37. Сокрушение в грехе о грехе - начало спасения

Псалмы - это послания. От кого, откуда - не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть - ты. Если ты их принимаешь, они - к тебе и для тебя.

Послание 37. Осознание греха и предвкушение спасения.

Пометка в начале этого псалма – «в воспоминание», дословный перевод – «для напоминания». Исследователи-толкователи уверены, что он был написан Давидом, страдающим от жестокой болезни. А время болезни определено для осознания греха, который внутри, для обличения себя и прослушивания ощущений сердца, и использованию этого для собственного исправления.

Но при всём при том вполне вероятно, что псалом как послание вещает: помни болезнь, не столько телесную, но прежде духовную, к которой влечёт тебя грех.

"Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня,"

Когда Бог как бы обличает, человек просит, чтобы не делал Он этого во гневе и недовольстве, потому что в гневе сам поступает хуже некуда.

Но Богу не нужно обличать, Им устроено всё так, что грех обличает себя сам. Обличает тем, что выталкивает в поле страданий, когда мы сами ещё не видим зло в себе.

"ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.
Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,"

Так душа ощущает «недовольство» Бога. Стрелы Божьи не только точно попадают в цель, но и крепко держатся в ней.

Давид сразу же признаёт, что это его грехи спровоцировали все бедствия. И сокрушается более от тяжести вины, чем от любого иного бремени.
Признавая свою вину, он тем самым оправдывает Бога:

"ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжёлое бремя отяготели на мне,"

«Ибо грехи мои прошли захлестнули голову мою; как ноша тяжелая, невыносимо тяжелы они для меня» – точный перевод еврейского текста.

Укоренившийся в нас эгоизм заворачивает все беды в обёртку «гнева Божьего», при том, что мы сами должны «благодарить» себя за них.
Причина бед – собственный грех, а причина греха – порождения того же эгоизма, самость и ею подогреваемая жажда наслаждений.
Если бы в душах не было греха, то в костях не было бы боли, а в теле – болезни.

Грех ощущается как тяжёлое бремя, потому что угнетает душу. Он препятствует душе подниматься к небесам, придавливает её.
Даже святые находят в себе грех и видят его как тело смерти, которым они обременены. А кто может вынести бремя раненого духа?
Стрелы Божьи извлекаются только с раскаянием. И бремя греха разрешается или покаянием, когда он осознан, либо муками ада, как названы терзающие душу ощущения, сравниваемые со сжиганием в огне.

"смердят, гноятся раны мои от безумия моего."

Такой образ так же максимально передаёт ужасное состояние души. Таким образом напоминают о себе раны, оставленные без должного лечения, и оставшиеся без должного покаяния грехи.

"Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,
ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.
Я изнемог и сокрушён чрезмерно; кричу от терзания сердца моего."

«Ослабел я, удручен чрезвычайно, рычу от крика сердца моего» – переводится в Теилим.

Кому-то может показаться, что из-за боли и страданий Давид оплакивает себя и облегчает горе, изливая свои жалобы перед Богом. Сокрушённый болезнью и сбитый с ног, единственное, что он может делать – это стонать или рычать. А то, что терзаемо сердце, свидетельствует: это обеспокоен его разум, совесть – воспалена, а дух не находит покоя.

Это страдание самое жестокое в этом мире. Это частица страдания Христа, который, находясь в смертных муках, воскликнул: «Душа Моя скорбит смертельно».

В таком страдании кроется ещё один казус, проявляющийся при углублённом познании Писаний. Грех в себе осознаёт только тот, кто называет себя грешником. Зло в себе осознаёт только тот, кто называет себя злодеем.
И он осознаёт зло в себе в той мере, в которой он уже является праведником. В мере ощущения себя грешником и злодеем – в этой мере он уже праведник.

Такое ощущение может возникнуть только в душе. Душа – это желание делать доброе другому, это желание, противоположное эгоизму. Душа – это награда, вечная связь с Творцом! И Бога в нас интересует и волнует только душа. Это наше эгоистическое свойство больше волнует собственное тело.

"Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание моё не сокрыто от Тебя."

«Пред Тобой всё, чего хочу я, и стон мой не сокрыт от Тебя!» – так переводится дословно.

Неизречённые воздыхания и желания не сокрыты от Всевышнего, «ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизречёнными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26,27).

Искренне молиться  – значит судить себя. Прежде всего, человек должен стать судьёй самому себе. Суди себя и меняй!

"Сердце моё трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня."

Тела самых великих и наилучших людей подвержены тем же самым болезням, что и тела других. Болезнь может укротить самое буйное тело и самый стойкий дух.
Поэтому не надо хвалиться своей силой и считать, что немощь никогда не коснётся твоего тела. И каждый раз, испытывая физическое недомогание, следует вспоминать, как ты бесчестил Бога в угоду своему телу. В этом – открытый смысл этих строк послания.

Под ним спрятан и другой смысл. Исцеление происходит через осознание зла, через ощущение зла, можно сказать – с помощью яда. У нас символ медицины – змея, обвившая чашу с ядом. Яд, который вроде бы причиняет человеку самый большой вред, даже приводит к смерти, – наоборот, его излечивает.

Как одно и то же является источником жизни или смерти? Как изменяется суть этого источника? Как определить станет ли капля яда ядом, – или же окажется лекарством?

Есть те, которые исследуют человека и определяют, как можно его излечить. Есть те, кто на основе этих исследований изучают, как превратить яд в лекарство. И есть люди, которым требуется лекарство. Но они обязаны осознать, что больны!
Им нужно понять, что такое жизнь, что такое смерть, что такое добро, что такое зло, а также узнать, что есть лекарство, позволяющее перейти из одного состояния в другое. И человек должен знать, что лечение может быть очень болезненным!

"Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали."

Искренние означает любящие (или любившие).

Друзья и знакомые избегают больного, словно прокажённого. Даже ближние его стоят вдали.

Бедствия испытывают людей и отделяют ценное от ничтожного. Мудрые убеждены в верности друга, который видит небеса и не будет стоять вдали от язвы, от какой в нашей жизни нет страхования ни чудом, ни колдовством.

Давид в своих бедствиях рисуется прообразом Христа, когда Спаситель был измучен, сокрушён чрезмерно, оставлен друзьями и близкими, глядевшими на Него издали.

"Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;
а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;
и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,"

Давид не слышит угроз и ни слова не говорит в своё оправдание. Это он лишь сдерживает себя, не поддается раздражению из-за пренебрежения или клеветы? Или молчит из-за боязни ещё больше разъярить своих врагов?

Нет, он не надеялся кротостью одержать верх над врагами, или отвратить их гнев, ибо его настоящими врагами были низкие греховные свойства, которые он ощущал в себе. Это они отвечали злом на добро.

Осознав зло в себе, человек молчит перед людьми и смолкает сам с собой, потому что видит свою неспособность совладать с этим злом.
Но такое осознание рождает искреннюю, настоящую и самую мощную молитву с упованием на милость Господа Бога. Здесь уместно повториться: искренне молиться  – значит судить себя. И просить у Него помощи в излечении и исправлении: 

"ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.
И я сказал: да не восторжествуют надо мною враги мои; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною."

«Ты услышишь, Господи» – уже уверен Давид, потому Бог верен.

"Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
Беззаконие моё я сознаю, сокрушаюсь о грехе моём."

«Ибо о вине своей рассказываю я и удручен грехом своим» – вариант перевода последней строки.

У человека, чувствующего в себе действие порочности, скорбь постоянно перед ним. И если это повлекло его к Богу, он сможет устоять. Лишь тот, кто всегда имеет перед глазами Господа, способен устоять.


Искренне обратившийся к Богу не будет оставлен без помощи. Само такое обращение «нажимает кнопку» исправления. 

"А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;
и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру."

Для чего мысли Давида снова возвращаются к его врагам? Вероятно, его поражает и тревожит то, что в основе их враждебности лежит его стремление и следование добру. В своём послании он показывает первую реакцию лживого мира на того, кто ступил на праведный путь.

Нечестивые ненавидят молитву даже тогда, когда молятся за них, и ненавидят правду даже в тех, кто делает им добро. Если нам отвечают злом за добро, то это не должно казаться странным, ибо так идёт с Каина, убившего Авеля, дела которого были праведны.

Очень похоже, что и в этом случае Давид пророчески ощущает Христа, преследователи Которого отреклись от Бога.

Враги только тогда добиваются своей цели, когда им удается спровоцировать нас ко греху, когда им удается сбить наши души с верного пути и увести от Бога.
Если мы продолжаем крепко держаться собственной непорочности и Господа, то кто сможет навредить нам? Именно этому учит Давид.

"Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;
поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!"

Сердце благочестивого человека, находящегося в бедствии, больше всего боится, что Бог оставит его; поэтому с особым чувством из сердца вырывается эта молитва. Как предвкушение спасения.


Рецензии
Я только думала о царе Давиде Псалмопевце-пророке, и вот Ваше мнение прочла. Одному удивляюсь. Он был иудей.И написано, что Давид единственный на планете человек, который пришёлся по сердцу Богу. Дальше ни великим постником не был, ни монахом, ни священником, ни знаменитым поэтом, а мы столько веков живём его псалмами, его стихами и, его песни поём. Бесов прогоняем и дурные помыслы, именно словами Поэта=пророка Давида, царя иудейского! ЗАДУМАЙТЕСЬ! На всех службах его стихи поют. Но! Иудеи тоже на своих службах его псалмы поют, и ещё лучше, чем мы!
Отвергнув Христа, царя чтут и поклоняются. Была в Иерусалиме у гроба царя Давида. Очень благодатное место, а на верху Сионская Горница, там уже наши христиане посещает. Пользуясь возможностью собирать Благодать я пользовалась стопроцентно

Надежда Халилова   15.02.2021 13:25     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за такой содержательный отзыв!
В иудаизме Авраам, Исаак, Иаков называются праотцами, затем появляются сыновья: Моисей, Аарон, Иосиф и Давид, завершающий все это строение. Это этапы, которые называются "шагами Машиаха" – то есть это развитие "методики и практики" исправления для его окончательного завершения.
Давид олицетворяет силу "Машиах бен-Давид". Это общее желание, которое в итоге осуществит такое действие, а не особая личность.
Сегодня - Сретение Господне, которое по сути знаменует переход от Ветхого Завета к Новому. Иудеи не признали новой "методики и практики", не признали и не приняли Христа. Но это не отменяет значения как бы "промежуточной силы" в образе Давида, и недаром "от семени Давидова" материально воплотился Иисус. Многие псалмы Давида считаются пророчествами пришествия Христа. Эта сила продолжает действовать, только иудаизм не пошёл (условно говоря) в Новый Завет и отделил, и обособил "своего Бога" от Бога-Отца христианства.
С уважением,

Вячеслав Абрамов   15.02.2021 21:25   Заявить о нарушении
Благодарность, доходчиво объяснили. Двенадцать колен Израиля на груди Первосвященника. Это первая Любовь? Святой Апостол Павел желал быть отвергнутым от Христа (это просто боль и сострадание)лишь бы Господь принял сродников, принял Израиль. Согласен был быть жертвой Богу за них. Когда же будет обращение Израиля? Когда будет полна корзина спелых свежих смокв? Разве Богородица не плакала о своём народе? Разве святые Никодим, Иосиф Аримафейский и святой Гамалиил не молились об обращении Израиля? Кому нужно стать молитвенником, чтобы воззрели на Того, Которого распяли? Кто приблизит приход святых пророков Илии и Ханоха? Через какой ещё голокауст нужно пройти, чтобы признать Своим Христа из Назарета и перестать клеветать на Него? Сердце плачет.....Очень жаль.

Надежда Халилова   15.02.2021 22:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.