Чёрный квадрат Малевича Тайна символа. Супрематизм

1. Когда Казимир Малевич написал «Чёрный квадрат», он был потрясён настолько, что, по его словам, он несколько суток не мог есть и спать. 

Это было начало нового направления  в авангардистском искусстве, получившее название -  «супрематизм». Суть его - в  выходе из реального мира в мир энергий цвета и простых форм, лишённых обычного смысла. *

Супрематические картины — практически оторванная от реального мира беспредметная живопись, основанная на энергетике цвета и простейших геометрических фигурах, т.н. акт «чистого творчества».

И цвет, и фигуры, казалось бы, реально ничего не выражают, они лишены смысла, превращены в непонятные символы. Но именно поэтому они в обход разума и сознания  сильнейшим образом воздействуют на подсознание зрителя, то есть внедряют в него определённые  чувства и установки, по сути, зомбируют человека. Каким образом??!
Всё дело в символах.

2. Символ – это знак некой идеи  и цепь её образов в иных мирах

«Одно из определений «Символа». Символ (др.-греч. <условный> знак, сигнал») — это условный знак идеи и бесконечной цепи её образов, существующих в подсознании, сознании и сверхсознании человека, а также вне его -   в реальном, материальном, чувственном, мысленном, инфернальном (мире падших духов),  духовном, Божественном мире, со всеми их связями, ассоциациями и энергетикой тех миров, в которых явлен этот символ.

Изображая какой-либо символ или используя его в своей жизни, мы вольно или невольно активируем всю цепь образов, явлений, энергий и сил Божественных или демонических, связанных с этим символом, и вовлекаем их в свою жизнь.
И в ответ к нам через символы идут сигналы, информация и мощные силы и  энергии, положительные или отрицательные, в зависимости оттого какие символы  мы используем и  с какими мирами соединяемся.

Одни силы и энергии нас возрождают и укрепляют, другие - включают процессы  распада и уничтожения, поскольку через символы открываются каналы, окна  и точки входа-выхода в духовный (ангельский и Божественный) мир  или в мир падших духов (инфернальный, демонический).
 Именно из этих миров происходит воздействие на нас   мощных сил и энергий - созидающих или разрушающих.
   
Посмотрим, с какими Мирами соединён Чёрный квадрат Малевича, дыханием каких духов пронизан и какими энергиями он воздействует на зрителя.
 
3. У большинства народов мира и во многих религиях

1) круг - символ бесконечного, Небесного. Квадрат - символ конечного земного, материального, приземлённого;
2) чёрный цвет – символ тьмы, тёмных сил,  диавола, демонов, бездны, мрака, символ печали, траура, смерти, стремления вниз, бунтарства, отречения, разрушения, разложения, негативных эмоций и чувств («чёрная зависть» и др.). **

Исходя из вышесказанного, Чёрный  квадрат (прямоугольник) можно определить как символ тёмных сил и бездны, ограниченных земным  временем.  А это наводит на мысль, что «Чёрный квадрат» Малевича - это символ низвергнутого на землю люцефера с тучей демонов и бездной тёмной  мощной отрицательной энергии.

Но может быть мы всё слишком «демонизируем», и это просто невинные творческие эксперименты художника?! )

Что ж, проанализируем «философское» обоснование Супрематизма и  «Чёрного квадрата»,  приводимое Казимиром Малевичем.

4. 1) Свою «философию Супрематизма»  Малевич изложил к 1927г. Он пишет, что С. — это высшая ступень Искусства, сущность которого беспредметность, осмысленная как чистое ощущение и чувствование, вне какого-либо подключения разума.

(С.Л.) Разум отключен, когда отключено сознание и человек воспринимает информацию Сверхсознанием или подсознанием. 
Возникают естественные вопросы: На что же действует С. искусство? На Сверхсознание, связанное с Божественным миром, или на подсознание, связанное с миром инстинктивно-животным и демоническим?  К какому миру через С. картины подключается человек – к Божественному или инфернальному (миру падших духов)?

   2)  К. Малевич  пишет, что искусство, расставшись с миром образов и представлений подошло к пустыне, наполненной «волнами беспредметных ощущений», и попыталось в супрематических знаках запечатлеть ее. Малевич признается, что ему самому стало жутко от открывшейся бездны, но он шагнул в нее, чтобы освободить искусство от тяжести и вывести его на вершину.

(С.Л.) Противоречие, если он «шагнул в бездну», то он пал в её глубины вместе со своим искусством)), ибо в какой духовной бездне находится  автор, в той же бездне его искусство. О  какой «вершине в бездне» может идти речь?

3) В этом своем почти мистико-художественном погружении в «пустыню» всесодержащего и изначального Ничто (за нуль бытия) он ощутил, что сущность не имеет ничего общего с видимыми формами предметного мира — она совершенно беспредметна, безлика, без-образна и может быть выражена только «чистым ощущением». ====

(С.Л.) Погружаясь в бездну и пустыню «Ничто», невозможно ощутить  сущность, но можно  обнаружить беспредметную, безликую, без-образную тёмную энергию и такие же силы.

Истинная Сущность только в БОГЕ и выражает себя в Ипостасях, которые являют себя в Ликах.  И всякая иная сущность имеет, с разной степенью выраженности, образ Божий. И только зло, само по себе, сущности не имеет, оно безОбразно и безобрАзно.

Божественный, ангельский и демонический мир не имеют =видимой формы предметного мира=, однако это не значит, что не имеют с ним ничего общего и не могут себя в нём явственно, видимо проявлять. Напротив, это происходит постоянно.

Тем более странно было бы  предполагать, что Божественная сущность не может являть себя в Ипостасях, Образах и Ликах. Но эти Образы  никак не связаны с бездной и  пустыней, с которой М. ассоциирует сущность.

3) «Супрематизм есть та новая, беспредметная система отношений элементов, через которую выражаются ощущения... Супрематизм это тот конец и начало, когда ощущения становятся обнаженными, когда Искусство становится как таковое без-ликое». И если сама жизнь и предметное искусство содержат только «образы ощущений», то беспредметное искусство, вершиной которого является С., стремится передать только «чистые ощущения».

(С.Л.) Важнейший вопрос –  «чистые ощущения» (в смысле - лишённые связи с объектами и субъектами)  супрематического искусства по своей природе, действительно ли «чистые» или на них лежит отпечаток духовного падения, первородного греха и влияния тёмных сил?  Ощущения ненависти, зла, страха, отчаяния, паники, бессмысленности, безнадежности  и пр. негативные эмоции, навеянные силами тьмы, легко передать через С. энергетику цвета и комбинацию простейших форм.

Но как  такими скудными, земными  средствами – примитивными формами и цветом можно передать ощущение близости БОГА, Его любви, благодати? Как?
Это возможно сделать только через Лики ХРИСТА, Пресвятой Богородицы, Святых, через образ истинно верующего человека.  Любое высокое чувство и ощущение можно передать только через лик личности. 

Ощущения от  Божественного или демонического - беспредметны, но принципиально различны, и одни свидетельствуют о приближении к Раю, другие – к аду. Безликость и безОбразность чужды Божественному миру, и в духовно здоровом человеке может вызвать только негативные свойства - ощущение близости тьмы и опасности.

4) Изначальный первоэлемент С. — черный квадрат на белом фоне — по Малевичу «есть форма, вытекшая из ощущения пустыни небытия».

(С.Л.) Вот и прояснилось, «пустыня небытия» - это не Царство БОЖИЕ, где всё разумно, личностно, деятельно, сущностно, наполнено любовью, благодатью, вечной жизнью.
Пустыня небытия – это бездна ада, именно там вечное и беспросветное небытие, смерть, символом которого, как утверждает художник,  и является чёрный квадрат, «форма, вытекшая из ощущения пустыни небытия».

5) В С. теории Малевича важное место занимает понятие «безликости», стоящее у него в одном ряду с такими понятиями как беспредметность и безобразность.

(С.Л.) Беспредметность не значит безликость и безобразность, но все три определения – характеристика падших духов, не имеющих ликов и истощивших во зле Образ БОЖИЙ, присущий в разной степени каждой твари. 

6) С. означает в широком смысле отказ искусства от изображения внешнего вида предмета (и человека), его видимой формы. Ибо внешний вид, а в человеке лицо, представлялся Малевичу лишь твердой скорлупой, застывшей маской, личиной, скрывающей сущность. Отсюда отказ в чисто супрематических работах от изображения каких-либо видимых форм (=образов=ликов), а во «второй крестьянский период» (к. 20 — нач. 30-х гг.) — условно-обобщенное, схематизированное изображение человеческих фигур (крестьян) без лиц, с «пустыми лицами» — цветными или белыми пятнами вместо лиц (без-ликость в узком смысле). Ясно, что эти «без-ликие» фигуры выражают «дух С.», пожалуй, даже в еще большей мере, чем собственно геометрический супрематизм. Ощущение «пустыни небытия», бездны Ничто, метафизической пустоты здесь выражено с не меньшей силой, чем в «Черном квадрате». И цвет (часто яркий, локальный, праздничный) здесь только усиливает жуткую ирреальность этих образов.

(С.Л.) Эти «безликие» фигуры выражают в искусстве не только «дух супрематизма», но и дух «сатанизма» - дух, лишённый Ангельского Лика и Образа БОЖЬЕГО.
В своё время падший  в бездну нечистый дух, и шагнувший  в бездну Малевич через С. лишают человека важнейшего сущностного свойства – личности, как лика и образа БОЖЬЕГО.

На С. полотнах Малевича  изображение человеческих фигур без лиц, вместо которых  цветные пятна, по сути, нЕлюдей и нежити, как манифест отрицания человека, несущего в себе образ БОЖИЙ и Лик ХРИСТА.

Куда уж яснее и явственнее показано под чьим влиянием находился Малевич и из каких бездн ада возникло это направление – супрематизм.

7) «Черный квадрат» называют иконой С., но «Без-ликие» крестьяне основателя С. могут претендовать на именование супрематической иконой в не меньшей, если не в большей мере, чем «Черный квадрат».

(С.Л.) Если нелюди и нежить, бездна и тёмные энергии, пустыня небытия - «икона», то  ничего удивительного, что эти «иконы» вызывают  у каждого нормального человека ужас, отвращение, отчаяние, бессилие  и страх перед рвущимся с сатанинских «икон» беспощадным и мощным потоком зла. Но и перед  манящей бездной небытия,  не отпускающей, втягивающей в себя, поглощающей и подавляющей, лишающей сил и улавливающей в сети всякого, кто попытался вглядеться в неё.
Супрематические произведения Малевича таят в себе реальную опасность для души. Они как любой демонический символ – окна в бездны ада.

Бес-предметное искусство, претендующее на "духовность", но являющее собой явную бес-духовность молится на «икону» бездны ада и демонического мира, поклоняется им и исполняет функции, заложенные врагом рода человеческого, «человекоубийцей от начала» в своё порождение – супрематизм.
 
Для сравнения, Иконы  ХРИСТА, Пресвятой Богородицы,  Святых, Ангелов, написанные по вдохновению Святого Духа,  являются окном в Царствие БОЖИЕ  и на  каждого, кто с благоговением молится перед ними,  они изливают Небесный Свет и БОЖИЮ Благодать.

6. А что вообще скрывается за символами, энергетикой формы и цвета? Так ли безопасны эксперименты с символикой, энергиями, цветом и формой? И что они нам предлагают?

Всё не так просто. Не бывает  «чистого творчества»  вне духовно-нравственной  основы. Творчество основано  либо на духовности сверхсознания  и несёт в себе духовно-нравственное начало и Божественный Свет, либо оно как ядовитые пары ада поднимается  из мрачных глубин подсознания или бездны и несёт в себе бес-духовность, распад и разложение.   

В любом произведении искусства всегда угадывается дыхание духа – Божьего или же падшего, демонического. Выбор, от которого очень много зависит в нашей жизни, да и сама жизнь – можно бездумно поддаться соблазнам "нового", шокирующего, модного направления в «искусстве», эпатирующего перфоманса, инсталяции.
А можно оценить, что нам несёт  дух, энергетика  того или иного произведения, действа и с какими мирами и силами они нас соединяют - с демоническими или Божественными.
БОГ дал свободу выбора каждому человеку, но обратная сторона свободы - ответственность.


Примечания
*Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи». Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт т.н. «чистого творчества».

**Чёрный цвет в значении отречения - цвет одеяний у монашествующих как отречения от земной, греховной  жизни  и устремление к небесному, духовному, но в духовности  нет приземлённости – символики квадрата.

***Художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа о Чёрном квадрате Малевича написал  в газете «Речь» от 9 января 1916 г. : «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер.»

По теме:
1) http://www.proza.ru/2019/07/06/124 Творчество свободно от влияния духов? Дух автора
2) http://www.proza.ru/2019/07/07/98 Символ - знак идеи и цепь её образов в иных мирах
3) Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой.
4) К. Малевич. Чёрный квадрат.
5) Казимир Малевич: Беспредметность
6) В. Бычков, 2003 Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Малевич.


Рецензии
Какой же бред наворотили с этим черным квадратом. А ведь история проста. Козя не успевал к выставке современного авангарда и за 1 день до начала написал свой квадрат, чтобы просто там присутствовать, - авось пройдет. Ведь место под картину было выделено. Это потом наворотили черт знает чего: идей, смыслов, символики. Но знакомые художники, сразу поняли, что Козю Малевича нужно спасать и предложили подкинуть какую-то идею, чтоб народ не плевался, глядя на картину. Наплели какой-то таинственности и экскурсоводу, который говорил больше о художниках, чем о самих картинах, не оставалось ничего, чтобы говорить о глубокой идейности, загадке, образности и прочей ерунде.
А вечером, после выставки, когда в группе молодых художников, которые собрались потрепаться о событии, появился молодой поэт с 3-мя бутылками вина. Он и открыл тайну картины "Черный квадрат":

Никто не знает, что он означает,
и в то же время - тысячи идей
придумали, чтоб кто-то невзначаем,
Не прояснил всю правду для людей.

Особо думать, нам ведь не пристало,
Все это видно, только посмотри,
Стеснятся стоит ли - не много и не мало,
Да это жопа, только изнутри.

У молодых людей стишок вызвал смешок, но никто после не стал распространять его среди друзей и знакомых, разве что где-нибудь в узком кругу, когда речь заходила о Черном квадрате К.Малевича, когда нужно было образумить чью-то чрезмерную заумственность.


Сергей Гурьянов 2   27.08.2023 02:06     Заявить о нарушении
Не могу поверить, ув. Сергей, что Вы, автор, вроде бы, православных статей, написали сами этот глуповатый и пошлый «анекдот», в котором нет ни слова правды! Скажите честно, где Вы его откопали и зачем???

Зачем, представляя Малевича безответственным и бесшабашным «весельчаком» и «выпивохой» Козей, искажать истину и приуменьшать разрушительное воздействие его творчества на веру и психику людей?
Зачем на его опасное инфернальное творчество Вы предлагаете смотреть взглядом невежды и недоумка, который всё оценивает через … «ниже пояса».
Зачем искажать факты и сводить серьёзную мировоззренческую и религиозную революцию в искусстве, а именно, новый способ поклонения тьме и сатане, который
Малевич явно и неявно проповедовал, сводить к пошленькому «анекдоту»?
Кто заинтересован в подобных «анекдотах»? Чьим агентом влияния в этом мире является Малевич, и кто не желает разоблачения его как служителя тьмы? Уж, ни враг ли рода человеческого?! Похоже, так.

Творчество Малевича как художника-богоборца и как идеолога и основателя супрематизма, манифест которого изложен в его литературных трудах, говорит о продуманности и последовательности его позиции.
Он осознанно пропагандировал поклонение новой иконе – «чёрному квадрату», как символу хаоса, тьмы, бездны и небытия.

Факты говорят о том, что Малевич несколько лет вынашивал замысел «чёрного квадрата». Первые рисунки «чёрного квадрата» появились в 1913 году. Он сразу понял его значение и то, что открыл новое направление - супрематизм.
И это было действительно новое направление - через искусство в царство тьмы и обезличенности, в царство беспредметности и смерти.
Супрематизм стал одним из орудий, которое породило новую веру – во всемогущество и всеобщность тьмы, хаоса, небытия, обесценивания и обезличивания человека.

Опираясь на рисунки, сделанные во время работы над «Победой над солнцем» в 1913 году, Малевич датировал появление квадрата 1913 годом: именно эта дата поставлена художником на обороте холста, изображающего квадрат.
Художник не придал никакого значения фактической дате создания картины. Он переставил акцент на дату рождения самого замысла супрематизма. Автор неизменно комментировал свою работу: «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913».
Сама картина была написана в 1915 году, в числе целого цикла других супрематических картин, среди которых она даже не была самой первой по времени создания. По мнению исследователя А. С. Шатских, картина была закончена Малевичем 8 (21) июня 1915 года[1]:53.

Супрематические работы были написаны Малевичем для итоговой футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петрограде 19 декабря 1915 года (1 января 1916).
Как видим, написание «чёрного квадрата» отделяет от выставки почти пол-года, а его первое воплощение в рисунках состоялось почти за 3 года до выставки.

Итак, искажение фактов в рецензии зашкаливает. Умышленно или из-за некомпетентности? - это большой вопрос.

Источники:
Письмо Малевича к Матюшину 1915 г.,
К. Малевич. Чёрный квадрат.
Казимир Малевич: Беспредметность
Сайты: Культурология, Википедия.

Славен Любомиров   26.10.2023 02:24   Заявить о нарушении