НБИ. Царская дорога

  Археологи объявили, что, по их предположению, они нашли место, где располагался город Секелаг, в котором будущий царь Давид прятался от Саула.
  Это открытие, полагают археологи, даст возможность более детально изучить быт и культуру филистимлян,- народа, чье происхождение и появление на Востоке до сих пор остается загадкой.
  Что ж, если археологам это удастся, можно будет считать, что какие-то детали прибавятся и к биографии Давида, ведь в Секелаге он не просто прятался от Саула: этот город принадлежал ему, потому что был подарен филистимским царем Анхусом.
  История Давида, связанная с этим городом, это история и нравов той эпохи, когда Давид, победив Голиафа, сделав крутой поворот, пойдет в услужение к филистимскому царю, по сути на время став предателем своего народа. Ибо совершал со своими людьми набеги на разные земли, включая Иудею.
  "И не оставлял Давид в живых ни мужчины, ни женщины, и не приводил в Геф, говоря:они могут донести на нас и сказать:"так поступил Давид, и таков образ действий его во все время пребывания в стране Филистимской"(1 Ц.,27:11).
  Библия удивительно беспристрастна, когда рассказывает о Давиде. Она не щадит его и не делает из него героя, она и в дальнейшем покажет все его слабые и сильные стороны.
  "Всего времени, какое прожил Давид в стране Филистимской, был год и четыре месяца",- констатирует Библия.
  А что же случилось потом? Потом Филистимляне пошли на войну с Израильтянами, и Давид пошел с ними.
  "И сказал Давид Анхусу:ныне ты узнаешь, что сделает раб твой. И сказал Анхус Давиду:за то я сделаю тебя правителем головы моей на все время".
  То есть, речь уже не шла о том, чтобы спрятаться от Саула, а о сознательном выборе Давидом, чью сторону он принимает.
  Но тут ему повезло, если смотреть на те события с нынешней точки зрения:филистимляне спасли его от предательства. Филистимские князья были против того, чтобы Давид с его людьми шел с ними воевать против израильтян:а вдруг предаст их, чтобы умилостивить своих?
  И велели Анхусу отправить Давида с его людьми обратно.
  Пока он возвращался обратно, амаликитяне напали на Секелаг, сожгли его, а женщины и их дети были взяты в плен.
  Сначала народ из окрестных мест хотел побить возвратившегося Давида камнями, но тот решил искупить вину преследованием амаликитян.
  После победы над ними и освобождения пленных Давид вернулся в Секелаг, и "послал из добычи к старейшинам Иудиным, друзьям своим, говоря:вот вам подарок из добычи, взятой у врагов Господних".
  А Саул, от которого убегал Давид, пал в битве с филистимлянами. Но город Секелаг так и остался за израильтянами. Из него Давид перебрался в Хеврон, где царствовал семь лет. И лишь после этого стал израильским царем, когда сумел собрать под свое начало все двенадцать колен сыновей Израилевых.
  Израилю есть за что быть благодарным филистимлянам:не возврати они Давида восвояси, Израиль не имел бы царя, которым так гордится.
  Гордятся им главным образом как воином, как строителем могущественного израильского государства.
  В моральном, нравственном отношении Давид был далеко не образцом, и Библия дает в подтверждении этого многочисленные примеры.
  Однако все это обычно отодвигают на второй план, когда речь заходит о Давиде, или вообще не вспоминают. Как всегда, на первый план выдвигается политика, или даже можно сказать, - политика приоритетов.
  А в политике приоритетов на первый план выдвигается то, что важнее для политиков современных. И если бывшего премьера Шарона называли в глаза царем Давидом, то имели в виду, прежде всего, боевые победы Шарона в войнах, которые вел Израиль.
  Пробовали льстецы называть царем Давида и Нетаниягу, но к нему "звание" не прижилось:в армии служил, но не воевал, побед военных не одерживал.
  Впрочем, современные политики способны приспособить для поднятия своего рейтинга любые исторические события.
  Недавно в Иерусалиме открыли "дорогу Ирода", по которой в древности израильтяне и гости Иерусалима ходили в Храм.
  Ее тоже открыли археологи.
  А участвовали в официальной церемонии открытия посол США в Израиле Фридман и  спецпосланник Трампа на Ближнем Востоке Гринблатт.
  Они-то при чем? А при том, чтобы лишний раз напомнить о переносе в Иерусалим посольства США, примеру которого ни одна страна больше не последовала.
  И, естественно, напомнить, какое значение и место занимает Иерусалим в жизни еврейского народа.
  В данном случае даже Ирода вспомнили, хотя в Израиле его не любят вспоминать и должное ему так и не отдали до сих пор.
  И не потому, что был лютым злодеем и вырезал всю свою семью, боясь конкурентов в борьбе за власть. А потому, что был чужим - из рода идумеев, наследников Исава.
  Вместе с тем, все признают, что Ирод был выдающимся строителем, и, в частности, перестроил Второй Храм.
  Однако на этом стараются не акцентировать внимание. Но когда археологи раскопали построенную им дорогу, оказалось, что для "текущего момента" даже Ирод удобен.
  Увы, археологические открытия все чаще свидетельствуют не только, да, пожалуй, и не столько, о временах ушедших, сколько о делах и нравах сегодняшних.









































 









































 


Рецензии