Сталин - День Петра и Павла

               СТАЛИН 12 ИЮЛЯ 1943 ГОДА - Прохоровка

  - Товарищ Сталин, в июле 1943 года,  это совсем не тот Сталин, которого народ и мы, офицеры личной охрана, привыкли видеть издалека и вблизи. Радостный и со смешинкой, на трибуне Мавзолея, в довоенный период, он заставляет всех невольно улыбаться в залах кинотеатров, когда идет демонстрация кинолент по всей стране. Мы специально ходили за экран - думали - там прячется Сталин.
   Майор МГБ в отставке, Михаил Борисов, любит готовить нашей съемочной группе «ЦТРС Минобороны России" своего рода сюрпризы. Я уже привык к этому, а наши операторы  застывают в недоуменных позах, когда до них доходит смысл неожиданно высказанной информации о бытовой жизни Вождя.
   Прикидываясь простачком, обычно Михаил Евдокимович начинает разводить самовар (если принимает на даче). Прежде всего, он вытряхивает старую золу из кувшина. И обязательно – на кучу компоста, которая содержится, по крестьянскому обычаю, подальше от бревенчатого дома.
   - Хотите посмотреть, как товарищ Сталин разводил этот самый самовар? – с лукавинкой спрашивает старый особист.
    Оператор Виктор Вертов резко отстраняется от видоискателя камеры и удивленно смотрит на самовар. На меня… А затем – и  на майора Борисова.
    Майор приносит ведро прозрачной воды, заливает её в «тулово», ровно столько, сколько надо. Он накрывает корпус круглой крышкой и ставит самовар на видное место.
   - Это самовар фабрики тульского купца - Ивана Капырзина, - дает пояснение Борисов. – Не позолоченный, как вы видите. Ручки простые, из яблони, не из слоновой кости. – С этим изделием связана одна история с покушением на товарища Сталина. Именно 22 июня 1941 года. 
   Почетный чекист низко склоняется к чугунному котелку, снимает с него крышку, выпрямляется и беглым взглядом ловит нашу реакцию на только что сказанное. А сам, непроизвольно улыбаясь, накладывает горстями древесный  уголь в кувшин, прежде надев на него причудливо изготовленную конфорку. 
   Оператору Вите Вертову хватает одного мгновения, чтобы прийти в себя от ведомственной, когда-то совершенно секретной информации, и продолжить съемку без излишней эмоции - школа киностудии Минобороны СССР.
   - Товарищ Сталин не тяготел к старинным вещам. Однажды рабочие  подарили ему керосиновый и даже электрический самовары. Хозяин эти «водогрейки» вежливо принял… Однако они оказались не востребованы.
   Майор личной охраны Сталина кладет в кувшин заранее приготовленную березовую кору и начинает готовить лучины из полена незнакомого мне дерева. От моей помощи он отказывается. И рискуя быть пораненным, умело орудует небольшим топориком.
   - От запаха керосина, который издает керосиновый самовар, товарища Сталина практически стошнило. Но он сумел удержаться от позыва рвоты. А самовар этот электрический даже пнул ногой – не в настроении был.
   Наш оператор меняет кассету в камере и делает перекур. Видно - он нервничает. А все понимающий,  бывший офицер госбезопасности молча кладет, ювелирно наколотые и подожженные спичками, лучинки в кувшин  самовара. Из медного чуда валит синий дым. Борисов ставит вытяжную трубу, которая тоже привлекает наше внимание. Перекур окончен, кремлевский охранник продолжает свой рассказ.
   - Электрический самовар занимал своим устройством дочь товарища Сталина – Светлану. Она была еще ребенком, когда впервые увидела необычный самовар. Так он к ней и перекочевал. А товарищ Сталин любил ей при встрече, глядя на электрический самовар, читать любимые строчки из стихотворения Корнея Чуковского:
                Муха по полю пошла,
                Муха денежку нашла.
                Пошла Муха на базар
                И купила самовар: 
   Светлана обижалась.
   Однажды очередной осведомитель докладывает Народному комиссару внутренних дел СССР Лаврентию Берия, что товарищ Сталин пользуется самоваром фабрики «Ивана Капырзина», который был расстрелян в 1917 году. Заинтригованный новый нарком, при первом удобном случае, лично решает убедиться в справедливости «сигнала».
   - Но ребята генерала Николая Власика  успевают к приезду Берия согнать фабричное клеймо «Капырзин», – усмехается Михаил Борисов. - И мастерски наплавив стертый металл, на этом же месте нанести гравировку золотом: «Г У Л А Г» – и бывший матерый офицер НКГБ хитро смотрит на нас. - Эта марка самовара была дорога товарищу Сталину, как память о деревеньке Курейка  в Туруханском районе Красноярского края.
   Берия не подает вида, когда, после смены блюд, на стол ставится знаменитый самовар. Генеральный комиссар госбезопасности, не глядя на объект, читает боковым зрением: «ГУЛАГ».
   - Генрих Ягода и Николай Ежов мне тоже докладывали о самоваре, – Сталин наливает кипяток особого приготовления (оказывается, и кипяток надо уметь не варить, а заваривать) к себе в фарфоровый заварной чайник, в котором перемешаны чай, разные душистые и терпкие травы, бадьян и кордомон.  –  Ты знаешь, что Ежик сказал на суде, в последнем слове: -  Очень сожалею, что, когда я мог это сделать, я всех вас не расстрелял.
   Мы с оператором улавливаем необычный запах, исходящий от самоварного дымка. Я догадываюсь, что  в очередной раз охранник Сталина применяет какие-то хитрости, связанные с Грузией. Крупные шишки, у нас таких нет, ясное дело – от грузинской сосны, лучинки и уголь – из Гори. Даже вода  - из знаменитого на всю Грузию Чудотворного источника, который проистекает в Бодбийском монастыре … Самовар начинает «шуметь».
   - Двенадцатого июля 1943 года я занимаю выделенный мне пост, на Ближней даче. Все мы находимся  в необычайном напряжении – идет колоссальная Курская битва, – меняет тональность человек из личной охраны Сталина. – Тишина стоит необыкновенная. Недаром в нашей деревне бытовала поговорка:  «С Петра соловей затихает».
   А самовар сталинский начинает издавать свистящий звук, напоминающий скрежет зубовный – явно к непогоде.
***
СТАЛИН 12 ИЮЛЯ 1943 ГОДА - продолжение

   12 июля 1943 года. Ближняя дача Сталина.
 
   Капитан НКГБ Михаил Борисов смотрит - на рассвете появляется сам Сталин. Борисов видит его играющий в лучах солнца абрис. Когда вождь передвигается  по веранде, на его плечах сверкают маршальские погоны. Одет по всей форме. Маршал неотрывно смотрит на восходящее солнце.
   Офицер спецподразделения кремлевской комендатуры видит Секретаря ЦК ВКП (б) со спины. Однако не столько видит, как понимает: Сталин к р е с т и т с я.
   - Спускается он с веранды второго этажа. И направляется в мою сторону, - по собственному опыту Михаил Борисов знает – это неспроста.
   Все не так, как всегда. Будто какое преображение происходит с досконально известным человеком.
   - И в столь необычное время, товарищ Сталин одет в маршальский мундир, – округляет свои глаза Михаил Борисов. - Отчетливо вижу, как поблескивает Золотая медаль «Серп и Молот».  А через левое плечо висит белоснежное, расшитое по краям грузинским орнаментом, полотенце. Подходит. Лицо его  будто окаменело, а глаза сверкают звериным блеском. Мне даже стало страшно – перебираю в памяти все свои грешки по родословной и по службе.
   Михаил Евдокимович и сейчас, спустя более полувека, волнуется. И необычайно.  По себя думаю: какие же мы баловни судьбы.
   Председатель Совета народных комиссаров СССР протягивает Михаилу Борисову три солдатские фляжки и сиплым голосом выдавливает из себя:
   - Товарищ Борисов, здесь вода из трех родников: с Иерусалима, Гори и Дивеева. Налейте мне в руки воды - сразу из трех родников.
   Капитан личной охраны Сталина, привыкший ко всему, моментально открывает солдатские фляжки и льет прозрачную воду в ладони будущего Генералиссимуса. Древний горский обычай – омовение лица на рассвете, который набожные грузины проделывают только один раз в году -  в День Петра и Павла. Секретарь ЦК ВКП (б) проделывает это с необыкновенным старанием и чувством. 
    - Товарищ Борисов, мне не жалко простой воды. Однако вы сейчас на службе, а Лаврентий … Что Лаврентий? Этой моей слабости к простому труженику, он не простит. Каждый выполняет свой долг. «Кесарю кесарево, а Богу Богово». На следующий год, когда вы наберете воды из трех родников, тогда сделаете это, - Сталин выдавливает из себя подобие улыбки.
   Когда капитан Борисов сдает свой пост на Ближней даче, он не едет к себе в коммунальную квартиру. Прежде офицер заходит в Ленинскую библиотеку и заказывает «Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона». Находит нужный том. Открывает страницу с текстом «Петров день». Читает: «По народному понятию, солнце только в день Петра и Павла то покажется, то спрячется, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга».
   Неведомо было Михаилу Борисову, что Сталин в это время рисковал всем: и должностью Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР, своей головой и судьбой всей страны. Однако он решается на небывалое в истории мировых войн танковое сражение - ПРОХОРОВСКОЕ.
                ***
   Мне довелось побывать на «Прохоровском поле» в 1998 году. Еще были живы реальные участники небывалого танкового сражения Великой Отечественной войны. Они с трудом давали интервью, потому были уже стары. И давала о себе знать страшная память, которая заставляла мозг и сердце содрогаться.   
   Фронтовики вспоминают:
   - Боевые порядки перемешались. От прямого попадания снарядов, танки взрывались на полному ходу. Срывало башни, летели в стороны гусеницы. Отдельных выстрелов слышно не было. Стоял сплошной грохот.
   - Были мгновения, когда в дыму свои и немецкие танки мы различали только по силуэтам. Из горящих машин выскакивали танкисты и катались по земле, пытаясь сбить пламя.
   - Дело дошло до танковых таранов с советской стороны – страшное зрелище. Крик в шлемофоне: - Иду тараном на «Тигр». Прощайте!.. А что оставалось делать русским танкистам, если пушка Т-34 не пробивала броню немецкого тяжелого танка «Т-VI»?   
   - А приказ был: «НИ ШАГУ НАЗАД».
   Герой Советского Союза N. признавался в объектив камеры:
   - В какой-то момент я начал сходить с ума. Вылезаю на башню танка и хочу только одного – чтобы меня УБИЛИ.
   Другой танкист:
   - А когда сражение закончилось, и мы вылезли из машин, в голове было одно: - Что же мы здесь натворили?. Поле боя представляло собой чудовищное, омерзительное зрелище.
   Однако самое страшное могло случиться, если бы танковый клин группенфюрера «СС» Пауля Хауссера прошел Прохоровку, и его танковые дивизии SS: «Адольф Гитлер», «Дас Райх», «Мертвая голова» и др. вырвались бы на оперативный простор? Курская битва была бы проиграна, с большой долей вероятности. А Гитлер наносил бы очередной смертельный удар на Москву.
   ПАМЯТЬ.
   В память о погибших под Прохоровкой солдат и офицеров, 3 мая 1995 года, к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, в Прохоровке был открыт «Храм Святых Апостолов Петра и Павла» (день празднования этих святых приходится на 12 июля - день сражения).
                ***
   Выходит капитан Михаил Борисов на ступеньки «Библиотеки имени Ленина». День теплый и солнечный. Не успевает он оглядеться, как вдруг  оказывается в черной легковой машине НКВД. И быстро – на Лубянке.
   - И зачем я только заказал «Словарь Брокгауза и Ефрона». Лучше бы попросил «Большую Советскую энциклопедию», – чертыхается Почетный чекист. – Опытная там была библиотекарь. Прошлась ненароком мимо стола, за которым я сидел. Зыркнула –  «ДЕНЬ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА». Просигналила, на всякий случай.
   - Капитан Борисов, вас предупреждали, чтобы вы не  с л е д и л и  за действиями товарища Сталина? – спрашивает Борисова чекист в форме лейтенанта.
   Самовар закипает. И пора делать заварку. Михаил Евдокимович ошпаривает кипятком фарфоровый заварной чайник. Открывает металлическую коробку и насыпает в заварной чайник заветный сталинский состав, из чая, трав, бадьяна и  кардомона.
   - Однако я-то вижу, что это – старший офицер,  - продолжает рассказ офицер личной охраны Сталина. – Я отвечаю: «Так точно».
   - Не только за действиями, но и особенностями его характера?. Настроением, в данный момент? И вы, как выпускник Высшей школы НКВД, знаете: И за ходом его м ы с л е й?
   Лейтенант с Лубянки бьет капитану Борисову в нос – специально, чтобы крови на полу было больше.
   - Немецкие спецслужбы интенсивно изучают традиции и обычаи народов Грузии, - удар в солнечное сплетение. - Тифлисской духовной семинарии, – боксерская "двойка": левой в туловище, правой в голову. – Тюремные повадки и поведение ссыльных... «Полное собрание сочинений» товарища Сталина... Каждое его выступление и публикацию исследуют лучшие лингвисты - ученые Германии, – капитан Борисов теряет сознание.
   Пока идет допрос, библиотекарь «Ленинки», Елена Венцова, проверяется до седьмого колена. Она не успевает позвонить домой, как оказывается в одиночной камере одной из московских тюрем. Первое ее письмо придет в семью только через полгода. Елена Николаевна будет заведовать лагерной библиотекой в «ВЯТЛАГЕ» - на родине капитана Борисова.
   А страница в знаменитом энциклопедическом словаре, со статьей «ПЕТРОВ ДЕНЬ», аккуратно вырезается лезвием безопасной бритвы.
   - Ваша задача одна: осуществлять ф и з и ч е с к у ю охрану пролетарских вождей, – это были последние напутственные слова, которые услышал капитан Борисов, после месячного содержания в подвале Лубянки.   
   Где и чем занимается длительное время капитан личной охраны Сталина? Мы так и не узнали. Предполагаю, что на фронт, в линейные части, Борисова не направляют, чтобы исключить риск побега. Кого он охранял – одному только Борисову и известно.
   Сталин не сильно и удивился, когда его любимый офицер куда-то запропастился. В Системе это было в порядке вещей: сегодня ты охраняешь товарища Сталина, завтра – Клима Ворошилова, а через неделю и самого Лазаря Кагановича. Зачастую, люди исчезали бесследно. Лаврентий Берия и генерал Власик ревниво следили за всеми.
Не дай бог, чтобы в среде партийной и государственной элиты возникли какие-то личные симпатии к офицерам Личной охраны.
   Когда мы откушали необыкновенного «сталинского» чая, Михаил Евдокимович  приходит в себя и оживленно заявляет:
   - А мне все же довелось, впоследствии, снова охранять товарища Сталина.
   Борисов делает небольшую пробежку по дорожке дачи.
   - А самовар этот достался мне совсем даром. После смерти товарища Сталина, какое-то время Ближняя дача была практически бесхозной. Офицеры личной охраны Сталина бродили кучками, не зная чем заняться… Однажды приезжает Лаврентий Берия и приказывает очистить помещения от «рухляди». Я думаю, чтобы как-то занять людей… Увидев самовар Сталина, министр Внутренних дел СССР хватает его за ручку и с размаху бросает ненавистную вещь о пол. 
   Майор МГБ подходит к своему любимцу и накрывает самовар белым полотенцем, с расшитыми грузинским орнаментом краями.
   - Вся эта малоценная «рухлядь» была погружена на грузовик «ЗИС-5» и вывезена на ближайшую свалку. Мы с ребятами успели взять себе, на память о службе, всякие безделушки… Я взял битый самовар, солдатскую фляжку и еще кое-что. Самовар фабрики «Ивана Капырзина» я сдал в ремонт надежному мастеру. Видите – он, как новый.   
   Провожая нас до калитки, майор МГБ обещает продолжать свои необыкновенные рассказы. А Михаил Борисов слово держать умел.
   ПРИМ. Этот эпизод не вошел в мой телесюжет о Сталине. На телеканале «Культура» было сказано:
   - Уберите этого холуя.
   Типичный случай в практике любого режиссера… И все же!..
 
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
               


Рецензии
СССР под руководством Сталина разгромил обьединенную Гитлером европу!
А этого ЕМУ никогда не простят - ни демократы, ни пятая колонна, ни сбежавшие на запад бывшие советские "верные ленинцы" ни предавшие свой народ силовики, ни еврейские и кавказские ельцинские олигархи.
Ведь СТАЛИН отодвинул аж на 50 лет столь желанную для них евро-интеграцию!

Петр Евсегнеев   14.10.2019 00:40     Заявить о нарушении
Есть зерно от истины.

Серафим Григорьев -3   14.10.2019 04:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.