У авиации опали крылья

    
…А  у  авиации  стали опадать крылья..
 
     Прошло уже  два месяца после аварии самолёта  АН-2, а в редакции районной  газеты, продолжают звучать отголоски тех событий. Сразу после публикации в «Заре»  очерка «Самолёты тоже теряют крылья» (№ 151 от 28 декабря прошлого года )  в редакцию позвонили  несколько человек и высказали автору претензии, что не упомянул он о случаях  откровенного мародёрства, когда во время спасения пассажиров из рухнувшего самолёта, некоторые  «спасатели»  старались прихватить с собой ещё и раскатившиеся по салону бутылки с водкой.
     На днях редакция получила письмо из Согры от А. А. Каменевой, одной из пассажирок того злополучного рейса.  В нём, на семи листах, подробно описывается, как они взлетали и падали вместе с внучкой и другими пассажирами. В предыдущем  очерке события уже описывались с её слов, но невозможно удержаться, чтобы не процитировать некоторые фрагменты письма.
  «Я 45 лет прожила в Северодвинске, - пишет  Анна Аполлоновна, - но в Горку, где жили мои родители, приходилось часто летать.  Самолёт для меня был привычным транспортом.  Вот и в этот раз летела с внученькой, которую  с трёхмесячного возраста воспитываем.  К окулисту в город её возила.
    Только никогда прежде не испытывала я подобной  тревоги, как в этот раз. Когда по лесенке в самолёт поднималась, мне в мозгу словно кто нашёптывал: «Садись с правой стороны, с правой…» Я так и сделала, может быть потому и живы обе остались…
     Когда самолёт на землю грохнулся и я это в окно увидела, я девочку крепко-крепко к себе прижала, закрыла глаза и думала  только о том, что вот сейчас самолёт взорвётся, и мы все в угольки превратимся…
     Когда самолёт на землю грохнулся, всё закрутилось, полетело.  Я открыла глаза и вижу, что все живые, только кто лежит, кто сидит…Стоны, крики, страшные вопли..    
      А внученька моя лежит  недалеко на животике между грузом.  Живая ли ? Я и дотянуться до неё не могу, ноги багажом придавлены.  Понемногу все зашевели-лись, сумки свои стали искать, а я кричу «Спасите ребёнка !» , только каждый о своём думал.  Не знаю что бы  было с девочкой, если бы не помог молодой человек, оказавшийся рядом, Шумилов его фамилия, он из  Ламбаса. Он рывком поднялся сам, вызволил девочку и передал её в кабину пилотов, а те уже и  на  землю её спустили.  А тут бензин стал по полу разливаться…Дверь стали топором с улицы открывать, минут, может, 20 вырубали. 
     Анна Аполлоновна пишет в письме слова благодарности врачам,  медсёстрам, всему  обслуживающему  персоналу районной  больницы за очень внимательное отношение к пострадавшим в аварии, за квалифицированную  помощь.  Отдельную благодарность выражает она заведующему хирургическим отделением С. В. Терехову за немедленную  информацию о судьбе  и самочувствии внучки  (« ведь не о себе думалось в первые – то минуты, а о ней, как там, всё ли в порядке?»). Слова признательности передаёт она и электрику больницы за любовно сделанную  им тросточку, с помощью которой  пострадавшая могла передвигаться.   « С этой тросточкой  я отправилась в аэропорт после выписки, - пишет Анна Аполлоновна – но силы меня покинули  и смогла дошагать только до исполкома (дом районной администрации. Ред.). Что делать? - Пошла туда.  На первом этаже на меня обратил внимание человек среднего возраста:
 «Вы - потерпевшая с самолёта?»  - спросил он.
 «Да», - отвечаю, а у самой слёзы из глаз.  Он помог  мне подняться на второй этаж, показал дверь нужного кабинета, где помогут помочь.  Там меня сразу же окружила вниманием группа  людей и  было сказано:  «Немного погодите и мы вас отвезём на машине в Горку». 
     Анна Аполлоновна  от всей души благодарит сотрудников районной админи-страции: А. А. Вешнякова, первого заместителя главы  А. К. Стецюка, архитектора района, «того человека, что помог подняться»,  «девушек, что тут работают и неоднократно чаем меня поили». « Я теперь со всей уверенностью могу сказать, что руководство у нас отличное, внимательное к трудящимся, и пусть хоть жизнь у нас тяжёлая, но мир не без добрых людей», - делает она вывод.  Отдельно благодарит она  и женщин аэропорта за оказанное внимание и принесённые  в больницу передачи, желает им здоровья и удачи во всём. А в завершении письма интересуется у редакции (больше не знает, у кого спросить), кто бы мог компенсировать ущерб, нанесённый здоровью, кто возместит  моральный урон. «Ведь в стряхнутом организме каждый орган переболел, и это жутко, - пишет она, - а физические телесные повреждения могут многие годы  сказываться на моём здоровье».
Этот вопрос мы переадресовали прокурору района А. И. Малееву.  И вот что он ответил:  - По всем правилам  Котласское  авиапредприятие обязано возместить материальный ущерб пострадавшим, расходы , связанные  с лечением. Но добровольно вряд ли  это скоро будет сделано – в долгах предприятие, как в шелках.  Когда же будет рассмотрено уголовное дело и принято судебное решение о возмещении ущерба – пройдёт достаточно много времени.  Поэтому наиболее реальный шаг, который может сделать каждый пострадавший в аварии, это подать заявление в суд на  Котласское авиапредприятие, о возмещении материального и морального урона.  Этот урон  должен  быть компенсирован.
     Вместе с подломившимися крыльями у самолёта АН-2 в начале декабря,  словно стали опадать крылья  и у всей авиации района.  Сегодня не гудят в аэропорту самолёты, не снуют пассажиры, и всё аэродромное хозяйство стало напоминать  огромного медведя, завалившегося в берлогу на зимнюю спячку.  Только -  тревога в душе – не появятся ли лихие люди, коих  много сейчас развелось, не начнут  ли растаскивать десятилетиями создаваемое предприятие. Без авиации-то нам пока никак не прожить.  И скорая весна с неизменной распутицей позовёт самолёты в небо.

*****
Районная газета  «Заря»   №  15, от 8 февраля 1996 года. 
Владимир  Фокин.
          


Рецензии