Отзыв на книгу Некоторые не попадут в ад

Роман-фантасмагория. Так написано на обложке. Почему? Может оттого, что вся война в Донецке, те события выглядят как нечто несуразное, нереальное, напоминающее бред? Может так. Но только для участников событий на востоке Украины данная фантасмагория - реальность, даже обыденность. Люди привыкают жить в войне.

О чём написал Прилепин? Он написал о своём друге, тоска по которому затмевает всё остальное. Раскрыл изнанку жестоких событий, научил видеть светлое среди грязи, капли радости в океане горя. Рассказал о мире, который сложно представить, не побывав там. Мир войны, где учишься с насмешкой относиться ко всяким бедам, переступая их. Тут даже смерть не так страшна; имеет значение лишь идея. Здесь жизнь ощущаешь во всех её красках сразу, целиком проглатывая, запихивая в себя каждую эмоцию, цепляясь за любую мелочь, боясь, что можешь не успеть.

Этот роман наверняка не всем придётся по нраву. Найдутся те, кто отшвырнут от себя книгу и побегут в туалет, сдерживая рвотные порывы. Как следует проблевавшись, начнут громко возмущаться. А Захар (я это отчетливо вижу) усмехнётся печальными глазами, в глубине которых тлеет гаснущая любовь, и покачает головой.

Но вряд ли отыщется тот, кто не будет очарован писательским стилем. Мастер Прилепин. Он ласково взял меня под локоть, усадил в мягкое кресло, сам сел напротив на аскетичный табурет и сказал: «Мне просто надо этим поделиться. Выслушаешь? Выслушаю. Дело было так.»
И, как волшебник, начал вытягивать из чудесного мешка запахи донецкого поля, смех солдат и офицеров, мающихся в окопах, свист летящего снаряда, ночную тишину, разговоры, веру в успех, далёкую северную страну, гневные лозунги несчастного неприятеля и горсть отчаянной свободы. Разложил передо мной фотографии своих товарищей. «Братья мои, ассасины.» А после, аккуратно, достал фотографию Захарченко и бутылку водки. «А это наш Батя. Выпьешь? Не чокаясь». И я выпил. Сначала водку, а затем и всю историю. Даже не поперхнулся. Мягко зашла.

И теперь я точно знаю, что далеко не все попадут в ад. Просто потому, что некоторым там не место.


Рецензии