Завтра была война Гл. 12 Город -крепость
Величественный, в окружении холодных вод пребывает Город Петра и Святыня России. С укором «взирает» на потуги тех, кто, пришел покорить и разрушить его...
— Ничего у вас не получиться! — с высоты Адмиралтейского шпиля уверенно «заявляет» город- крепость. — Меня нельзя ни покорить, ни разрушить.Ибо каждый, кто здесь родился и живет, кто ходит по моим дворцам, проспектам и паркам, кого обнимает и осыпает хрустальными брызгами Нева — мой покровитель и защитник!
Да — я появился позже своих «братьев» Каунаса, Таллина, Риги, крепостей в Финском заливе и в Прибалтике, но все они — признали мое Великое предназначение — быть Оплотом земли русской. И так будет всегда!
Решимость Города-крепости –отзывается в сознании молодого пилота.
Это и мой Город! — вторит разум Романа. — Я знаю, что враг поставил цель его молниеносного захвата.Только кто ему это позволит? Мы: — Русский флот, отечественная авиация и русский народ - не допустим этого!
— Так рассуждал Роман. Он знал силу убежденности! Его авиационная часть входила в состав Балтийского флота и ему вместе с товарищами предстоит принимать участие в защите Города — крепости, в борьбе за господство в воздухе над Кронштадским плесом...
Мысли Романа логично вернулись к тактике боя с врагом. — В бою трудно предсказать исход. Все зависит от поставленной цели, численности противника, умения маневрировать самолетом, смелости и отваги пилота... И меньше всего — от плана. Предугадать действия противника в воздухе практически невозможно.
Он проявляется в самом конце действий.— Что я могу противопоставить неизвестности, - задумался Роман.
— А ты действуй с опережением! — подсказало ему сознание.— Твое сильнейшее оружие — мозговой штурм. —Ломай планы противника и пользуйся его замешательством!
— А ведь это правильно! -подумал Роман, — и повторил вслух боевую задачу. — Действуй только так и верь себе!
Наполненный новыми мыслями, он вернулся в часть, решив до сна еще поработать над чертежами нового истребителя. Увлекся и просидел за ними до
полуночи. Его новая «птичка», с каждым разом выглядела все более функционально совершенней.
— Но — как это все опробовать? –Только во время отпуска...Он даже зрительно представил, как вместе с Астрой и друзьями, проводит испытания на «летном» поле под Одессой.
Утром пилоты услышали голос Левитана: -«От Советского Информбюро. .. Наши войска, теснимые противником, отошли на пятьдесят, а в ряде районов — на сто
пятьдесят километров от государственной границы...
После сводки о положении на фронтах последовала команда: — Отряды 1, 2, 3... на вылет в квадраты: К — 3, Т — 8, Р -10.
Тридцать истребителей И -153 — поднялись в воздух и взяли курс к западному берегу Балтийского моря в район Каунаса, Таллина, Риги.
Еще во время разведки, Роман хорошо изучил территорию, на которой враг разворачивал свои действия у границ Прибалтийских республик, и теперь мог дать реальную оценку силам противника в предстоящем бою. Его главным козырем при
принятии боя были возможности «Чайки»– ее высокая маневренность и личная отвага. Из этих трех факторов — он и будет исходить при выполнении задач,поставленных командиром.
А задачи были предельны просты: — не подпустить вражеских самолетов к нашим городам и населенным пунктам, потопления морских судов, разгрома стратегически важных объектов. Действовать, как самостоятельно, так и совместно с наземными частями.
На подлете к цели он увидел, как Люфтваффе спокойно кружат над Таллином и безнаказанно выпускают свой смертоносный груз на промышленные объекты. Они горели.
Противник не ожидал появления в зоне своих действий воздушных сил России, ведь все самолеты на прибрежной территории были им разгромлены.
Истребители вынырнули из-за кучевых облаков и каждый — взял под прицел кабину вражеского самолета. Неожиданность и вихрь трассирующих пуль,последовавших за этим, дали результат! Враг запаниковал и стал разворачиваться в сторону Германии.
Этого следовало ожидать, поскольку опыта ведения воздушного боя не имела ни одна сторона. Успех можно было строить только на технических преимуществах и смелости.
За врагом — пока что было два преимущества: — многочисленный воздушный флот и внезапность военных действий на чужой территории без объявления войны.
Наши Чайки превышали машины противника своей маневренностью, а пилоты смелостью! И противник сразу оценил эти — недостающие ему качества.
Истребители провели дозаправку на авиационном аэродроме в Таллине и снова поднялись в небо. Они действовали тройками по побережью Балтийского моря в небольшом временном интервале полета для подстраховки друг от друга. К месту приписки вернулись только в конце дня, когда стало понятно, что противник, без должной подготовки и переосмысления своих действий, не посмеет вернуться, по крайней мере -в ближайшие сутки — двое, к повторению атаки на русские базы военно-морского флота на западном побережье Балтийского залива.
В рапорте было указано: — Поставленная задача выполнена. Сбиты пять самолетов противника. Потоплено два вражеских транспорта и два катера.
До конца июня эскадрилья Романа использовалась,наряду с другими частями фронтовой авиацией, на оказании прикрытия отступающих войск для их пе реформирования; защищала объекты стратегического назначения, обеспечивала прикрытие баз судоходства и наносила удары по базам противника. Большая часть времени уходила на патрулирование истребителями наземных войск, ведущих
передислокацию, и сопровождение ударных самолетов. В виду предоставления Финляндией своих баз противнику, продолжалась воздушная разведка в районе
Нарва, Кингисепп, финских шхер...
Во время этих полетов Роман видел, что произошло с нашими авиационными формированиями после внезапного нападения немцев на островные аэродромы. Факти-
чески весь воздушный флот на них был разгромлен.
Превратив воздушный флот России на подступах к стране в груду металла, еще до того, как самолеты смогли подняться в воздух, и разрушив прицельной бомбежкой аэродромы, немецкая авиация стала господствующей силой на Юго-Западном фронте, под Мурманском, у берегов Прибалтики. Воздушная дорога на Ленинград была открыта!
С июня военные действия переместились к Выборгскому заливу, на ближние подступы к городу. Немцы неумолимо приближались к Ленинграду, непрерывно атакуя Кронштадт с воздуха. Его прикрывали истребители.
Боевое крещение Роман получил уже 27 июня, во время нанесения немецкой авиации удара на город. Псков. Он сумел перехватить бомбардировщик, вылетевший из Финляндии и атаковать его сверху. После длинной очереди, самолет загорелся и начал падать. Роман не стал сопровождать взглядом его последние минуты. Военная обстановка не позволяла отвлекаться.Враг был рядом и его было больше.
8 июля при проведении разведки в акватории Финского залива, Роман на высоте 5000 метров, обнаружил «Юнкерс» — Ju88 и произвел по нему несколько атак.
Правый мотор «Юнкерса» задымил. Противник повернул в сторону Финляндии. Роман стал его преследовать. Самолет не дотянул до территории союзника. Он стал снижаться и рухнул в море.
11 июля в 9 часов 58 мин в районе Чудово Роман встретил еще одного Ju88.Без всякого сомнения, это был разведчик, следовавший со стороны Финляндии. Роман обстрелял его,но «Юнкерс» умело маневрировал и ему удалось уйти.
В тот же день его полк участвовал в бою с воздушным флотом армии «Север» противника, которая через Лугу и Гатчину силами двадцати дивизий, против
ослабленных в непрерывных боях войск Северо –Западного Фронта, стремилась овладеть Ленинградом и соединиться с финскими войсками.
Вечером, возвратившись в казармы, пилоты узнали, что в этот — тяжелый для Ленинграда и его защитников день, они потеряли трех боевых товарищей. –
Вечная им память!
Продолжение следует. https://e-shirokova.ru/
Свидетельство о публикации №219071001771