ложная и истинная мистика
И я решил, исходя из своего личного, субъективного и потому весьма ограниченного опыта, опирающегося лишь на мои личные переживания, а не на какую-то традицию или философию, дать ответ на этот вопрос. Я не претендую на роль великого пророка или Мастера, а просто описываю свои мысли и делюсь ими с теми, кто идёт своим путём, проходя, возможно, те же «стоянки», что и я. Кому-то этот опыт окажется полезным, кому-то нет, а кому-то даже вредным, так как опыт у всех людей разный, особенно в богоискательстве. И тем не менее я решил его изложить.
Итак, по моему мнению, есть два вида мистики - мистика божественная и мистика прелестная (слово «прелесть» в понимании древних христиан, особенно православных означало «то что прельщает, сбивает с истинного пути»). Начну с мистики прелестной.
Прелестная мистика очаровывает человека яркими чудесами, потрясающими эмоциями, удивительными прозрениями и сверхъестественными способностями. Это очень ярко, очень красиво, очень потрясающе. Когда ты это испытываешь, кажется, что ты наконец-то вылезаешь из серой жизни обывателей и попадаешь в другой мир, более прекрасный и потому более истинный. Ты уже не обычный представитель серой массы и офисного планктона - на твоём челе печать Высших миров. Ты - Избранный, Посвящённый, тебе открыто то, что сокрыто от этих простых работяг, дряхлых стариков, продажных политиков, метущих двор таджиков, студентов и продавцов-консультантов - ведь ты пережил нечто необычное, что-то из ряда вон выходящее, что подняло тебя над этим бренным миром и открыло доступ в высшие миры. И теперь ты вновь и вновь ищешь этих ощущений, этой красоты, этих ярких эмоций. Ты знаешь - вход в Иной мир есть и ты его найдёшь рано или поздно.
Однако это прельщение, прелесть или, как говорят на востоке, Майа- иллюзия. Все эти чудеса отвлекают тебя от себя самого, уводят из центра на периферию. Ты думаешь уже не о самопознании и не о самореализации, а о том, как овладеть этими мистическими силами, как говорить с ангелами/ духами/демонами/Богом/Богиней. По сути дела чудеса становятся наркотиком, от которого ты впадаешь в зависимость. Но при этом ты думаешь, что ты занимаешься духовным поиском, занимаешься чем-то настолько великим, что другим даже и не понять (ну почему же?- психиатры и психологи тебя прекрасно поймут).
Или другой вариант - твои поиски привели тебя в лоно какой-либо религиозной организации. И ты пережил некое Чудо, невероятной силы интенсивности и чувства опыт. И теперь ты знаешь: Истина здесь - в этом храме, в этом учении, у этих людей. И, поскольку именно здесь ты получил Откровение, то ты начинаешь думать, что истина здесь, и только здесь и у других ее нет, а чудо- прямое доказательство истинности твоей веры. И ты начинаешь всех обращать в твою веру, а заодно ненавидеть тех, кто не принимает «истинное учение»- ведь за ними стоит сам дьявол, который хочет отвратить как можно больше людей от учения, истинность которого тебе открылась.
Но, будь, пожалуйста, разумным, дорогой друг. Не исключено, что «чудо», которое с тобой случилось не более чем игра твоего воображения- в лучшем случае. А в худшем, это «чудо» - это плод определенных манипуляций со своим сознанием общины, в которой ты обрёл «истинную веру»-тебе специально дали пережить «чудо», чтоб ты уверовал, что именно эти люди, эта община обладает Истиной, и более того, эксклюзивным правом на неё, заверенным подписью из небесной канцелярии. Потому что если бы ты пережил Настоящее Чудо, ты бы понял что Высшая реальность (БОГ) пребывает во всех живых существах и неописуема никакими Учениями, и уж тем более никакими догматами. Если же ты думаешь, что твёрдо знаешь, чем является Бог, а чем он точно не является, да ещё знаешь горстку людей, которым Он себя эксклюзивно открыл, сокрыв их от прочих- то, скорее всего, ты попал в руки религиозных манипуляторов. И твоя вера- тоже не твоя. Тебе лишь кажется, что ты сам к этому пришёл, но на деле тебе это вложили в голову умные люди, да так ловко, что ты теперь считаешь эти идеи своими и более того- готов отстаивать их правоту яро, неистово и бескорыстно. А на деле- отстаивать интересы своих манипуляторов, искренне полгая их своими и ничего за это не требуя взамен (ведь ты думаешь, что идеи- твои). Такова прелестная мистика.
Подлинная же мистика, мистика знания, иного свойства. Ты так же, как и в прелестной мистике, испытываешь чудеса, говоришь с ангелами/богами/духами, получаешь откровения- но это не уводит тебя в облако фантастических переживаний, а ведёт к более глубокому пониманию самого себя. Чудеса для тебя не самоцель, а некие дорожные знаки, указывающие на то, что ты подходишь к определённой «стоянке» или прошёл её. Твои сиддхи( сверхспособности) являются не самоцелью, но показателем того, на что ты теперь способен. И ты знаешь, что то, что ты умеешь- лишь маленькая капля от того, на что ты способен. Все чудеса, все вещие сны, все предсказания не просто поражают тебя своей красотой и силой, но заставляют тебя переосмыслить свою жизнь, заглянуть внутрь себя. Ты понимаешь причину своих страхов, видишь свои былые и нынешние ошибки. Ты видишь себя не только красивым и праведным, но ты видишь в себе такие недостатки, которые раньше не замечал и о которых даже не знал. Ты видишь свою гордыню, свой гнев, свою лень, но видишь и способы исправить это. Вообще настоящая мистика ведёт к погружению в себя, а погружаясь в себя, ты неизменно сталкиваешься со своими страхами и слабостями.
В этом их главное отличие: прелестная мистика уводит тебя от твоих страхов и тревог, погружая в сладкие и приятные грёзы, позволяющие тебе забыть боль и страх и погрузиться в красоту экстаза, уводя тебя, однако, от самого себя. Подлинная же мистика погружает тебя в глубину своей души, ставя тебя перед твоими же страхами, обнажая их и заставляя сразиться с твоими же тенями и призраками и победить их, поднявшись тем самым над собой ветхим и возродиться в новом облике.
2016 год
Свидетельство о публикации №219071200057