У авиации опали крылья
…А у авиации стали опадать крылья..
Прошло уже два месяца после аварии самолёта АН-2, а в редакции районной газеты, продолжают звучать отголоски тех событий. Сразу после публикации в «Заре» очерка «Самолёты тоже теряют крылья» (№ 151 от 28 декабря прошлого года ) в редакцию позвонили несколько человек и высказали автору претензии, что не упомянул он о случаях откровенного мародёрства, когда во время спасения пассажиров из рухнувшего самолёта, некоторые «спасатели» старались прихватить с собой ещё и раскатившиеся по салону бутылки с водкой.
На днях редакция получила письмо из Согры от А. А. Каменевой, одной из пассажирок того злополучного рейса. В нём, на семи листах, подробно описывается, как они взлетали и падали вместе с внучкой и другими пассажирами. В предыдущем очерке события уже описывались с её слов, но невозможно удержаться, чтобы не процитировать некоторые фрагменты письма.
«Я 45 лет прожила в Северодвинске, - пишет Анна Аполлоновна, - но в Горку, где жили мои родители, приходилось часто летать. Самолёт для меня был привычным транспортом. Вот и в этот раз летела с внученькой, которую с трёхмесячного возраста воспитываем. К окулисту в город её возила.
Только никогда прежде не испытывала я подобной тревоги, как в этот раз. Когда по лесенке в самолёт поднималась, мне в мозгу словно кто нашёптывал: «Садись с правой стороны, с правой…» Я так и сделала, может быть потому и живы обе остались…
Когда самолёт на землю грохнулся и я это в окно увидела, я девочку крепко-крепко к себе прижала, закрыла глаза и думала только о том, что вот сейчас самолёт взорвётся, и мы все в угольки превратимся…
Когда самолёт на землю грохнулся, всё закрутилось, полетело. Я открыла глаза и вижу, что все живые, только кто лежит, кто сидит…Стоны, крики, страшные вопли..
А внученька моя лежит недалеко на животике между грузом. Живая ли ? Я и дотянуться до неё не могу, ноги багажом придавлены. Понемногу все зашевели-лись, сумки свои стали искать, а я кричу «Спасите ребёнка !» , только каждый о своём думал. Не знаю что бы было с девочкой, если бы не помог молодой человек, оказавшийся рядом, Шумилов его фамилия, он из Ламбаса. Он рывком поднялся сам, вызволил девочку и передал её в кабину пилотов, а те уже и на землю её спустили. А тут бензин стал по полу разливаться…Дверь стали топором с улицы открывать, минут, может, 20 вырубали.
Анна Аполлоновна пишет в письме слова благодарности врачам, медсёстрам, всему обслуживающему персоналу районной больницы за очень внимательное отношение к пострадавшим в аварии, за квалифицированную помощь. Отдельную благодарность выражает она заведующему хирургическим отделением С. В. Терехову за немедленную информацию о судьбе и самочувствии внучки (« ведь не о себе думалось в первые – то минуты, а о ней, как там, всё ли в порядке?»). Слова признательности передаёт она и электрику больницы за любовно сделанную им тросточку, с помощью которой пострадавшая могла передвигаться. « С этой тросточкой я отправилась в аэропорт после выписки, - пишет Анна Аполлоновна – но силы меня покинули и смогла дошагать только до исполкома (дом районной администрации. Ред.). Что делать? - Пошла туда. На первом этаже на меня обратил внимание человек среднего возраста:
«Вы - потерпевшая с самолёта?» - спросил он.
«Да», - отвечаю, а у самой слёзы из глаз. Он помог мне подняться на второй этаж, показал дверь нужного кабинета, где помогут помочь. Там меня сразу же окружила вниманием группа людей и было сказано: «Немного погодите и мы вас отвезём на машине в Горку».
Анна Аполлоновна от всей души благодарит сотрудников районной админи-страции: А. А. Вешнякова, первого заместителя главы А. К. Стецюка, архитектора района, «того человека, что помог подняться», «девушек, что тут работают и неоднократно чаем меня поили». « Я теперь со всей уверенностью могу сказать, что руководство у нас отличное, внимательное к трудящимся, и пусть хоть жизнь у нас тяжёлая, но мир не без добрых людей», - делает она вывод. Отдельно благодарит она и женщин аэропорта за оказанное внимание и принесённые в больницу передачи, желает им здоровья и удачи во всём. А в завершении письма интересуется у редакции (больше не знает, у кого спросить), кто бы мог компенсировать ущерб, нанесённый здоровью, кто возместит моральный урон. «Ведь в стряхнутом организме каждый орган переболел, и это жутко, - пишет она, - а физические телесные повреждения могут многие годы сказываться на моём здоровье».
Этот вопрос мы переадресовали прокурору района А. И. Малееву. И вот что он ответил: - По всем правилам Котласское авиапредприятие обязано возместить материальный ущерб пострадавшим, расходы , связанные с лечением. Но добровольно вряд ли это скоро будет сделано – в долгах предприятие, как в шелках. Когда же будет рассмотрено уголовное дело и принято судебное решение о возмещении ущерба – пройдёт достаточно много времени. Поэтому наиболее реальный шаг, который может сделать каждый пострадавший в аварии, это подать заявление в суд на Котласское авиапредприятие, о возмещении материального и морального урона. Этот урон должен быть компенсирован.
Вместе с подломившимися крыльями у самолёта АН-2 в начале декабря, словно стали опадать крылья и у всей авиации района. Сегодня не гудят в аэропорту самолёты, не снуют пассажиры, и всё аэродромное хозяйство стало напоминать огромного медведя, завалившегося в берлогу на зимнюю спячку. Только - тревога в душе – не появятся ли лихие люди, коих много сейчас развелось, не начнут ли растаскивать десятилетиями создаваемое предприятие. Без авиации-то нам пока никак не прожить. И скорая весна с неизменной распутицей позовёт самолёты в небо.
*****
Районная газета «Заря» № 15, от 8 февраля 1996 года.
Владимир Фокин.
Свидетельство о публикации №219071100674