Синяя птица

Фото:  1. Москва. Центральный Дом Журналистов. Вручение премии им. Есенина. Критик-литературовед Лев Аненский и писатель-лауреат Ирина Ракша
      2. Москва. ЦДЛ. И.Е.Ракша и музыковед Вячеслав Бэлза.
      3. Париж. Прозаики: Виктор Потанин и Ирина Ракша. (фото Юрия Ракши)





                СИНЯЯ   ПТИЦА

         Записная книжка, новая 20013 г. ноябрь (уже 2014, Крещение

                1.


             Надо бы  в моём романе «Письма чужой жене», в разговоре автора с Рыжовым вспомнить мысль, слова Пушкинской Татьяны  (дать эпиграфом или послесловием): «Но я другому отдана и буду век ему верна…»  Скорее  послесловием…

                2.
 
          О Набокове – надо в «прозу ру» дать, только коротко!
      Это, кажется, мной любимый Набоков сказал, что писать надо так, чтобы «читатель не читал, а видел»… Вот так и я стараюсь всю жизнь работать…Собственно не стараюсь, а просто так получается, от Бога.
           Набоков гений прозы, но меня от «Лолиты» тошнит. Она мне враждебна. Поскольку, чем талантливей слово зла, тем оно опасней и гаже. Так и с «Лолитой». Читаешь и в душе боренье идёт от совершенства слова, строки и мерзости в неё вложенной. Недаром когда-то этот роман запрещали к печати и в США, и в Англии. Но автор оправдывался – он де умышленно эпатировал публику… Не верьте. Он врал. С таким наслажденьем и так «вкусно» описывать носочки,  шнурочки ботинок и пальчики тринадцатилетней девочки, которую ты (простите) «трахаешь» - это не эпотаж уже. Тут не спрячешься… А как развизжались наши левые «либерасты», когда прокурор Ставропольского края высказал мнение, что детям в школах не стоит преподавать «Лолиту», и матерные стихи не давать, даже Есенина. Ах, какой они в СМИ подняли визг и вой. Опять, мол, цензура! А я согласна с теми, и с режиссером Говорухиным тоже, кто говорил, что прокурор безусловно прав. И это идиотизм, что его сняли с работы. Вечно у нас перегибы. Одно слово «дерьмократия»наступили и «толейрантность». Если так, то скоро «Майн кампф» засунут в школьные библиотеки. «Свобода» ведь!
                3.    А это уже в «прозе ру»

    Я для себя определила так, талант это золотой дар, от Бога. Но талант – это  определенная мера.  А вот гений – это уже  безмерность. Это на земле под небом  очень уж редко. Редкостно даже. Леонардо, Рафаэль, Тесла, Эйнштейн, Гоголь, Пушкин, Толстой…

                4. Надо бы поставить в «Прозу. ру»

    Все истинные искусства стремятся стать музыкой. Или стать на неё похожей, приблизиться к ней. И поэзия, и проза (хочет быть музыкальной), и живопись, и скульптура, и архитектура.  А почему? Потому что Музыка, минуя разум и интеллект, сразу вливается  в сердце и душу, поверх и помимо любых преград и барьеров. Минуя любые препятствия. Будь то, слова и буквы,  кисти и краски, мрамор и глины..
    Музыка заполняет любого, как водопад, как ручей или тихий родник. Она звучит, объемля вокруг всё и вся. И вас в том числе.. Только жаль, что с последним аккордом и звуком – исчезает сама,  тает как ветер. И улетая, покидая пространство, лишь изредка оставляет в душе невидимый чувственный след. Память. Воспоминание.
     Зато книга, скульптура, архитектура  -  крепки, материальны  и  долговечны.
    И всё же… всё же…  Все Истинные искусства стремятся приблизиться или хотя бы стать похожи на музыку

                5.
 
   А это для внучки моей. «Прежде чем хлопать дверью,. подумай, удостоверься, - не придётся ли в эту дверь постучаться вновь.».

                6.
 
      На её голову посыпалось такое количество лжи, такая концентрация клеветы, зависти, грязи от вчерашних коллег, поклонников и друзей семьи, что поражаешься, как при этом она смогла сохранить  добрую душу, милосердие сердца, незлобивость…Истинная православная христианка. (О моей бабушке Надежде Плевицкой в тюрьме)

               7.   Уже  в «прозе ру»

     В жизни я истратила много времени на других, сострадая, леча, поддерживая, помогая, восторгаясь чужими талантами и делами. В силу своего великодушного оптимизма  то и дело снимала шляпу перед любыми талантами. Да и сейчас снимаю. Будь то слесарь или поэт. Так и иду с непокрытой головой и шляпой в руке. На ветру времени.

                8.

         Наступила трагедия с Украиной. После трагедий в Ливии, Египте, Сирии мы думали, что «враг» пойдёт на нас через Среднюю Азию, а он рванул аж через Киев. Прежде город такой родной, такой наш. И вдруг во зле буквально подкатил под наше подбрюшье. Страшно. Молиться нам надо на Путина, на мозги его, а главное на Бога. «Господь всё управит» - так очерк мой называется про игуменю Пюхтицкую, мать Варвару, с которой имела честь дружить. И даже бывала у них и в лютую зиму, и в жаркие лета. Даже на Рождество, на Крещенье, с молодыми монахинями на речке в прорубь, в купель погружалась. И матушка у меня в Москве гостила. (А с регентом матерью Иннокентией, бывшей Наташей Давыдовой, выпускницей Московской консерватории, и сейчас дружу)
  Вспоминала о Варварушке и в интернете. И в подарочной чудо-монографии о ней, недавно вышедшей, есть моя статья… Так что и сейчас надеюсь, - «Господь всё управит». Тем более, что нынче в бунтующий Киев повезли великие святыни - «Дары волхвов». А ведь это – смирение волхвов-язычников перед вечной правдой и светом новорожденного Христа Спасителя…
Сегодня 25 янв. 2014 г. – добра будем ждать.

      А ещё сегодня концерт по «Культуре» ТВ «Романтика романса» в честь моей любимой бабушки Надежды Васильевны Плевицкой, которой я отдала более 20 лет жизни. И даже её,написанные в эмиграции мемуары, умудрилась напечатать отдельной книжкой. Впервые в России,  после 1920-х годов. Ведет концерт талантливый музыковед Святослав Белза. Наконец-то пришло время, когда уже без моих усилий, а она сама, своим дивным талантом, возвращается на родину, утверждается, поёт. Скульптор Слава Клыков два памятника в Курске ей поставил. Я ему подарила массу её фоторгафий, когда он эскизы лепил…  Так и должно было произойти. Я всегда верила в правду! С самых 60х годов, когда мой отец наконец рассказал мне о ней.. И когда я книгу её выпускала, и когда писала о ней, вопреки клевете, вопреки гнилым, либеральным СМИ, восторженные и мудрые статьи, и даже фильм о ней сняла.  Ничего, Наденька, Надя, Надежда - победим! Правду и песню убить нельзя.  И.Р.

                9.

 Прочла мою стихотворную запись на какой-то случайной бумажке 60-х годов. Сохраню. Поскольку неплохо.

    «СИНЯЯ ПТИЦА"

Как-то в мясную лавку
Завезли наконец-то птицу.
И те, кто с утра жадно
Теснили прилавки,
Сказали: «Фу!..
Какая синяя птица!»
И перестали толпиться.
 
                10.

 "Был бы Грудев поэт - якши/,
  Если б груди ему Ракши". (шутка)
 
                Николай Глазков.
               
                11.

  Что такое пустота? Это дом, где нет кота.

                12.

      Вот и прекрасный Человек – Святослав Бэлза умер. Ушел с земли навсегда.
 А у меня осталась фотография, где мы с ним в ЦДЛ, рядышком, улыбаемся жизни… Он обожал страстотерпицу великую певицу Надежду Плевицкую, и меня любил, говорил, что мы с ней очень похожи. Ах, как хорошо он, человек православный, прожил жизнь, как талантливо работал на сцене. А как провел концерт "Романтика романса" памяти моей дорогой бабушки Надежды Васильевны!
         Кидаю ему цветы в могилу. И на могилу тоже.

                (Продолжение следует)


Рецензии
Уважаемая Ирина Евгеньевна, здравствуйте. Вот прочла "Синюю птицу" и так легко-легко легла она мне на душу. Все разбежались, а я замерла и любуюсь: какая красота!
Как мне нравится Ваш стиль - доверительный, искренний, тёплый, словно и голос услышала - глубокий, густой... Такие голоса встречаются у тех людей, кто пишет сердцем.
Спасибо Вам за - "Так и иду с непокрытой головой и шляпой в руке. На ветру времени." Берегите себя в это непростое время испытаний.

С пожеланием всех благ, здоровья, верных читателей - Таисия.

Азиза   19.08.2020 15:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.