хмурая логика

Хмурый, ненастный, серый день подходил к концу, на опушке от реки потянулся туман. Тайга, умытая недавним дождём, словно притихла.
Недалеко от палаток, вокруг большого костра, сидят геологи. Сейчас собрались все, бросив свои дела – идёт собрание. Начальник отряда, седой коренастый крепыш Павел Михайлович объясняет обстановку: - В общем, мужики, у нас проблема, и серьёзная: рация наша накрылась. Совсем.
А без неё нам никак, сами понимаете; да тут ещё другая сторона дела – если от нас не будет известий, за нами могут выслать поисковые группы, а оно нам надо? Нехорошо будет. Поэтому нужно срочно сходить в ближайшее село и дать телеграмму, объяснить суть дела, а если там можно будет телефонные переговоры сделать, это ещё лучше будет. И нам новую рацию доставят.
В одиночку нельзя – тайга, сами знаете, места суровые, надо вдвоём. Пойдёт Сергей Петрович, как опытный, а с ним Санька Зайцев. Какие будут предложения?
Мужики загалдели: - Курева наберите, сколько сможете!
- Письма скинете, сейчас напишем.
- Хлебушка бы свежего, деревенского, а ежели ещё молочка парного…
Мужики засмеялись: - Чего захотел, голова твоя еловая, а ничего, что им по тайге несколько дней, может, добираться придётся? Что же там от молока-то останется, ты подумал?
- Да это я уж так, хоть помечтать…
- Значит, ребята, сейчас пишите письма, а поутру они пойдут в Глухарку.
Утро выдалось ясным, спокойным. После завтрака гонцы получили письма, выслушали последние инструкции и советы, ещё раз просмотрели карту и отправились в путь. По старой охотничьей привычке идут молча, тайга не любит шумных. По привычке стараются не наступить на сухую ветку или шишку, чтобы не хрустнуло.
Шли где звериными тропами, а где и просто по азимуту, напролом, по старым гарям, где когда-то прошёл лесной пал, по бурелому и кочкам. Наконец вышли на заметную тропу, которая вывела на сенокосную дорогу. Значит, деревня уже недалеко. А вскоре кончилась тайга, пошли луга, покосы. Здесь уже карабины на плече, идут рядом, разговаривают.
Сергей Петрович усмехнулся: - Интересный народ мужики; вроде бы взрослые, разумные люди, а шуток не понимают, и шутить с ними, Саня, не надо, могут быть последствия. Мы как-то в районе деревни Косарево работали, рыли шурфы. И один шурф был уже у самой деревни, метров тридцать от ближайшего огорода. Подошёл мужик, интересуется: - Чего ищете, геологи?
А я возьми да и ляпни: - Не ищем, а проверяем. Приборы показали – здесь есть опасность извержения вулкана, вот мы и роем, проверяем, насколько это опасно, как там грунты себя ведут? Мужик постоял, подумал и ушёл. А вскоре пришёл с целой командой; да всё мужики крупные и настроены серьёзно. Один усатый так просто злобно смотрит и сразу начал: - Вы, мужики, давайте-ка всё это дело прекращайте, нам эти ваши научные изучения вовсе ни к чему. А ну как докопаетесь до каких-нибудь неприятностей, и рванёт ваш вулкан? А у нас здесь избы, огороды, покосы, нам это нужно? Как говорится, не буди лихо, пока оно тихо.
Я поначалу пытался подыграть: - Ребята, это ведь в ваших интересах, а ну как всё же рванёт вулкан, тогда как? Усатый нахмурился: - Ну что же, на всё Божья воля… Да, я думаю, власти всё же не дадут пропасть, авось спасут. А вы, ребята, всё же не ройте здесь, неровен час, растревожите вулкан, ни к чему это. Добром просим, мужики – оставьте всё как есть, и до свидания!
(Я уж тут вижу – серьёзно настроены мужики, и признаться им, что я пошутил – могут и морду набить, запросто). Пришлось начатый шурф зарывать и уходить. Вот и пошутили…
Так, за разговорами, наконец добрались до деревни. Вдоль речушки разбросаны огороды, сараи; избы добротные, из толстых сосновых брёвен – крепко живут мужики.
Вдоль огородов к речушке проходит овраг, по нему тропинка. Когда же пошли оврагом, Сергей Петрович остановился, выколупнул из глины камень и внимательно его разглядел: - Санька, а ведь это пегматит, видишь? Смотри, и ведь он здесь не один – вон ещё кусок, и эти помельче, видишь?
Саня стал разглядывать находку: на жёлтом фоне чётко видны какие-то тёмные иероглифы, словно какие-то древние письмена. Красивый камень, необычный…
- Необычность его, Саня, в другом. Ежели найдём пегматитовую жилу, могут быть интересные сюрпризы. В этой породе бывают сочетания многих минералов, в том числе драгоценные камни – бериллы, топазы, турмалины, некоторые разновидности гранатов, да и кварц здесь интересный – то цитрин, чайного цвета кристаллы, то дымчатый кварц, то чёрный как ночь морион. В общем, надо бы нам подробнее эти места проверить.
Наконец тропинка вышла наверх, и тут путники увидели ещё интересное дело: совсем недавно установленный бетонный столб; такие столбы устанавливает специальная машина, которая для этого сначала бурит большое отверстие в земле. Так вот вокруг этого столба всё было усеяно мелкой крошкой такого же пегматита.
Сергей Петрович удивлённо присвистнул: - Э-э, парень, да здесь, похоже, действительно идёт пегматитовая жилка. Давай-ка, прежде чем к своим возвращаться, добудем пару лопат и покопаем здесь. Чует моё нутро, можно что-нибудь интересное найти.
Ты, Санька, учись всё подмечать. Геолог, он вроде охотника, добычу выслеживает, и тут всякая мелочь важна, всё надо замечать. Сколько я повидал ваших выпускников горного института, многие из них – просто владельцы дипломов, а не геологи. Что нужно – вызубрили, сдали все зачёты и курсовые, диплом в кармане, а геолога-то не получилось. Не умеет понять, подметить, сообразить, и в итоге он как слепой котёнок, толку от него нет…
Наконец вошли в деревню. Сразу заметили одну странную особенность: все обитатели были в солдатской форме. Гимнастёрки без погон, солдатские брюки и сапоги, мальчишки в пилотках и с солдатскими ремнями; старушка ведёт на верёвке козу, сама одета в солдатский бушлат, штаны и кирзовые армейские сапоги.
- Чёрт знает что, куда мы попали, Сергей Петрович? Впервые вижу такую военизированную деревню! – удивился Саня.
Тут местный мужичок попросил у них закурить, разговорились, и всё стало ясно.
- Ничего хитрого, ребята. Здесь рядом военная часть, стройбат, какой-то объект строят. А солдатики в деревню бегают, насчёт самогона, и за него тащат всё что могут. У нас по осени народ и в шинелях, и в бушлатах ходят, ну прямо какая-то военная деревня! – засмеялся мужичок.
Здесь же и познакомились, он назвался Николаем, рассказал им всё, что их интересовало: где почта, где можно заказать переговоры, где магазин. Санька спросил, нельзя ли здесь где-нибудь переночевать?
- Отчего же нельзя, вот рядом моя тётка живёт, старая уже. Бабка хорошая, только чудит маленько, бывает. А так она добрая, вам рада будет – как же, новые люди, интересно.
- Как же она чудит?
- А потому что телевизор ей купили, так она его целыми днями смотрит, и всё за чистую монету принимает. Ежели по телику кого убьют, она, бывает, в голос воет, ровно как по своему, и объяснить ей невозможно, что он не помер, он понарошку. А когда на экране какой-нибудь неприятный ей тип, так она ему кукиш показывает и матерится. Думает, если она его видит, так и он её тоже…
Николай привёл их к бабуське, познакомил; сухонькая седая старушка обрадовалась новым людям, накормила, и пока они ели, пересказала им все деревенские новости.
Потом они сходили на почту, сделали все свои дела и вернулись к бабуське.
- А что, матушка, нет ли у вас двух хороших лопат, на время? – спросил Саня.
- Да как же нет, родимый, нешто в деревне можно без лопаты жить? А вам на что?
- Матушка, мы ведь геологи, землю изучаем, так вот иногда и покопать нужно. А своих-то в этот раз не взяли, больно далеко добираться, нести их. Мы ведь вернём их скоро.
И утром, после сытного завтрака, они пошли работать. Сначала более подробно осмотрели овраг, прошли по верху, наконец определились, решили сразу два шурфа копать. Дело привычное, работа идёт быстро. Санька рыл свой шурф недалеко от крайнего огорода. За покосившимся плетнём сразу начинались картофельные посадки, дальше какие-то грядки, а ещё дальше стояла покосившаяся, почерневшая от времени небольшая избушка.
Сергей Петрович вскоре сменил место, стал рыть ближе к оврагу.
Подошло время обеда. Гостеприимная бабуська нажарила мяса с картошкой, принесла свежие овощи с грядки и поставила бутылку самогонки. Сергей Петрович решительно отказался: - Матушка, не сейчас, нам ведь ещё работать сегодня!
Бабуська искренне изумилась: - Дак у нас всякий мужик перед работой непременно хлопнет стакашек, а как без этого? Нешто вам нельзя? Чай, над вами сейчас начальства-то нет?
- Не в том дело. Работа у нас сложная, нужна ясная голова. После работы – что же, можно и расслабиться, а перед работой нам лучше бы парного молочка.
- Это мы завсегда устроим, в лучшем виде, я вам ещё и с собой бидончик налью.
После обеда работа закипела с прежним азартом. Вскоре Санька уже на глубине трёх метров обнаружил первые признаки жилы, пошла пегматитовая крошка. К нему присоединился и Сергей Петрович, стал раскапывать шурф пошире. И вскоре их труды были вознаграждены первым успехом: сначала были найдены небольшие кристаллики мориона, потом жила стала более мощной по толщине, и вскоре они достали уже довольно симпатичные сростки кристаллов мориона и полевого шпата, и вдруг между ними увидели прелестные кристаллики розового топаза. Вот это удача!
- Санька, это наш звёздный час, запомни этот миг! Ничего, что эти кристаллики небольшие, с горошину; ты же понимаешь – там, где есть мальки щуки, можно и саму щуку поймать. Так что здесь, возможно, есть чудные камушки! Главное, любуйся, цвет какой редкий, обычно топазы бесцветные, а здесь розовые! Санька, чёрт драный, мы ведь с тобой жилу нашли!
Сергей Петрович радовался как мальчишка, в страшном возбуждении никак не мог успокоиться.
Да-а, это азарт, это редкая удача, такое не забудешь никогда…
Вскоре достали ещё несколько топазов, таких же мелких, с горошину и мельче. Но дальше уже требовались другие инструменты – каёлки, клинья, кувалда – лопатами и ножами здесь не управиться. Оба геолога увлечённо возились в самом низу шурфа, и вдруг сверху, как гром среди ясного неба, хриплый голос удивлённо помянул какую-то мать…
Мужики встали: над ними, на краю шурфа, замер весьма живописного вида мужичонка. Стоптанные кирзовые сапоги, выгоревшие на солнце солдатские штаны и бушлат без погон, старый солдатский ремень с прицепленной к нему сбоку фляжкой, солдатская пилотка со звёздочкой.
Давно небритая физиономия, навеки загоревшая, в уголке рта прилип окурок «Беломора». Санька почему-то подумал: такое ощущение, что с этим окурком он когда-то родился, и с ним всю жизнь не расстаётся, и в гробу будет лежать с ним же… Сколько лет мужичку – один Бог знает, ему может быть и сорок, и шестьдесят лет, не разберёшь. В руке сложенный пастуший кнут.
- Здорово, мужики, а вы кто будете?
- Геологи мы. Вот, работаем.
- И чего же ищете? Руду, али может, золото?
Мужики поднялись наверх, и поболтать, да и перекурить пора.
- Не, не руду, не золото, а вот топазы уже нашли – не удержался Санька и показал на ладони кристаллик. Пастух осторожно взял его, положил на ладонь и долго разглядывал.
- И чего же это такое?
- А это камень такой драгоценный.
- Нешто правда драгоценный?!
- Правда. Его, конечно, нужно ещё огранить, потом, глядишь, где-то в дорогое украшение вставят, будет роскошная вещь.
Пастух долго вертел камушек, внимательно разглядывая со всех сторон, и отдал Саньке.
- Драгоценный, говоришь? Не врёшь?
- А зачем мне врать, так и есть. Топаз называется.
Мужик с сомнением заглянул в шурф, почесал затылок и вдруг спросил: -  А знаешь ли ты, чей это огород?
Санька удивился: - Откуда же мне это знать, да и зачем?
- А я тебе расскажу. Ты роешь возле самого огорода Машки Морозовой, а она, между прочим, имеет четверых детей, работает дояркой, живёт без мужа, помер он два года назад. Вкалывает баба как лошадь, бьётся как рыба об лёд; поди-ка четверых накорми-напои, обуть-одеть надо. Живёт баба в крайней нужде, ты понимаешь, нет?
Геологи напряглись: куда он клонит? Может, потребует от них раскошелиться в пользу этой Машки?
Но финал был ещё интереснее: - И вот что получается, Машка-то у нас в деревне едва ли не самая бедная, всю-то жизнь в нужде живёт, а вы за её огородом драгоценные камни хотите найти?! Вы меня дураком-то не считайте, откуда за её огородом сокровищам взяться, коли она сама нищета?!
Я понимаю, драгоценные камни где могут быть – в Индии или там в Бразилии какой, где и люди-то совсем иначе живут, а здесь-то, у самой нищеты, им откуда взяться?
Он со злобой сплюнул и выругался.
- Мужик, ты что-то не то гонишь. Эти камушки Бог создал многие миллионы лет назад, когда здесь Машки ещё не было, так что причём здесь она?
- Да ладно вам трепаться, нашли дурака, так я вам и поверил! Тут ведь всё ясно, по смыслу можно понять – врёте вы всё!
Он опять выругался и пошёл.
Мужики переглянулись: - А интересная у него логика, ничего не скажешь.
- Хмурая логика; нормальным мозгам такого не понять. Однако, Санька, дело к вечеру, давай-ка зарывать шурф, а то как бы сюда кто не свалился, не надо брать грех на душу. После как-нибудь, Бог даст, всем отрядом сюда наведаемся, как следует здесь поработаем. Чует моё сердце, хорошие камушки можно будет взять.
Шурф закопали быстро, это легче, чем копать.
За ужином распили и бутылку самогонки, обмыли удачу. Переночевали, а поутру, едва рассвело, они уже были в пути, пора возвращаться к своим.


Рецензии
Александр, очень интересно! По тайге, тихо, чтобы ветка не хрустнула, да... Серьезное приключение, даже читать было страшно, а если зверь дикий? Про вулкан рассмешили, практичные мужчины, всерьез испугались, кто бы мог подумать, что поверят?!))) А розовые топазы просто обожаю, душу греют, такие славные. Если к хорошему ювелиру попадут- сказка получается. Мужичок с сигаретой, конечно удивил своей логикой, а портрет его просто великолепен, представила, да, такой запомнится. Военизированная деревня удивила, никогда не слышала о таком, Вам просто повезло, представила сельчан в шинелях да кирзовых сапогах, хоть кино снимай, колоритно как!
Со вкусом рассказ, правда аппетитный, с разносолами да самогонкой! Чудо, как хорошо получилось, с улыбкой, с интересом, Виктория.

Виктория Романюк   13.12.2023 17:17     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Виктория! Как видите, тема геологии и минералов никак не отпускает меня, уж слишком это интересно, есть что вспомнить...
С уважением Александр Макаров 6

Александр Макаров 6   13.12.2023 17:52   Заявить о нарушении
Александр, с нетерпением жду новинок, очень интересно пишите!!!

Виктория Романюк   13.12.2023 18:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.