17. Третьяковская галерея
Сам купец жил в Лаврушинском переулке, потому строить решил здесь же, у себя в саду. В 1874 г. в новом двухэтажном доме открылась художественная галерея. Незадолго до смерти, Павел Михайлович подарил свою коллекцию Москве, а сам остался её попечителем. Купец передал городу около 2 тысяч картин, скульптур и рисунков.
После смерти Третьякова галерея, жилой дом и другие строения на его земле объединили в одно здание, похожее на терем из русских народных сказок. Сегодня в галерее хранится более 100 тысяч произведений искусства, в том числе около 7 тысяч картин.
Музей или галерея
Музей — это учреждение, которое собирает, изучает и представляет зрителям различные предметы. Музей может располагаться в любом здании и в любом помещении. Художественная галерея — это учреждение, которое собирает, изучает и представляет зрителям только произведения изобразительного искусства. Главное отличие художественной галереи от музея — здание галереи непременно имеет вытянутую форму.
Коллекция
Коллекция — это собрание чего-либо, объединённого общими признаками. Например, коллекция картин, коллекция бабочек, коллекция марок и т.д. У коллекции обязательно есть владелец — это либо человек, либо организация, либо государство.
Как царь с купцом соперничали
У купца Третьякова в деле собирания картин был соперник — император Александр III. Узнав, что Третьяков приходил и покупал представленные картины до открытия выставок, император стал делать так же и часто перехватывал у купца лучшие произведения. Третьяков опережал императора в мастерских художников. Соперники злились друг на друга, но обиды своей никак не выдавали. Впоследствии стало понятно, что делали они общее дело. Третьяков учредил в Москве художественную галерею, которая стала второй в мире по величине коллекцией произведений русского искусства. Собрание Александра III легло в основу Русского музея в Санкт-Петербурге, который сегодня является самым большим в мире хранилищем произведений русского искусства.
О П.М. Третьякове
«Без помощи П.М. Третьякова русская живопись никогда не вышла бы на открытый и свободный путь, так как Третьяков был единственный (или почти единственный), кто поддержал всё, что было нового, свежего и дельного в русском художестве».
А. Бенуа
Свидетельство о публикации №219071000302