Вселенская справедливость

Он выделялся среди осужденных какой-то интеллигентностью, всегда чистый, аккуратный, подтянутый. Сам перешил ботинки, раздобыл где-то ваксу,и на каждой проверке  ботинки, которым давно место было на свалке или в печке, блестели среди прочих своих собратьев, наскоро протертых ветошью или об штанину.
Бокла Михаил Иванович,55 лет от роду, относился к категории зэков, которых принято называть*голяковый как бубен*.Он не получал передач с воли, хотя земляки  говорили, что есть жена и двое взрослых детей., занимавших какие-то должности в райцентре. Наши кровати стояли недалеко друг от друга, и я иногда угощал его, получив передачу.
-Нет, нет дружище, ни чая ни сигарет мне не нужно, я ведь никогда не курил, да и выпивал изредка, по праздникам. Он вздохнул-на праздник ведь позволялось немного, вина в  основном, я кагор очень любил.
-А чем вас угостить,-удивленно спросил я.
-Если можно, позвольте одно яблоко,-получив яблоко, он долго рассматривал его, вдыхал неведомый мне аромат , поднес к губам, еще раз осмотрел со всех сторон, завернул в платок и убрал в тумбочку.
-Михаил Иванович ,вы как –то не вписываетесь в мое общее представление о осужденных. Не пил, не курил, позвольте полюбопытствовать, что вы здесь делаете?
Он улыбнулся.
-Не поверите, любовь.
-Странно, часто слышал, что любовь возвышает, человек воспаряет, но что любовь сажает за решетку-это в моей практике впервые.
-В моем случае это именно так. Вечера здесь долгие, заниматься особо нечем, хотите расскажу? Тем более мне так хочется кому-то все рассказать, он горестно улыбнулся, чтобы поняли, нет, не так, чтобы  хотя бы попытались понять..
Я согласно кивнул.
-Слушаю, Михаил Иванович, очень внимательно.
-Я работал начальником узла связи в районном центре, городок наш, точнее поселок был небольшой, затерянный в лесах, самый что ни на есть партизанский край. Отец, как у многих моих сверстников, погиб на фронте, мама не пережила голодовку после войны. Голод был страшенный, гнилой картофель, лебеда, жмых, все ели. Каждый вечер спрашивал с братишкой, мам, а когда к нам придет голод, думали  голод-это такой злой ,лохматый старик, который у людей забирает хлеб. Мама только улыбалась, а того мы не знали, что практически всю еду она отдавала нам с братом. Однажды ее не стало.  Нас забрали в детский дом, там, правда кормить получше стали, потом  фабзауч, армия. Представляете, десятилетку я заканчивал в армии, на вечернем отделении. На отлично, между прочим. Затем техникум, институт, все заочно. Обзавелся семьей. Жена у меня строгая была ,Аглая Петровна, старше ,правда на 10 лет , так получилось. Надо признаться, он вздохнул-особой любви я не увидел, но считал это не главное,почти все так живут.Детей двоих нажили,сын Павлик и дочь Настенька.Я дома всю работу делал,сам и стирал и убирал,готовил,огород тоже мой,детей в сад и из сада я забирал.Знал,что надо мной коллеги посмеиваются,зовут подкаблучником,да ладно,пусть.Главное что дома все хорошо.И вот,однажды,на окраине поселка,перекапывая участок под картошку,возле дома земли было мало,я увидел Нину,она воду несла на коромысле.Я удивился,давно давно воду так не носят,даже в деревнях,а она шла,как у нас говорят, в стежку,ведра чуть покачивались в такт движению.Остановилась,улыбнулась.
-Мужчина,помогли бы одинокой женщине.Я взял ведра и пошел за ней,она с коромыслом и моей лопатой,а я с водой.Дошли до ее домика,я поставил ведра,да и остался.Как так получилось_сам не пойму.Через неделю пошел домой вещи кое какие забрать,инструмент  в основном,С женой скандал вышел.Участкового вызвали,тот быстренько протокол составил,судья влепил мне 2 года за угрозу убийством бывшей супруге,которую она воспринимала реально.Самое обидное,что дети свидетелями пошли,он горько вздохнул.Хотя чем я ее убить мог,чемоданом с тряпками и дрелью?С работы попросили,но как,с директора перевели главным инженером.Работа,практически та же,просто платить поменьше стали.В области сказали,потерпи полгода,мы тебя опять восстановим,им казалось,что я всю работу тяну.
Осенью мы с Ниной и Машенькой-дочь ее 8 лет,убирали первый урожай.Хорошо земля в это лето уродила.Весь подвал забили,капуста,морковка,свекла,Нина банок наставила с огурцами и помидорами.Представляете,у нас разница в возрасте почти 25 лет,а я ее не ощущал,первый раз за всю жизнь узнал,что такое настоящая любовь.И она меня любила.До этого спиртным баловалась,подружки ходили сомнительные,мне Маша по секрету выдала,а я ввел сухой закон,осенью планировали ремонт делать,я Нину уборщицей к себе на работу устроил.А случилось следующее.Картошку с поля до дома далековато было таскать,я,чай уже не мальчик,решил из старого дома тележку взять на время,картошку перевезти.Пришел домой,спросил у Аглаи тележку,будь она неладна,на пару дней,картошку перевезти.
-Да бери-говорит,-вон она стоит у сарая,не забудь привезти только.
Я удивился даже,ну,думаю,простила меня Петровна,видать взялась за ум.А вечером тот же участковый пожаловал.
-Заявление на вас ,Михаил Иванович поступило о краже садового инвентаря,тележки то есть,да вот она,кстати и стоит.
Я в голос-она же сама разрешила.
-Разрешила,а чего же заявление написала.
Не смогла Аглая простить мне Нину,решила отомстить таким образом.Вскоре еще один суд в том же составе.Два за угрозу,два за кражу,получилось 3,3 года общего режима.Какая-то странная судейская арифметика.Я думал что это все не со мной происходит,было как во сне,помню только как кричала Нина.И вот я здесь,а вы угощаете меня яблоками-он опять улыбнулся какой-то детской,беззащитной улыбкой.
Жизнь у Михаила Ивановича изменилась,когда его вывели работать на промзону.Дали ему старинный токарный станок,по словам Михаила Ивановича,на таких его учили работать еще в фабзауче.Весь в пыли и паутине,по словам директора промки,последний раз работал еще при СССР.Иванович за неделю его разобрал,написал огромный список подшипников,шкивов,ремней,резцов,мечиков и плашек.Снабженец был в шоке.Еще через неделю станок загудел.Все мысли у Михаила Ивановича были о станке .
-Представляете,Алексеевич,-жаловался он мне,-поставил новые подшипники,шкивы отбалансировал,проводку новую бросил,а он мне вибрацию дает.Что же тебе ,негодяй,говорю,не хватает?Сколько издеваться будешь?Но я его настрою.
И настроил,стал точить такие детали,что в зону выстроилась очередь с соседних организаций с просьбой что-нибудь выточить.Упросил начальника колонии на базе токарного участка открыть учебный класс для подготовки токарей.И теперь зэки освобождались с корочками токаря универсала 3 разряда.
-Я им про чертежи,про станок,про технику безопасности,-а они мне-Иваныч,почем на воле водка?-возмущался Бокла.
Сигареты и чай,которые Иванович получал,за так называемые калымы,он раздавал без капли сожаления.
-Берите,мужики,курите,травитесь этой гадостью,коль невмоготу.
Письма Нинке писал каждый день,все без ответа.Собрал все свои крошечные зарплаты и отправил Нине с Машей.Как-то меня позвал Леха Соколов,он же *Тверской*,-присядь,давай чайку.
-Старый,подь сюда-подозвал он мужичка лет 60,тот подошел.
-Держи сигарету цивильную,закуривай-ты же земляк Боклы?
Мужик кивнул.
-А вот Нинку его знаешь,приколи,что за баба?
Мужик чуть не выронил сигарету и все цензурные слова его были-что лярва конченая,пережила со всем поселком и пробы ставить негде.
-Ну что ты думаешь,-улыбнулся Тверской-стоит сказать об этом Ивановичу?
Я промолчал пару минут.
-Не стоит,так у него хоть какая-то надежда есть.
Подошло Бокле условно-досрочное освобождение,прошел суд,ночь перед свободой он просидел на скамейке в локалке.Я подошел.
-О чем гоняешь,Иваныч?
Он улыбнулся-О Нине,Маше,о свободе,работу нужно искать,но больше всего о Нине.Обнять ее хочется,спросить,что ты,дурочка эдакая писем мне два года не писала.Я же знаю что она меня любит.Иначе быть не может,должна же быть какая-то вселенская справедливость.Правда,Алексеевич?
Я промолчал.
-Будь осторожней Иванович,страшнее тюрьмы может быть только свобода.
Ивановича Нинкин сожитель убил ножом вечером того же дня,когда Бокла освободился,труп в Десну помогла опустить Нинка,которую так беззаветно любил Иванович.Тело Ивановича нашли через пару недель,на Украине,хоронить пришел весь поселок.
А еще через пару недель заехал сын Михаила Ивановича-Павел,с пятерой срока за махинации с цветным металлом.Этапников подозвал к себе Эльмар,смотревший за отрядом вместо Бурака,сидевшего в БУРе
-Бокла,Бокла,что-то знакомое,уж не того –ли  Боклы,что недавно освободился?
-Да,сын.
-Ага,а чего ты к отцу за 2 года ни разу не приехал?Понимаю,некогда было.Ладно,в чем нуждаешься?
-Полотенца нет.
-Вон там-Эльмар показал на противоположный конец барака,-стоит кровать твоего отца.Там ты найдешь все необходимое на первое время,батя у тебя запасливый был,когда уходил,просил предать хорошему человеку.Ты же человек хороший?
Паша,уткнувшись лицом в полотенце,оставленное ему отцом,просидел на кровати с неделю.Было о чем подумать.Наверное дошло.


Рецензии
высший разум не дремлет. Спасибо.

Ирина Афанасьева Гришина   22.02.2020 13:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.