Повесть о строгом приказе и практичном начальнике

Черный ящик.  Повести и рассказы офицера Службы специального контроля. Курлаев Михаил Сергеевич.

Субботний день в нашем учреждении является рабочим днем. Однако время протекает в этот день сравнительно быстро по ряду причин: во-первых, этот день предвыходной и настроение, естественно, повышенное, во-вторых, он короче обычного рабочего дня на один час, в-третьих, в этот день в начале подводятся итоги за неделю, в конце проводится совещание офицерского состава и между этими делами успеваешь в ускоренном темпе выполнить свои непосредственные обязанности.
В эту субботу конца рабочего дня ждали с нетерпением, так как сегодня весь наш отдел был приглашен к Ширяеву, обмывать очередное воинское звание. Приглашение было принято, мы были готовы поддержать традицию, которая прочно вошла в наш армейский быт. Даже поверхностное знакомство с возникновением этой традиции дает представление о том, что она возникла значительно раньше, чем появилось наше поколение офицеров, выжила в годы Великой Отечественной и, следовательно, не нам было эту традицию ломать. Однако, несмотря на приподнятое настроение, время почему-то тянулось страшно медленно. Техника работала исключительно и это самое страшное в наших условиях, так как приходилось сидеть без дела, томительно дожидаясь, когда стрелка приблизиться к заветному часу. Нельзя сказать, что дел в нашем отделе нет или мы не знаем что делать. Мы работаем по плану, который составляется на неделю, и утверждается нашим начальником. Но,  то ли техника виновата, то ли научна организация труда у нас хромает, но планы никак не хотят выполняться. Когда по нашему плану настройка или устранение неисправностей, техника работает исключительно. А когда запланированы другие мероприятия, не связанные с обслуживанием, техника почему-то начинает капризничать и ей приходится уделять внимание. Поэтому на планы у нас все махнули рукой, а если кому-нибудь они и нужны, то разве только проверяющим. И вот, перед приездом комиссии проверяющих, проделывается титанический труд, одним махом заполняются все пробелы нашей работы. Офицеры мужественно вспоминают, что же они делали месяца два-три назад. Задним числом организовывать свой труд только напрасная трата времени. Но что не сделаешь, когда приезжает комиссия. Товар надо показать лицом. И мы показываем.
Как медленно не тянулось время, но заветный час приближался. Приниматься за серьезное дело ни имело смысла, так времени оставалось немного, мелочами заниматься не хотелось. Собрались всем отделом в кабинете начальника и обменивались репликами по поводу предстоящего торжества.
Обычно такое времяпровождение вызывало недовольство нашего начальника товарища Федюхи. От нас требовалось одно, что бы мы не бездельничали, а трудились. Трудиться, как понимал  начальник Федюха, - это значит, засучив рукава и приняв необходимое положение общаться с техникой. Все остальные формы труда, которым мы обучались на протяжении пяти лет в академиях и институтах, не признавались. Главное, что бы работала техника, а работает ли голова у инженера или техника – это не важно. Думать и учиться требовалось в учебных заведениях, а здесь надо было просто работать.  Со временем мы приобрели опыт и приспособились к таким условиям работы и к своему начальнику товарищу Федюхе. Когда создавалась такая ситуация, что техника работала исключительно, но ты должен показывать товар лицом и изображать активную работу по отыскиванию и устранению неисправностей, так как другие формы труда (особенно умственного) у нас не в почете, тогда приходилось занимать позиции у своего объекта и с умным видом решать проблему – есть ли жизнь на Марсе или нет жизни на Марсе. Но сегодня, как я уже упоминал, день был исключительным и наш начальник сам соизволил в рабочее время поговорить о предметах, далеких от работы. За таким времяпровождением не заметили, что пришло время обеда, а там и совещание офицеров, последние инструкции операторам и целый час настоящей работы, требующей не только крепкой руки, что бы громче всех ударить костяшкой домино об доску, но и значительное напряжение ума, так как общественное мнение в этом случае очень строго к нерадивым.
Совещание началось как обычно и порядок был обычный. Выступили по порядку командир, главный инженер, затем слово взял замполит Птицын. Голосом a la Левитан зачитал ряд приказов. Последним был зачитан приказ, от которого настроение большинства присутствующих резко упало. Приказ гласил, что из-за злоупотреблений спиртными напитками необходимо запретить обмывание назначений, воинских званий и так далее. И надо же было этот приказ объявить именно сегодня, когда наметилось такое мероприятие. Осторожные реплики с мест насчет того, как быть сегодня, когда мероприятие подготовлено и осталось его только провести, разбились о гранитную твердость замполита, для которого приказ есть приказ. Приказ не обсуждают, а выполняют. С совещания уходили под впечатлением этого приказа. Приглашенные на обмывание были огорчены: срывалось такое мероприятие.
Однако мероприятие состоялось. Быть может замполит Птицын после совещания, сойдя с трибуны, быстро скинул мантию строгого поборника выполнения приказов превратился в обычного доброго малого, которого удалось без всякого труда убедить, что необходимо «творчески» подходить к любым, даже очень строгим приказам. А может быть свойство русского характера проявилось. Ведь еще Н. А. Некрасов писал: «мужик что бык, втемяшится в башку какая блажь, колом ее от туда не вышибешь». А нам эта блажь, то есть использовать представившуюся возможность интересно провести субботний вечер,  в башку втесалась еще неделю назад, когда получили приглашение от Ширяева. И попробуй ее, эту блажь, вышибить строгим приказом, если ее колом не вышибешь. Но могут возразить, что это про мужиков написано, да лет сто тому назад. Ну и что?  Во-первых, некоторые при встрече приветствую друзей фразой «здорово шнурки», а другие – «здорово мужики» и никто не возражает и не обижается. А во-вторых, в большинстве своем мы рабоче-крестьянского происхождения и от мужиков перешли к нам как положительные, так и отрицательные качества. А может быть еще другой вариант причины того, что строгий приказ попросту игнорировали. Быть может всему причиной обстановка у нас? Еще Маркс говорил, что люди суть продукты обстоятельств. Педагоги давно взяли это положение на вооружение. Они так и говорят: «Нельзя воспитать человека не поставив его в те условия, где бы он мог проявить те качества, которые необходимо развить в нем. Как у нас могло развиться качество строго выполнять приказы самых высших инстанций. У нас можно проводить и не проводить занятия. Главное, что бы в журнале было отмечено о его проведении. У нас можно игнорировать требования обучать по-современному, изложенные в статье маршала К. С. Москаленко «Обучать по-современному» (Красная Звезда 1 июня 1974 г.) Физическая подготовка, которая по приказу Министерства Обороны должна проводиться еженедельно, отдана на откуп энтузиастам этого дела, причем принцип добровольный. Никого не мучает совесть, если он не пошел на физическую подготовку, что тем самым нарушил приказ. Наоборот, он еще в почете, если во время физической подготовки ходит с паяльником и делает вид, что занят. На самом деле сачкует и от того и от другого. Но в нашем случае желающих сачковать не оказалось и все в назначенное время были у Ширяева.
За праздничным столом было много вина и тостов. Одним из самых удачных тостов был тост за то, что бы звание «обмывали» не в последний раз. Тон выступающего был начальнически строг и непререкаем. Этот тост произнес замполит Птицын.
Довольные и веселые гости расходились домой уже за полночь. Почти никто не вспоминал ни о строгом приказе, ни о практичном замполите. Только некоторые долго и мучительно соображали, является сегодняшнее мероприятие нарушением или нет. Может замполит лучше знает, какие приказы надо выполнять, а какие можно и не выполнять. Наиболее совестливые, что бы решить свои сомнения, думали в будущем сходить к Птицыну и выяснить все более подробно. Но никто не пошел. А если бы и пошел, то не смог бы этого сделать. Замполит Птицын уже покинул часть. Он получил новое, более высокое назначение.


Рецензии