Забить нельзя прирезать

    Забить нельзя прирезать.
        Тут такое дело нарисовалось, как раз перед  очередным майским праздником…  Приходит ко мне соседка с маленькой просьбой на предмет - прирезать барана. Говорит, что  сын - студент, приезжает на праздники. То, да сё. Муж уехал в командировку, да и не может. Помогут, конечно - её тётка  сельский житель, полностью в теме всего процесса обработки и отработает, но вторым номерам и за милую душу.
         У многих может возникнуть вопрос – почему был употреблён глагол … прирезать…? А вот потому… У нас так говорят в большинстве случаев. Ну, так повелось. …Забить… оно как – то более верно, но у нас забивают гвозди, «козла» ( но это очень редко бывает, а в основном любят играть  в шахматы, нарды и карты). Раньше в драке ногами могли забить – если упал,  и такое бывало, но сейчас – это уже экзотика; косяк можно также забить; забить «болт» на кого – нибудь (это и у Вас так), а скотину у нас режут. Ну да ладно.
        Почему обратилась ко мне? Вот и я задался этим вопросом. Живём мы в городе, в частном секторе. Барана, в своём дворе, я резал всего один раз и было это лет семь –  может и восемь назад. Но, всё же было. Потом до меня дошло, что как – то информация об этом мероприятии просочилась всё же за пределы моего «имения». Женщина она интеллигентная ( работник  какого – то учебного заведения и внучка её на скрипке целыми днями тренируется, но не лишенная местных кулинарных пристрастий – зарезать барана и приготовить его целиком, кроме шкуры и копыт, конечно, всегда к этому готова и этого хочет. Да у нас многие этого хотят, потому как – так повелось.
        Я ей отказать не мог, но выторговал для себя поблажку – не связываться с бараньей головой. Я её никогда ранее не доводил до состояния приготовления, хотя и эта норма имеет место быть в местных традициях.  По одной из причин, никогда не связывался с этим делом. Причина? Да, есть одна, но промолчу.
    Договорились назавтра. Она позвонит и утром, какой – то чабан, или просто владелец животных, привезёт ей баранчика и прямо ко двору. Сказал, что резать буду у неё и что приготовить. Да она и без этих наставлений всё знала и тётка – сельский житель, если чего, так подправила бы её в приготовлениях. А была она уже, от их подворья, по разговорам, на расстоянии выстрела из дробовика.
      Хочу сказать, что занятие сие далеко от моей основной работы и пристрастий у меня к этому делу нет и удовольствий всяких я от этого не получаю, но могу исполнить - если чего. Можете считать меня избирательным, капризным, но под кролика и нутрию я бы никогда не подрядился. На кролика рука не поднимается - в силу его природного обаяния, моего душевного трепета и жестокости самого процесса - перевода его из мира живых в иной мир, а нутрия напоминает мне маленького человека в шубке, возможно человеческого ребёнка,  особенно, когда она ест из своих крохотных ручек с ноготками всякую овощную снедь.
        Барана?  Другое дело… Когда я рос в посёлке,  потихоньку к этому делу начал приставать, потому что, кому - то надо было. Надо было помогать взрослым и самому хотелось поскорее стать самостоятельным, умелым. Хозяйство, именно так называли содержание домашнего скота во дворах, было у всех. Понятно, что у кого – то больше, у кого – то меньше, но оно должно было быть и было.  Его размер зависел от твоего трудолюбия наверно, и много ещё от чего. Вот так всё и происходило. Эти навыки, управляться с ножом, как ни странно, очень здорово меня выручали в жизни. Я уже потом понял, что любой навык лишним не бывает, как и любая единица  на подворье. У нас говорили, что в хозяйстве и блоха – скотина.
          Перейдя дорогу я оказался дома и пошел за ножом, чтобы приготовить основное орудие труда на завтра. Три года назад, сын, подарил мне неплохой златоустовский разделочный нож - «Гепард» с интересным лезвием. Я его, как тогда положил в кухонный шкаф, так больше к нему не прикасался. А теперь, и его время пришло. Надо было его хорошо наточить, что я впоследствии и проделал на специальном двухстороннем бруске с разной зернистостью с каждой из сторон. Заводская фаска на ноже уж была, всё чётко сделано. Всего – то и надо было - лезвие отточить  обоюдно. Я, вообще, ножи не люблю точить. У нас как – то повелось, что ножи точит супруга, а я уж только по большим праздникам, но если наточу, то и бриться можно за милую душу. Помните у Райкина: …топором брились, при лучине писали…? Ну а чё в прошедшем времени?
      Что ещё надо? Ага – палка такая. Чтобы барана на неё впоследствии вывесить для разделки за задние ноги. И палочка нужна. Она должна быть тонкая, ровная с острым кончиком, это для выворачивания кишок. Вот это всё я и приготовил.
        Утром привезли барана. Потом было мимолётное знакомство с помощницей ; прирезка барана; сбор крови через марлю в эмалированную чашку ( это для приготовления хото); снятие шкуры; первоначальная промывка всех внутренностей; выемка ливера почек и внутреннего жира. И… Да всё. На этом моя работа и закончилась. Потом женщины ещё раз всё перемывают, начиняют колбасу, всё приготовляют в лучшем виде. К вечеру – приглашение.  Это святое. Я люблю дотур и махан с шулюном. Шюсн – обязательно. Но самый верх всего этого дела – это поесть хото.
      И всё бы хорошо, но что – то уже ни так. И есть изменения  внутри тебя. Уже нет ощущения какого - то спокойствия от самом процессе. С поглощением прекрасной еды? Нет. Здесь - то всё нормально. А вот с первобытный инстинктом добытчика, заготовителя так сказать самой пищи, мяса - вот здесь наблюдается появление слабины. Может всему виной – колбаса из магазина, тушенка в банках и всё по списку…  У колбасы нету глаз и много ещё чего нету.   
        И  дело то это хорошее и всегда это был, маленький, но праздник. Надеюсь, что так и останется. Что – то не хочется с возрастом уходить от своих привычек.
Словарь с пояснениями:
Хото – калмыцкая кровяная колбаса.
Дотур – бараньи кишки с бульоном. Несколько видов приготовления. Возможны варианты без бульона. Всё на любителя.
Махан – калмыцкое мясное блюдо ( вареное мясо). Не путать с сыровяленой колбасой у тюрких народов.
Шулюн – бульон.
Шюсн – как дополнение. Приправа, что ли. - Бульон с луком перцем и солью. Когда макаешь в чашку с шюсеном мясо, это очень вкусно.


Рецензии
Вышел месяц из тумана...

Олег Михайлишин   01.02.2021 22:48     Заявить о нарушении
Здравствуй, Олег! Спасибо! А мы говорили: вышел ёжик...

Кузьмич Из Чугуево   02.02.2021 09:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.