Перхта, Крампус, Габергейс

Три слова, звучащие, как заклинание, — и ни одно из них не понятно, что и не удивительно. Все они очень старые персонажи карнавальных гуляний, происходивших с давних времен на территории современной Европы. Но, если мы не побоимся упреков в очень упрощенном переводе на русский язык, эти три загадочных слова звучат просто и знакомо: Баба Яга, Коза-Дереза и Рождественский черт.

И все-таки, кто же они и какая роль была предназначена этим персонажам?

Перхта (отсюда женское имя Берта, т. е. "светящаяся, блестящая")когда-то у германцев считалась божеством, связанным одновременно с плодородием и смертью. Она же была богиней зимы. В народных верованиях Перхта выступает двояко: в Северной Германии народное поверье представляет ее красавицей, "белой, как снег", существом добрым и благожелательным, а в Южной Германии она — злая старая ведьма, которой пугают детей.

Вот, например, в австрийском горном Тироле, где вера в Перхту очень жива, она предстает маленькой старушонкой с морщинистым лицом, растрепанными волосами, яркими живыми глазами и длинным крючковатым носом. Одета она в старые рваные лохмотья. Одна ее нога — гусиная, а длинный нос - железный.

Издавна в народе — и особенно в Альпах — отмечался день Перхты (так наз. "Berchtentag"). Традиционной датой праздника является 6 января — Малое Рождество. Кстати, считается, что и имя города Берхтесгаден, горнолыжного курорта, расположенного в Баварии на границе с Австрией, тоже происходит от имени Перхты/Берты.

Народные предания Баварии и Австрии рассказывают о том, что Перхта обычно бродит в свой день вместе со своей свитой по сельской местности и к тому же имеет обыкновение заходить в дома.

Войдя в дом, Перхта проверяет, хорошо ли хозяева убрали дом перед Рождеством, а также узнает, хорошо ли вели себя дети в течение года, были ли послушными. Если да, то на следующий день дети находят маленькую серебряную монету у себя в башмаке или ведерке. Если нет, то им угрожает страшная кара: Перхта грозится вспороть им животы и набить их соломой и галькой. Из корзины за спиной у Перхты торчат обычно чьи-то ноги (хочется верить, что бутафорские, но кто ж проверит!? )).

В свите Перхты обязательно присутствует Габергейс ("Habergeiss"; баварск."Habergoass"). Это помесь козы с козлом с лошадиными копытами, но это может быть и птица с рогами и резким козлиным голосом.

Этот демонический образ занимает важную роль в фольклоре Баварии, Австрии, немецкой Швейцарии и далеко за пределами этих немецкоязычных стран! Габергейс — очень древний персонаж, повсеместно распространенный на всей территории Европы.

И когда в России говорят:

"Идёт коза рогатая за малыми ребятами..." ,

а на Украине

"Я коза-дереза,
За три копи куплена,
Півбока луплена!
Тупу-тупу ногами,
Сколю тебе рогами,
Ніжками затопчу,
Хвостиком замету, —
Тут тобі й смерть!"

то имеют в виду тот же фольклорный образ.

Габергейс носит за спиной "цистль" („Zistl“) — корзину, какую обычно можно увидеть у крестьян. В эту корзину козел забирает непослушных детей.

Карнавальное облачение Габергейса достаточно узкое, но очень часто превышает два метра, что выглядит непривычно и устрашающе.

Мы встречаем Козу-Дерезу в рождественской свите Перхты в паре с Крампусом.
Крампус, пожалуй, самый выразительный персонаж в карнавальном шествии. Там, где проходят «крампусианы», т.е. рождественские шествия крампусов, там шум, звон, крики. С наступлением темноты на улицах появляется множество людей, одетых в звериные шкуры и страшные маски с рогами и клыками. Многие из них увешаны цепями, коровьими бубенцами и прочими "шумными” железками. Ряженные под крампусов молодые люди пристают к прохожим, пугают детей и создают на улицах максимум неразберихи.

Кто же такой Крампус? Это «полукозел, полудемон» — в общем, козлорогое существо, сплошь покрытое мохнатой бурой или черной шерстью. У него красное лицо с длинным, висящим изо рта заостренным языком, одна нога — козлиная, с копытом, а другая — человеческая.

Обычно Крампус носит с собой цепи.  Для достижения большего жуткого эффекта он постоянно звенит ими. Цепи обычно дополняются колокольчиками разных размеров. Обязательным атрибутом Крампуса является и связка березовых розог, которыми он стегает непослушных детей. Розги могут заменяться хлыстом. Часто его видят с корзиной или мешком за спиной, куда он пытается засунуть хулиганистых мальчиков, чтобы хорошенько наказать их.

Упоминания о Крампусе имеются ещё в дохристианском германском фольклоре, во временах языческих. Крампусы олицетворяли злых духов зимы и своим страшным видом напоминали людям об ее неизбежном приходе, о наступлении долгого, холодного и темного времени года. День Крампуса, отмечается в ночь с 5-ого на 6-ое декабря. А день 6 декабря,  как известно, является днем Святого Николая — европейского Деда Мороза, непременным спутником которого Крампус является. В отличие от Санта-Клауса, который дарит хорошо воспитанным детям подарки, Крампус наказывает детей плохих.

Рождественские шествия проходят в селениях и небольших городках, как, впрочем, и в городах больших — везде. Их ждут, к ним готовятся заранее. Участники действа одевают меховую одежду, сшитую специально для такого случая, на ноги тяжелые ботинки, а на лицо – козлиные маски с рогами. Потом, стуча палками и звеня цепями и колокольчиками, они идут по улицам, посещая те дома, в которых есть маленькие дети.

Вот некоторые воспоминания тех детей, ставших взрослыми немцев и австрийцев о своих переживаниях, связанных с Крампусом.

«Я долго жил в Австрии и помню, что часто у нас по городу разгуливали Крампусы. Это один из самых страшных моментов, пережитых мною, когда я был ребёнком. Это также один из самых крупных выбросов адреналина, потому что угроза достаточно реальна. Однажды Крампус увидел моих друзей и меня и стал гнаться за нами. Мы перепрыгнули через забор и побежали через задний двор, но Крампус всё равно бежал следом. Если он вас поймает, он обычно хорошенько отхлестает тебя по ногам, и да, это больно. И это действительно страшно. Я так и не могу забыть этот ужас, пережитый в детстве…»

«Я австрийка и хорошо знакома с Крампусом, потому что в детстве он несколько раз колотил меня, правда, не больно».

«Моя семья жила в Германии, когда я был маленьким. У меня с моими братьями и сёстрами каждое Рождество была прекрасная возможность познакомиться с Крампусом. И для ребёнка это было действительно страшно! Крампус приходил к нам в дом, мы выстраивались в ряд, и он задавал нам вопросы, хорошо ли мы вели себя в течение года. У него был большой мешок, из которого торчали какие-то детские ручки и ножки. Крампус бил, по этому мешку кнутом и рычал. О, поверьте, нам очень не хотелось оказаться в этом мешке!»

*********************

Перхта, Крампус, Габергейс - как и прочие фольклорные участники рождественских гуляний длиною в месяц — проходя по улочкам селений, веселя и развлекая народ, (но и наказывая тех, кто это заслужил) были персонажами уходящего года. Они должны были забирать с собой все плохое, что случилось за это время, оставляя людям только добро и радость, чтобы те могли взять их в наступающий год ..


Рецензии