Когда мы умерли и как нам воскреснуть? Часть 2
человек — тот, кто познал свое значение, свое состояние, свое назначение.
ЧАСТЬ 2. ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ И КАК НАМ ВОСКРЕСНУТЬ?
Творец даровал нам при сотворении Своё Дыхание – Животворящее Дыхание Духа Святого.
Творец отделил Его от Себя неотделимо – подобно тому, как соки древа питают листья, не отделяясь при этом от древа, но преображаясь в листе под действием солнечных лучей и возвращаясь обратно в виде другой материи.
Это главное наше дыхание – Дыхание Вечности в нас.
***
Оно зримо являет себя в творцах – поэтах, художниках, скульпторах, певцах и известно в их среде под именем вдохновения (отметим, что не всегда оно от Бога, ведь в нас после падения Адама дышит и преисподняя).
Вдохновение (вдыхать, вдохнуть) - речь идет о некоем особом дыхании - совсем не дыхании плоти, но именно души.
Вдохновение не у всех и не всегда являет себя.
Слово "вдохновение" есть прямое свидетельство, указывающее на главного участника творческого процесса — Того, Кто даровал талант, Кто вдохнул в художника добрые мысли, чувства, переживания, в конечном счете вдохнул жизнь в его творение: будь то икона, стихотворная строка или красивая мелодия
(опять, напомним, что вдохновение, даже и самое благое с виду, может быть не от Бога, но от врагов Его).
Вдохновение живет во всех, даже в самых диких и малых народах планеты.
* * *
Дыхание Вечности стало в нас источником и хранителем второго нашего дыхания — дыхания плоти.
Второе дыхание - плоти - призвано быть образом и подобием Первого.
***
Вот как праведный Иов (см. Библия - книга Иова) в одном предложении говорит сразу о двух этих дыханиях - плотском и божественном:
«Доколе еще дыхание мое во мне и Дух Божий в ноздрях моих» (Иов.27:3).
Здесь «дыхание мое во мне» – дыхание сотворенное, а «Дух Божий в ноздрях» – Дыхание нетварное, Сам Бог в нас.
Вот ещё цитата из Библии о сотворенном дыхании, которое одинаково и у скота, и у человека:
«Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное» (Ис.57:16).
***
Вот Иов ещё раз свидетельствует о двух разных дыханиях в человеке:
- «Но дух в человеке и Дыхание Вседержителя дает ему разумение» (Иов.32:8);
- «Дух Божий создал меня, и Дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:4).
Далее он свидетельствует, что Дыхание Бога на земле — Дух Святой — животворит всё живое и человека:
«Кто кроме Его промышляет о земле?
И кто управляет всею вселенною?
Если бы Он обратил сердце Своё к Себе и взял к Себе Дух её и Дыхание её, - вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:14).
* * *
Теперь становится вполне понятен данный текст:
«Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис. 2:22).
Здесь говорится только о дыхании плоти, а значит суть этого высказывания такова: надейтесь, прежде всего, на Творца, а не на то, что им сотворено.
* * *
Дыхание Святого Духа в человеке Писание может называть кратко «Дух»:
«И возвратится прах в землю, чем он и был; а Дух возвратится к Богу, Который дал Его» (Еккл. 12:7).
Дух Святой не только животворит нас, но и учит премудрости, если человек пожелает уверовать в Бога:
«Дух Божественный, сотворивший меня, и дыхание Вседержителя, учащее меня» (ср. Иов 32, 8).
* * *
Пренебрежение нами Дыханием Святого Духа в нас (невнимание, небрежение, противление, отвержение) влечет за собой отчуждение наше от Бога, при этом человек становится лишь плотью (животным):
«Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета!» (Еккл. 3, 18-19).
***
Это противно промыслу Божьему о нас и лишает смысла наше пребывание на Земле, делает бессмысленной саму жизнь земную.
Оттого и Творец, несколько тысяч лет назад дав человечеству сделать себя стадом демонизированных животных — до того предела, насколько это было возможно, потом положил предел этой мерзости:
- «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт.6:3);
- «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть Дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт.6:17).
Водный Потоп, в частности, уничтожил Атлантиду - оплот и центр демонической жизни человечества, особенно ярко проявившей себя в исполинах (Быт.6:4, Чис.13:34 Пс.18:6, Пс.77:65 и пр.) - их войны описаны в древних индийских религиозных книгах.
* * *
Итак, знай, читатель, что "Бог одарил Землю питающим её дуновением.
Это Его Дыхание животворит все вещи.
Если бы Он задержал Своё Дыхание, все обратилось бы в ничто.
Это Дыхание слышится в твоем дыхании, в твоем голосе.
Ты дышишь Духом и не знаешь о том." (Святой Феофил Антиохийский).
***
Присутствие Духа Божьего во всех нас и добровольное послушание Ему - только это и делает нас похожими на человеков:
«Дух Святой пребывает во всех, но собственно силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами» (Василий Великий).
***
Вот как еще об этом говорит святитель Игнатий:
«Повторением дуновения вочеловечившимся Богом при воссоздании человека объясняется дуновение Божие при сотворении души человеческой.
Господь наш, Иисус Христос, совершив наше искупление и предуготовляя человечество к принятию Святаго Духа, стал посреди учеников Своих по воскресении Своем, дунул и сказал им: Приимите Дух Свят (Ин. 20, 22), Который вскоре и низошел на них при шуме с неба, как бы от несущегося сильного дыхания ветра (Деян. 2, 2).
Этим вторым дуновением объясняется и указуется, что и при первом дуновении было сошествие Святаго Духа.
На душу первозданного (Адама) при самом сотворении ее обильно излилась Божественная Благодать; душа первозданного по преимуществу была живою, как движимая, просвещаемая и управляемая Святым Духом.
Это доказывают с убедительностью самые события, последовавшие за созданием первого человека.
Святой Макарий Великий говорит:
«Как в Пророках действовал Дух и научал их и был внутрь их, и вне их являлся, так и в разсуждении Адама, егда хотел, с ним был и научал его…
Вся ему было Слово, и доколе пребывал храняй заповедь, друг был Богу». (Слово о человеке. Свт. Игнатий (Брянчанинов).
* * *
Так что же в человеке главное: дыхание плоти или дыхание Духа?
Это решает сам человек – где его начало и в чем его жизнь:
«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан.3:6).
***
Рождение свыше – от Духа – совершается в Таинстве православного крещения (см. ниже).
Но в любом случае, даже если человек встал на путь сатаны, доколе не настал еще последний Суд и не вынесен окончательный приговор, Дух Святой совершает в нас то, что должен.
Промыслительные действия Духа (благодать) выражены в Писании глаголами trofodoto (кормить, питать, содержать, воспитывать, образовывать, сгущать), zoogoneo (рождать, животворить, сохранять в живых, спасать), zoopoieo (делать живым), anapneo (переводить дыхание, вдыхать, дышать, жить, вздыхать).
* * *
Исходя из вышеизложенного становится понятным, почему слово «человек» состоит из двух слов: «чело» – лоб; «век» – вечность.
Верхняя передняя часть главы - чело (лоб) – это глава главы, символ главной (высшей) части нашей личности (ведь лицо – образ личности).
Человек есть тот, кто на главе главы своей имеет печать Вечности, печать Святого Духа.
***
Только тот из нас по сути человек, кто во главе личности своей поставил Личность Единую – Творца, соединяясь с Ним Дыханием Духа Святого (осознавая это или не осознавая).
Печать Духа Святого в крещении православном наносится именно на чело (лоб).
Как узнать среди нас человеков?
Люди Духа отличаются кротостью и терпением, безобидностью и смелостью защищать других.
Образ Духа Святого - голубь, который не воздаст нам злом за зло, даже если мы его ударим ногою.
* * *
Отвергающий Вечность (осознанно или не осознавая, ведомо для себя или неведомо), отвергает и Духа Святого, отвергает свое человечество, становится животным или демоном, как уже говорилось выше:
«Тот, чья душа не привязана к Богу, увлекается какою-нибудь страстью и становится подобным демону или животному: животному, если он предается плотским наслаждениям, и демону, если придается злобе» (египетский отшельник Диокл).
***
Из приведенных выше рассуждений становится понятно — почему человек, хулящий Христа, ещё не погиб окончательно, а вот «кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мар.3:29).
Слово «хулить» здесь означает «пренебрегать» и «отвергать».
Дыхание Духа соединяет нас Собой с Отцом Небесным — так ветвь соединяется с лозой.
Отвергая Духа Святого мы отвергаем То, Что соединяет нас с Богом, с Источником нашей вечной, истинной жизни.
Оттого Господь и называет уже мёртвыми тех, кто ещё не умер плотью:
«предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Лук. 9, 60).
Об этом единогласно говорят и святые:
«Погибель наша совершилась через уничтожение общения нашего с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами», и ныне «состояние падения, состояние вечной смерти, которою заражено, поражено, убито все человечество, есть источник всех прочих согрешений человеческих и общественных и частных».
У Адама и Евы «было сердце храмом; соделалось оно гробом» (свт. Игнатий Брянчанинов).
* * *
Погибель есть плод греха:
«Грех есть преступление заповеди Божьей, сопротивление воле Господней, непослушание Богу, заповедавшему не творить зла, а делать добро; он есть отвращение и удаление себя от Бога, презрение Бога и пренебрежение собственным спасением, самопроизвольное ввержение себя из жизни в смерть. Ибо человек, творящий грех, делает душу свою мёртвою, чуждою вечной жизни, как свидетельствует Писание: «Душа, яже та согрешает, та умрет» (Иезек. 28)…
Безчестит и прогневляет грешник Бога Духа Святого, отгоняя Его от себя скверными делами; ибо не может Дух Святой там пребывать, где совершается скверный грех.
***
Святый Златоуст уподобляет Святой Дух пчеле, которая любит поселяться в чистых и благовонных пчельниках, а от злосмрадных мест отлетает (на посл. к Ефес. 4 гл., ст. 31, беседа 15).
Человек христианский, принявший на себя в крещении Духа Святого (особую благодать, иначе - действие Духа), подобен вместилищу для пчел, в котором, как пчела в пчельнике своём, живёт Дух Святой, как говорит Апостол: «Не весте ли, яко телеса ваша храм живущему в вас Святому Духу суть, Егоже имати от Бога?» (1 Кор. 6:19).
И как смрадный дым отгоняет пчелу от её помещения, так и смрадное греховное дело отгоняет Духа Святого от человека.
***
"Дух Святой в человеке — как владыка дома.
Не безчестие ли и досада владыке дома, если какой-либо странник придя начнет его из его же дома изгонять, насильно выталкивая вон?
Такова же досада и безчестие Духу Святому бывает от грешника человека, который изгоняет Его из дома Его»
(«Синопсис святителя Димитрия Ростовскаго. Летопись).
Свидетельство о публикации №219071000449