Хлопковые воспоминания студента

"Не кради." (Исход 20:15)

           *****

Мир вам, хлопкоробам!

Скоро, через месяц, начнётся в Узбекистане хлопковая пора. Надеюсь, что и в этом году выполните план...

Я не в курсе занимаются ли в настоящее время сбором хлопка школьники, студенты, работники предприятий. В моё время это было нормальным явлением. Так получилось, что я был послан на сбор хлопка один раз со школы, один раз с института и один раз от предприятия. Согласен, что это не много, но вполне достаточно, чтобы иметь представление об этом.

Здесь вспомню, как это было в институте.

По-моему, это был 3-й курс, 1970 год. В принципе, я не должен был собирать хлопок, т.к. был в сборной команде ТашПИ по волейболу. Мы имели право в это время тренироваться, чего мы, правда, не делали. Я уезжал в Красногорск и проводил время там. Но на этот раз решил поехать, мне захотелось хлопковой романтики. Главной же причиной было поближе узнать своих однокурсников.

В школе я проучился все 10 классов в одном классe "А". Это прекрасно. Поэтому у меня было много друзей и товарищей. А в институте было по-другому. Первый год я учился на мехфаке. А потом перешёл на энергофак. Это описано мною ранeе (см. рассказ "Как я стал студентом ТашПИ").

Если бы я знал друзья-однокурсники, что будем мы хлопкоробами 2,5 месяца и будем собирать остатки урожая под снегом, то 10 раз подумал бы, а стоит ли это делать по собственному желанию? Но в том-то и прелесть жизни, что ничего наперёд не знаешь...

Жили мы действительно романтично. Нас поселили в большом бараке в поле. Спали мы на нарах. Девочки расположились сверху, а мы снизу. Хорошо, что нас было где-то поровну ребят и девчат. Жили мы дружно, не помню, чтобы у нас были какие-либо ссоры.

Когда-то при таких же условиях начинали жить вместе и мои родители. Когда папа пригласил в свой трудовой лагерь маму, которая была в другом трудовом лагере, чтобы жениться на ней. Трудармия...

Днём мы собирали хлопок, подбор. Хорошая штука была фуфайка. В ней было тепло и можно было время от времени полежать на обочине, отдыхая, не опасаясь простудиться. Со временем у нас стали крепкие спины. Я мог сидя на краю своих нар, взявшись руками за нары этажом выше (типа турника), вытянуть ноги под углом 90°, подтянутся, перевернуться - и я лежал уже у девочек.

Конечно, я этим не занимался часто, а то заработал бы на орехи. Просто попробовал раз и сам удивился, с какой лёгкостью у меня это получилось...

По вечерам играли на гитаре и пели, я тоже. Устраивали танцы под пластинки или магнитофон. Ходили в гости к знакомым из других групп и факультетов на другой стан.

Знали где ближайшая бахча с арбузами. Находили новые. Арбузов было много. Но они были большие и тяжёлые - трудно было взять с собой. Ножей не было. Трахнешь по большому арбузищу кирзовым сапогом. Он разваливается, вынимаешь сердцевину и... Даже сейчас слюнки сбегаются. Скучно нам не было...

А иногда, редко, посылали мы гонца за бутылочкой винца. Помню ходил раз с Володей Кропачёвым в ближайший населённый пункт. Принесли полный рюкзак портвейна на всех. Интересное было путешествие, было не так близко и ушли мы ещё в "рабочее" время...

Однажды я решил отличиться, поработать по-стахановски. Решил побить рекорд дня. Было не просто, у местных (азиатов) сноровка была лучше.

Но мне удалось: собрал 175 кг подбора - это был лучший показатель дня. Быть может поэтому, не помню точно, но я заболел однажды - простуда с температурой. И на целый день я остался в бараке, надо было отлежаться. Скучновато было одному.

Зато вечером пришли мои друзья-товарищи, разгорячённые, взбудораженные, весёлые и принесли с собой 2 бутылки вина. Встали 4-5 ребят и девчат у меня в ногах, трогают меня за ноги (не остыли ли уже?) и наперебой, взахлёб, рассказывают, что всё у них произошло в этот день. А бутылка одна уже открыта и она у меня в руках, а я лежу...

Попробовал незаметно глоток - вкусно. Горячая весёлость пошла по крови. И захотелось напроказничать. Думаю себе - рассказывайте, рассказывайте друзья, а я послушаю и возьму ещё глоточек, потом ещё и ещё..., пока не добрался до последнего глотка, опустошив бутылку. Ну, думаю, несдобровать мне. Однако обошлось - пожалели больного...

Однокурсник, Лёва, как-то вспомнил песню хлопковых времён:

:
Самолёт поднимается выше и выше,
И моторы на взлёте протяжно ревут,
А внизу ещё ясно виднеются крыши,
И под каждою крышею люди живут.
:

Он сказал, что у него хорошие воспоминания от этой песни. Она ему напоминает хлопок от ТашПИ и меня, т.к. мы одно время собирали хлопок (подбор) вместе, бригадой на двоих.

Я ему сказал, что есть рацпредложение. Один становится как комбайн, буквой "Г" и в перчатках сдирает снизу вверх с кустов, сразу с двух грядок, правой и левой рукой, всё, что есть на кустах. И бросает это между грядками. А другой ногами (в кирзухах) собирает всё в кучки. Потом вместе сдаём.

Я его конечно поставил буквой "Г"... Шутка, мы менялись. И быстро собрали план. Потом мы легли в канаву и болтали на разные темы. Ему нравилась моя романтичность... Вообще у меня с ним много общих воспоминаний: Спортивный лагерь ТашПИ "Бригантина" на Иссык-Куле, практика в Ленинграде, ну и хлопок. Давно было...

Всё было бы хорошо, если бы это не длилось так долго. Помню у одной однокурсницы были больные почки и она порой громко стонала, кричала по ночам.

Некоторым студентам так захотелось домой... Решили напиться чифира, чтобы повысилось давление и их, "ненормальных", отпустили бы домой. Напились и пошли к врачу...

Сам я никогда не пил чифир, так что не могу поделится опытом. Но видел его действие на однокурснике. У него и так глаза большие, но после чифира они чуть было не вылезли из орбит...

Чифир или чифирь или чафирь  - напиток, получаемый вывариванием высококонцентрированной заварки чая. Обладает психоактивным действием, в некотором роде является наркотическим средством, вызывающим зависимость. Иногда "чифирем" в переносном смысле называют просто очень крепко заваренный чай, чтобы подчеркнуть его крепость.

Эффект наступает через 10-15 минут после употребления и может продолжаться несколько часов. Он выражается в изменении психического состояния: наступлении возбуждения, угнетённости, тяжести в голове, притупленности внимания, изменении сознания. Эффект схож с действием других лёгких психостимуляторов. Употребляя чифирь, можно нанести серьёзный вред здоровью.

А Толик А. как-то после сна нашёл под собой дохлую мышку, придавил ночью. Конечно же мы над ним крепко посмеялись.

Иногда, обуваясь, под руку попадалась чужая обувь. И, если это была обувь Гали Б. (И.), то день начинался с улыбки. У неё были ботиночки действительно детского размера...

Обогревались мы с помощью печки, которую топили дровами. Был ответственный за отопление, за мытьё посуды. Кормили нас здоровой, низкокалорийной  пищей. Я жил в студенческом общежитии, мне было всё равно что есть. Главное - набить живот.

Приезжал завкафедрой Аронов, вдохновлял нас на подвиги. Но план в том году никак не могли выполнить. Потому как крутили-вертели этим хлопком все, кто как мог. Смогла и пара наших однокурсников, вернее, почти смогла. Но попались...

Они ночью на ишака погрузили хлопок с хирмана, спрятали его в другом месте и думали на следующий день сдать его, чтобы не собирать самим...

Но их засекли. Приехал следователь из Ташкента и начался допрос. Дело серьёзное, хлопок - валюта. Было достаточно слёз. И, если бы родители одного из них не сидели высоко, не приехали бы и не вмешались лично, не видать бы им института. Но обошлось. Урок на всю жизнь...

Всё кончается, закончилась и эта хлопковая пора. Семестр оказался коротким: за один месяц нужно было пройти материал, рассчитанный на 3,5 месяца. И сдать экзамены.

Прошли, сдали!


Рецензии