Всплывающее окно номер 12 На рассвете

На рассвете так хорошо думается. Сознание, очищенное ночным отдыхом, становится кристально-ясным, мысли прозрачными.

Смотрела недавно запись одного из поздних концертов Клавдии Шульшежнко, и внезапно осенило, под кого она всю жизнь косила. Под Шульшенко же!

...Вдовствующая императрица в изгнании. Королева-Лир. Царственная поза, величественные гримасы. Всё с карикатурной точностью воспроизводила. Наверное, подсознательно. Или сознательно? Хто его знает. Что вело по жизни родившую меня женщину, до сих пор неразрешимая загадка. Почему она всё это проделывала, зачем? ...Для наличия "подсознания" требуется наличие сознания. Но вот с чем с чем, а с этим самым сознанием у неё были большие проблемы. Я иногда вообще сомневаюсь, находилась ли эта женщина в сознании в течение хотя бы получаса за всю свою жизнь.

* * *

Когда не спится - а разлады с засыпанием начались давно, ещё в Питере, и с течением времени, по мере укрупнения сивкиных горок и увеличения крутизны горкиных склонов эти разлады лишь усугублялись - придумала себе одно "ноу-хау".

После того, как досчитан сто тысяча первый баран (и с позором отправлен прочь с планеты Земля, за горизонт, в стратофреру), призываю на помощь золотогривую кобылицу из "Жар-птицы".

Я - третий сын, Иван-дурак. Вот-вот, сейчас, как раз когда брезжит рассвет, издалека донесётся тихое ржание и мягкий топот золотых копыт по спелой пшенице. Главное - не заснуть и не пропустить этот момент.

Она такая хитрая, эта волшебная лошадь. Мне известны её повадки. Она всегда приходит в ту самую минуту, когда мёдом намазанные веки начинают слипаться, и сознание в истоме скользит вниз по мерцающей стене, хлопая крыльями, как гаснущая керосиновая лампа.

Самое главное - не провалиться и всё-таки её подкараулить. И тогда будет. И тогда будет. Эх, каких только чудес тогда не наслучается.

И ловитва жар-птицы, и волшебное перо из её хвоста, и полёт в небесах на коньке-горбунке, и ныряние под живот РыбакИта, что на море - окияне, на острове Буяне. И купание в трёх котлах, и гибель злого старика царя в белой пене. И женитьбой на царевне всё закончится. Или начнётся. Главное - не засну...

Люди с живым воображением часто его используют для решения каких-то своих внутренних психологических проблем. ВиЗа, например, рассказывала, что когда вышла замуж и возникла тема утреннего шлёпанья шагов.

А спросонья, сами знаете, как могут мучать звуки, особенно если плохо спал, если зимний авитаминоз, если неприятности на работе, болеют родители, и так далее. Идеальное просыпание от пения тибетских чаш с курением благовоний существует только в рекламных роликах товаров для релакса.

Так вот, когда она слышала, как её муж Зая, выбравшись из ванной, хлопает своими тапками сорок пятого размера, пробираясь за порцией чая на кухню, а потом с теми же звуковыми эффектами принимается собираться на работу, она придумала уловку номер ноль: будто это не муж там хлопает и топочет, а тюлень.

Она представляла, как он смешно, двигая вверх-вниз головой и тараща тёмные глаза, на своих ластах ползает туда - сюда по их длинному коридору. И какая у него потешная, опушённая короткими густыми усами, морда, как играют блики в  блесящих зрачках, как упруга лоснистая шкура.

И раздражение сменялось умилением, хлопанье ласт становилось не наказанием, а смешным приключением. Сюровым кино в духе Бонюэля, в худшем случае. А в лучшем - праздником вроде похода в цирк.

* * *

...Или как мы пришли в больницу навестить Евгению Степановну, мать дяди Лёни Саплинова. Где она, как я сейчас понимаю, медленно угасала от рака. Мне было чуть больше десяти лет. Одиннадцать? Кажется, одиннадцать. Любому нормальному ребёнку трудно понять старика. Ребёнок меряет своими мерками. Старику же, наоборт. Понять ребёнка проще простого. Потому что у него позади всё то, что у ребёнка впереди.
 
И я, представив себя на её месте - а процесс навещания происходил в больничном дворе, засаженном деревьями, между которыми по дорожкам медленно перемещались тихоходные фигуры в синих халатах с заложенными за спину руками. На минуточку представив себя в этой обстановке, я поняла, что мне здесь было бы ужасно скучно. И что, наверное, делу можно было бы помочь хорошим чтением. Я спросила у тёти Жени: "Что вам принести в следующий раз? Может, книгу? У нас отличная библиотека рядом со школой есть, я там записана. Могу для вас там тоже взять. Что вы хотите почитать"? Она в ответ слабо усмехнулась. - "Спасибо, Танечка"... Морщины её лица сложились в добрую бессильную улыбку, прикрывающую сдерживаемое страдание.

- Я знаю, ты хорошая девочка. Никаких книг приносить не нужно. Мне так больно, что совсем не скучно.   

                * * * * *

На карточке, иллюстрирующей публикацию, моя маленькая племянница. Тогда ещё маленькая. Теперь-то она вполне взрослая, у неё у самой уже два таких же чуда подрастают. Снято на турбазе в Керчи во время летнего отдыха. Скучища там была невероятная. Море быстро приедается. Ну, покупался, повалялся на песочке. Дальше что? Занимать себя самостоятельно я тогда ещё не умела. Да и не была приучена. Культура досуга воспитывается с младенчества, а в нашей среднестатистической инженерно-крестянской семье никто о таком даже не задумывался. Не нужно ходить на работу (или в школу, как на работу) - что ещё требуется для счастья? Как структурировать время, чем его заполнить - хэ/зэ.   

Мне было пятнадцать, Катюше год. Там ещё были: сестрица, отец и мать. Отдых с родителями в таком возрасте вообще испытание не для слабонервных, а отдых с родительницей, способной своим пищеизготовительным суечением загнать в тосковательный ступор сотню футбольных болельщиков [после победы их клуба] - самая что ни на есть казнь египетская.

Прошу понять меня правильно - сам по себе процесс приготовления пищи не хорош и не плох. Он нейтрален. Но он приобретает характер однообразного кошмара в том случае, если За ним ничего не стоит. Человек ест для того, чтобы делать дальше что-то хорошее и интересное. Поел - и пишет музыку. Играет на музыкальном инструменте. Сочиняет текст. Сочиняет картину. Играет спектакль. Играет с собакой. Играет в шахматы. Или го. Или сёги. ...Исцеляет. Познаёт. Наблюдает. Видит. Живёт.

В случае же поедания пищи для того, чтобы её переработать, и, увеличив общее количества навоза на земле, наполниться энергией от переработанных продуктов, с удвоенной силой производить дальше точно такую же еду...  Получается тавтология самого дурного пошиба. Амёбеаз. Бултыхание в первозданном бульоне бытия.

- "Я ем для того, чтобы сделать ещё одну еду" - абсурд. Сюр. Так себя ведут клетки канцера. Они штампуют другие неотличимые от себя клетки, чтобы те штамповали следующие и так далее и так далее. Пока организм, в котором они поселились, не погибнет, отравленный опухолью.

Знаете, кстати, чем эти опухолевые клетки отличаются от здоровых? Внешне их не отличить. Разница, как между настоящим телефоном и телефоном из булыжника. Первый внутри сложно устроен, по нему можно звонить, в его мембранах слышны звуки, а второй - просто кусок кристаллического вещества, способный лишь бесконечно воспроизводить другие такие же куски кристаллического вещества.    

...Хорошо, что тогда в Керчь прихватила с собой Федю (фотоаппарат ФЭД-5, плёночный; цифровых тогда ещё и в проекте не было). Хотя бы "снимок века" сделала. На нём ухвачен момент послеобеденного сна. Сиеста. Зашла в кубрик - а там только что малУю уложили. Я глянула, и сразу поняла: "Нужно брать". Хватило сообразиловки.

Кадр прекрасен. Сколько на него ни смотрю - всё время нравится. Золотой плод, увязший в янтаре вечности.

                ///\\\///\\\///\\\///\\\

Фото из личного архива автора публикации.


 ©Моя сестра Жаба


Рецензии