Уроки поэтической Псалтыри

     Уроки поэтической псалтыри

   Надо ли преподавать в школах православие? Если преподавать, то на каком уровне и на каком материале?

   Я решила рискнуть и выбрала элективный курс по русскому языку  на текстах поэтической псалтыри. Канонический текст «Псалтири»  дети, конечно же, не читали. Многие даже не знали, что Псалтырь - это  книга Ветхого Завета,  сборник из 150 молитв для ежедневного чтения верующими православными христианами. В общем, отнеслись к курсу сначала настороженно. На уроках мы  выразительно читали и анализировали  лексический, стилистический и синтаксический строй языка текстов Псалтыри. Производили все виды разборов.
«Не понимаю!» - всё реже  звучало на уроках. А ведь мы работали с переложениями псалмов  русских поэтов 18, 19 и 20  веков! Г.Державина, М.Ломоносова,  А.С.Пушкина, Валерия Брюсова, Константина Бальмонта, Ивана Бунина и многих других авторов.

    Что привело в восторг учеников?
 - Поражает  богатство языка  поэтических псалмов... ,  особая  внутренняя композиция..., молитвенная выразительность, особый синтаксис...
 - Поэты органично вплетают в псалмы библейские словосочетания и отдельные стихи Давида..., лирическая сила очень близка оригиналу...
  - Необычный и своеобразный способ выражения мысли, очень хочется провести параллель с сегодняшним днём...

    Итоговый урок по элективному курсу провели в форме творческой мастерской. В качестве эпиграфа взяли слова псалма в поэтическом переводе Фёдора Глинки:
-Тревогой жизни оглушенный,
Мертвец средь пылких жизни лет,
Я жажду сладкого покоя...
    Ученикам предлагалось высказать  свою точку зрения и защитить её.

Я часто задумываюсь, что мне делать дальше в жизни и какой путь выбрать. Конечно, правильней было бы выбрать путь добра, светлый путь, но иногда бывает сложно совладать со своими желаниями или перебороть их. После многих ошибок стала задумываться: «А что со мной будет в будущем? (Лексика сохранена). Как сложится моя взрослая жизнь?» Ведь юные годы — это неосознанный выбор  действия. Чаще всего — это импульсы и минутные желания, а нужно учиться ими владеть... За ошибки, совершённые в юности, придётся расплачиваться в зрелые годы. (Юлия М.)

-Я жажду, чтобы люди  были добрее друг к другу, чтобы человечество забыло о зле. А когда будет добро, то будут и удача, и счастье, и покой. Милосердие будет жить в сердцах людей, уважение к старшему поколению, к их опыту и мудрости. Когда люди это поймут, тогда мир станет солнечным. Я жажду узнать, что ждёт меня впереди. Ведь каждый раз, когда я принимаю какое-либо решение, я меняю своё будущее. Каждый раз, выбирая дорогу, по которой буду идти, и, сворачивая с неё, я хочу знать, что ждёт меня за поворотом.
(Анастасия Д.)

-У всех людей в жизни есть тревоги. Самое страшное, что от обилия тревог-недугов устаёшь жить в самые «пылкие» годы своей жизни. Становится безразлично всё, хочется забиться в какую-нибудь норку и твердить: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу! И ты ощущаешь себя ровесником соседских бабушек, сидящих на лавочке и вспоминающих молодость.  В свои 14-16 мы не должны стареть душой. Если стало неинтересно жить и учиться, надо проанализировать свои поступки. Испытать себя на полиграфе: Что интересного ты сделал? Что полезного? Твой IQ? Может, пришло время, когда за спиной должны вырасти  крылья? Вот и появилась новая цель. И снова хочется жить! (Дарья Т.)

-Тревогой жизни «оглушён» сегодня каждый из нас. Неизвестность беспокоит многих. Тревожит она и меня, потому что неизвестно, какие сюрпризы преподнесёт жизнь. Бывает, что человек имеет всё: и кров, и пищу, а потом в один миг лишается всего. Богатые становятся бедными, здоровые — больными, счастливые — несчастными. Исходя из этого, считаю, что нужно жить и наслаждаться днём сегодняшним, уметь радоваться тому, что имеешь. (Олег Б.)

-Я нахожусь в таком возрасте, когда пора уже определиться в выборе жизненного пути. Так много в жизни дорог! Мне бы очень хотелось путешествовать по странам, изучать жизнь и нравы различных народов. Международным языком общения сегодня является английский язык, поэтому все свои силы я «бросила» на углублённое изучение этого языка, поэтому «сладкого покоя» я не жажду.  (Наталья М.)

-Я жажду благополучия в семье, спокойствия в душе, здоровья всем родным и близким. Если у них всё будет хорошо, то и моя душа  будет спокойна. (Ирина В.)
-Моя нынешняя  жизненная тревога связана с учёбой, с будущими экзаменами. Чтобы сдать экзамены, нужны знания, а чтобы были знания, нужно учиться. Меня тревожит будущее. Хочу, чтобы оно было лучше, чем у адмирала Нахимова. (Юрий С.)

-Я жажду спокойной, стабильной жизни в будущем. Чтобы оно наступило, надо устроиться на работу с хорошей зарплатой. Такая работа требует определённых знаний не только по школьным предметам, поэтому нужно не тратя времени даром  уже сегодня, закатив рукава,  закладывать  фундамент своего будущего. (Валерий К.)

-Я жажду хорошо учиться, только у меня это «хорошо» не получается. Хочу, чтобы люди  помогали друг другу в трудную минуту. Хочу быть СЧАСТЛИВОЙ!  (Анастасия Ф.)

-За этот учебный год я многое поняла и усвоила, зачем жить, трудиться, совершать добрые, поистине достойные уважения и внимания поступки. Всё это я узнала благодаря элективному курсу по русскому языку. Форма его проведения — изучение поэтических псалмов. Они несут нам полноту духовной и земной жизни, для некоторых являются источниками внутренней энергии, однако не все могут их понять в силу своей некомпетентности.  Каждый псалом имеет индивидуальный стиль написания, но все объединены общим смыслом: стихи призывают  людей соблюдать душевное равновесие, любовь и добрые мысли по отношению к ближним, верить в Бога и в трудную минуту просить Его о помощи. Господь всё  и всех видит и слышит. Для того, чтобы  Он нам помог, мы должны искренне молить Его. Хочу обратиться ко всем ребятам: Любите, жалейте, помогайте и уважайте всех так, как это делает Он, Всевышний.  (Екатерина Л.)

      P.S. Нисколько не жалею, что взяла для подготовки к экзаменам по русскому языку данный элективный курс: «Уроки поэтической псалтыри». Я руководствовалась тем, что Книга псалмов - « это общедоступная лечебница, общественная сокровищница наставлений, неодолимый щит, веяние воздуха...». Цель изучения  — сделаться добрыми учениками всего выше перечисленного.
      Ребята изучали не только грамматику, морфологию и другие разделы  русского языка, но и духовную литературу, которая не  только учит нравственности и развивает память (мы многое учили наизусть), но ещё и воспитывает. Главное, у ребят появилась потребность письма..., желание записать  мысли и поделиться ими с друзьями.


Рецензии
Как дети повзрослели и поумнели. Вы многое сделали, чтобы они стали на этот путь.
Спасибо за это Вам и от меня.
Иван

Иван Цуприков   09.04.2022 17:54     Заявить о нарушении
Иван, день добрый!

Благодарю за прочтение и отзыв,
за комплимент современным ученикам и мне.

С признательностью,

Котенко Татьяна   10.04.2022 14:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.