, болтанула головой, так, что большая белобрысая коса оказалась за спиной, вскинула скрипку и несколько попилив по ней настраиваясь вступила. Ну сущая кочерыжка подумалось мне. Ребенок в удовольствие, не сбиваясь водил смычком по скрипке. Антонио Вивальди концерт №6. Слезы потекли тут же при первых звуках, вместе с мгновенно возникшими аплодисментами, и как я не старался сдержать их они ручьем текли по моим щекам. Вряд ли ребенок понимал, что в эту самую минуту он полностью овладел залом, каждым бьющимся сердцем, каждой душой.
***
Помню в молодости, мы с женой, посещали один сезон концерты в большом зале московской консерваторию. На одном из концертов рядом с нами сидела пожилая пара. Слушая музыку они почти синхронно с музыкантами оркестра переворачивали ноты партитуры лежащие у них на коленях. В какой-то момент я обратил внимание, что они замерли. Осторожно посмотрев на них я увидел, что по их щекам ручьями текут слезы.
***
Концерт  закончился выступлением хора. В первом ряду двое молодых мужчин в черных костюмах и две молодые женщины в красных с хвостами открытых платьях. Во втором ряду стояли молодые женщины в черных нарядах и дальше ряд мужчин. Всего человек двадцать. Что-то они там хоровым образом исполнили. Не важно, я не разбирал текста, да он ведь и неважен. Только звуки. Видимо это выступление было для них учебной работой, что это не умалило красоты исполнения.
Зал расходился не торопясь без суеты. Рядом со мной выходили мальчишки и девчонки исполнители, которые после выступления забирались сюда в амфитеатр к своим переживающим за них близким. Признаться мне было комфортно находится в атмосфере музыкальной тусовки которую создавали эти молчаливые, несуетные, очкастые интроверты.
А что Арсений и его сестры. Во время концерта Арсений бродил по пустым рядам амфитеатра, даже пытался прилечь. Его сестры молчаливо сидели еде-то у меня за спиной. На мой заданный вопрос понравился ли им концерт, они как-то так неопределенно махнули рукой и поспешили к буфету.
***
Ну мы то с вами знаем, что музыка это единственный род настоящего искусства.  Понимать музыку редкий дар, которому открыты невероятные глубины, бездны человеческих переживаний.  И если вы обладаете этим даром слышать и понимать, то вы счастливейший из людей на свете, которому доступны высочайшие наслаждения.


Рецензии