Критическая статья

Прискакали как-то раз гусары в таверну. Видят – в таверне, помимо мужиков, сидит за столом волк. Что такое? Как это может быть? Подходят гусары к волку, а волк на них взгляд поднимает.

– Ишь, – говорит, – разоделись аки девицы.

Один из гусаров вспыхнул от такой дерзости и достал саблю.

– Посмотрим, – молвил, – Как ты теперь заговоришь!

А волк достал из кармана пистолет.

– Нет, голубчики, – улыбнулся, – Не выйдет!

Вот такой рассказ я недавно прочитал в газете. Авторство я не буду указывать, однако давайте разберём это творение все вместе. Во-первых, что особенно бросается в глаза, все диалоги прописаны по одному шаблону. Во-вторых, мы не понимаем из этой истории решительно ничего. Единственное, что подано хорошо, как заметил один мой коллега, это эпоха и место действия. Говорит, одним первым предложением нам дали понять всё, что порой и иных писателей занимает целую главу. С другой стороны (это уже моя мысль), это и не роман о семи томах, а какой-то жалкий анекдот. Посему стоило ли описывать, что стояла осень, что было это в Речи Посполитой на рубеже XV-XVI веков? Стоило ли давать имена гусарам?

Что я ещё заметил – проблему с восприятием предложения, когда гусары подходят к волку. В моём сознании сие предложение правильно зазвучало только со второго прочтения, а именно: гусары подходят к волку, а он в этот же момент поднимает на них взгляд. Думаю, автор заложил такую мысль. В общем, это даже не имеет значения. Суть вы поняли. Потом – уже в другой газете – я имел удовольствие прочесть нижеизложенное:

«Регина и Сергей Сергеевич часто проводили вместе время. Слишком уж часто, как считал Завистливый Джон. Завистливый Джон желал, чтобы Регина обращала внимание на него, а не на Сергея Сергеевича, хотя в этом не было никакой нужды, потому что Завистливый Джон всё равно ни за что бы не решился хоть как-то подступиться к Регине.

Что касается Александра Александровича, то он так хорошо врезал Алексею Алексеевичу, что у Алексея Алексеевича отскочило отчество, и с тех пор он стал просто Алексеем.  Иван Иванович и Николай Николаевич очень над ним потешались. Андрей Андреевич, тот самый, кстати, не спешил потешаться над Алексеем, потому что боялся неизвестно чего. Как можно бояться неизвестно чего? Очень просто, ведь оно – это мало ли что!»

Мне очень понравился момент про отчество, залихватски автор это придумал, а? А ещё Завистливый Джон, думаю, в каждом из нас спит свой Завистливый Джон, и нам следует как следует за ним следить. Я бы мог написать: “надлежит как положено за ним приглядывать” или “его контролировать”, но я не сделал этого намеренно, тут уж не вам меня судить.

Что ещё можно сказать? Не понятно, какой тот самый Андрей Андреевич. Но, возможно, это сделано специально для того, чтобы ввергнуть читателя в замешательство. Это хорошо. Недоумевающий читатель – отличная находка для нас. Один мой знакомый очень недоумевает по любому поводу, что в своё время очень смешило, а теперь вызывает лишь горькую усмешку.

Что ж, давайте я вам предоставлю ещё одну газетную, так сказать, вырезку. Но уже с таким условием: анализ этого произведения вы выполните самостоятельно.

Ленни старался усердно работать, чтобы тем самым заполучить одобрение начальства и восхищение коллег. Однако, как выяснилось, заработал он только кишечный грипп и весьма прохладное к себе отношение. Тогда Ленни решил не есть весь день, чтобы всем продемонстрировать собственную самоотверженность и героизм. Но это осталось незамеченным. Лишь воробьи на ветках видели, как брёл усталый Ленни после работы, но и то вряд ли могли ему посочувствовать. В этом мире слишком мало добра, чтобы оставаться добрым. И всё же надежда есть. Хотя и необъяснимая.


Рецензии