Отрывок из сборника Россия - чудная страна

ЛЕГКОГО ПАРА! И ВАМ НЕ БОЛЕТЬ!
                Банный Декамерон
Уважаемый читатель! Если я вас спрошу: когда у русского человека, одновременно, наслаждается душа и тело?  В 99,999% случаях потомки Адама, не задумываясь, ответят, что в двух – на рыбалке и в бане. Где, как не после удачной ловли, вечером, накрыв стол едой из пойманной рыбы в различном виде и стройным взодом из крепких напитков и различных сортов пива, или, как только пришли в себя после посещения парилки, распаренные и, опрокинув пару кружек пива, не пофилософствовать, не обсудить мировые и проблемы местного значения, не высказать свою точку зрения на все и вся с полной уверенностью, что именно, вы глаголете истину в последней инстанции. Созерцание природы и сладкая утомленность тела не позволяют жаркие споры перевести в русло рукоприкладство.
   По моему разумению БОГ ниспослал человеку: баню для лечения  тела и надежду – для исцеление души. Своенравные потомки  Адама и Евы присовокупили: к бане - массаж, к надежде – веру.
Вера поселилась в сознании, а потом перешла в душу. Поэтому не надо поднимать голову и устремлять свой взор на небеса или ходить по праздникам в церковь. Бог внутри нас. Необходимо познать себя, а через это и Бога и исполнять, в силу своего разумения (то бишь  количества мозговых извилин), законы и нормы, посланные нам с неба. Немногим живущим это под силу.
   Ни катаклизмы, ни смуты, ни революции и контрреволюции не смогли поколебать потомков славян веру в целительность рыбалки и бани, а также в справедливость и патриотизм.
   Читатель успокойся, я не буду дальше философствовать, умножать число написавших произведений разного формата и содержания на тему русской Идеи.
   Известно одно: славяне парились в печке, мылись около неё. По мере  окультуривания начали строить мыльни (бани), в которой парились «по черному».
   Н. Костомаров писал: « Русские вообще ходили в баню часто; она была первой потребностью в домашней жизни, как для чистоплотности, так и для наслаждения. В каждым зажиточном доме была своя мыльня;  для простонародья и для приезжих везде в городах существовали общественные (царские) мыльни, где за вход платили деньги. Обыкновенно в баню ходили после обеда. На скамьях и полках постилалось сено, которое покрывали полотном. Парились и мылись в одном помещении. Жар был нестерпимым. Русский ложился на полку и его обхаживали веником до усталости, распаренный он выбегал  на воздух, бросался в реку или озеро; зимой катался по снегу или обливался холодной водой. В старину мужчины и женщины и даже чернецы и черницы мылись и парились вместе. Жившие в Москве немцы заимствовали от русских их мыльни, но придали им более комфорта – они применяли тюфяки, набитые травами; предбанник был просторнее, чистый, где можно было удобно раздеваться и отдыхать.
   Коль скоро русский почувствовал себя нездоровым, тотчас выпьет водки с чесноком или с перцем, закусит луком и идет париться».
   Когда на Руси начали строить бани по образу и подобию римским термам одному богу известно. В ДНК русского заложен ген, который (если начнет функционировать) мотивирует его к желаниею «переплюнуть» другие народы ( третий Иерусалим, дворцовые парки и др.). Но римские термы не поддались. Пришлось просто повторять, но в меньших размерах и не в том обьеме услуг.
Потомкам славян приходиться слюни глотать, когда читают о римской терме, построенной в период правления Деоклетиана. Общая площадь термы составляла  свыше 10 га. В ней располагались: ванны (бассейны) с различной температурой воды, массажные комнаты, залы отдыха, спортивные площадки, комнаты для бесед на политические и философские темы, библиотека. На ровне с бедными, но свободными римлянами термы, часто, посещали императоры, римские патриции, не смотря на то, что у них имелись свои термы Это был центр здоровья и досуга.
Знаменитая с тех времен фраза Ю. Ювенала «В здоровом теле здоровый дух» (гимн римским термам) актуально и сейчас.
   Я уверен, если Петр 1 прожил еще лет двадцать, то первенство по размерам и количеству услуг в русской бане мы бы были впереди планеты всей.
   Первым, кто подробно описал московские бани был любимый многими москвичами В. Гиляровский. Когда он, в очередной раз, парился в Сандунах, парильщик во втором поколении сделал ему замечание:«У Вас есть перед москвичами должок». В.Гиляровский ответил: « новых долгов у меня нет, а за старые, с ростовщиками, за меня революция рассчиталась, спасибо ей».                – Да в тои и дело , что есть и долг обязательный. Вы не писали про бани. А ведь Москва без бань – не Москва! В. Гиляровский должок вернул с лихвой. - В Москве действовали более 60 бань,- повествовал он,- каждая имела свою изюминку. Богатые и люди со средствами шли в «дворянские» отделения; рабочие и беднота – в простонародные, за пятак. В Сандунах пребывали и Грибоедовская и Пушкинская Москва, и та, которая собиралась в салоне у Болконских и в Английском клубе. Каждый находил себе свой кружок знакомых и при том мог употребить всевозможные напитки, от кваса до шампанского Моет и Аи. В банях правили вывихи, заговаривали грыжу, правили животы, стригли, пускали кровь ,ставили банки, пиявки  и др. Беременным рекомендовали бани за несколько недель до родов, чтобы ребенок встал в утробе на «правильную дорогу». Женщины для белезны лица использовали отвар из череды, а для укрепления волос – керосин. В бане работали: кусочники, парильшики, раздевальщики, цирульники, лекари, костоправы и др. Была и корпорация банных воров. Пойманных воров привязывали полуголых к столбу около входа, на них свою злобу вымащивали обварованные.
   Кому интересна тема отсылаю к прочтению «Москва и москвичи – БАНИ». Уверяю Вас, вы получите большое удовлетворение от прочитанного.
В.Шумахер, либеральный поэт тех времен написал:                « Лишенный сладостных мечтаний,                в бессильной злобе и тоске                Пошел я в Волконские бани,                Распарить косточки на полке,                И что ж? О радость! О приятство!                Я свой верный идеал -                свободу, равенство и братство –                в торговых банях отыскал»
   В период развитого социализма, в большинстве своем, бани превратились в санитарное учреждения. Начиная с девяностых многие бани скупили и перепрофилировали, но уже капиталисты. Народу остались крохи от нацсобственности – количество общественных бань сократилось в разы. Оставшиеся бани поделили между собой Братки и коммерсанты. Руководство предприятий, в том числе и оборонного комплекса, создавали внутри завода сауны, круг посещаемых был регламентирован.
   Всевозможные сауны и личные банные комплексы существенно сократили посетителей общественных бань. Посещали только преданные. Когда я переступаю порог Русской бани, то, невольно приходит на ум: «здесь Русский дух, здесь Русью пахнет».
   Многие, даже имея собственные бани, приезжают за десятки километров в определенную баню и в определенное время.
   В бане равны все – люди различного положения, национальности, вероисповеданий, начальники и подчиненные.
   Бани многим заменили сидения на скамейках около дома и посещения партийно – хозяйственных активов прошлых лет.
   Читатель! Кожей чувствую вы окончательно созрели познать конкретику. Начну сказ с протокольной части. Повествую об отдельно взятых банях. Все описанное характерно по всей России. Знаю не по наслышке. Далее все излагаю со слов Виктора, заложника русской бани с детства  (за что купил, за то и продаю). Все претензии, если они появится, не ко мне), до сего времени, не оцененного, в полной мере, представителя славного поколения – детей войны. Виктор, уличный пацан, окончил технический вуз, защитил кандидатскую, вырос до замдиректора компании. Далее слово Виктору - очевидцу и сказателю.
Пос. Правда с населением свыше 10тыс. жителей, располагается в живописном месте, кругом водоемы и хвойные леса. Для непросвещённых, «Русская правда» – это свод законов Киевской Руси. Промышленность за последние 25 лет практически уничтожена, поселок нашпигован маркетами, супермаркетами, которые располагаются один супротив другого. Множество аптек – современное орудие отбирание последних грошей у пожилых и бедноработающего населения. В остальном «все хорошо, прекрасная маркиза».
   Поселок и окрестности весьма примечательны. В Правде состоялся собрание большевиков, делегирующие Н.Баумана на 2-ой сьезд РСДРП. Некогда почитаемое коммунистами здание пришло в негодность, дорожка заросла. У КП РФ нет денег на восстановления. Они идут, по всей видимости, на печатание трудов лидеров партии.
   В пос. Ельдигино  В.Коллонтай построила школу, больницу.
   В этой связи замечу следующие. После прихода к власти либералов западного толка, развернулась компания по прославлению деяний представителей царской династии и князей, баронов в том числе и в области милосердия. Но умышленно умалчивается о такой же деятельности со стороны представителей партии большевиков. «Ветер северный» (М. Круг) дует с уст элиты РПЦ и потомков элиты белой гвардии. Этот ветер прогибает зеленые ростки растения под названием Примирения потомков белых и красных. Без примирения Россия не возродится. Это истина в последней инстанции.
   В советское время в каждом населенным пункте были построены бани по единому проекту: центральная часть и два крыла – мужская и женская половина, на 25 человек каждая. Иногда приходилось ждать в очереди по часу и более. Жители поселки ходили или в Правдин -  скую баню или в баню в Заветах Ильича, в 15 минут ходьбы от первой. Кто придумал название - «Заветы Ильича», тот, вне всяких сомнений, был истинным Иудеем.
   Известные представители искусств, ученые, деятели советского периоды посещали бани, так как летом жили в указанных поселках.
   После госпереверота бани распродали. В Правде баню купили те, кто был связан с Братками, в Заветах Ильича – взял в аренду бывший военнослужащий с согласия Братков, «уважаемых» людей.
   Баню в Правде перестроили: одна половина – общая, вторая для ограниченного контингента. При входе находилась комната администратора, далее по коридору располагались витражи с банными принадлежностями, напитками, спиртным, направо располагалась комната отдыха с телевизором и креслами, баром, кулером и туалетом, массажной комнатой. Далее шла раздевалка, которую переделали в отдельные купе для 6 человек, из них два купе закрывались. Печку заменили на электрический нагрев камней, парную расширили. Небольшой бассейн располагался около входа в парилку.
   Банщик он же и массажист, мужчина средних лет и крепкого телосложения, добросовестно исполнял свои обязанности. Везде было чисто и в туалете тоже.
   Бывшие Братки, а теперь собственники аптек, ларьков, рынка  и других, «проходных» мест торговли в поселке, посещали баню в определенное время. Для них резервировали два купе с дверями. В этот сеанс приходили и «смотрящий» в поселке и те, кто крутился вокруг их, или хорошо знакомые – друзья по школе, по двору.
   Когда парились или мылись, то они перебрасывались между собой отдельными фразами, смысл которых для других был непонятен. Все «терки» происходили за закрытыми дверями, во время застолья. В юности занимались боксом, после стали «качаться», так как эти занятия считали более безопасным для своего здоровья. Спортсмены у Братков были в почете. По этой причине бывшие спортсмены были «вхожи» к ним.
   Случайных посетителей не было. Был случай, когда помыться пришли трое таджиков, от которых пахло за версту. Им не дали домыться, а банщика «обложили» по полной программе и запретили пускать представителей востока.
   Цена сеанса за один час 350 руб. Это было для многих жителей неподъёмно. Посещали баню группами только «обеспеченные» жители. Смотрящих за парилкой не было.
    Арендатор  бани в Заветах провел только перепланировку: переделал общую раздевалку в отдельные открытые купе, убрал душевые, сделал помещение для отдыха. Переоборудованное входное помещение представляла собой – зал со стойкой для администратора, с телевизором на стене, по бокам кресла, скамейки два стола, сбоку хозяйственные помещения и маленькая кухня. Справа и слева был вход в женское и мужское отделения. Вход в раздевалку предшествовало помещение для отдыха. Парная не изменилась с советских времен, топили дровами. Поэтому баня была  ,за десятки километров вокруг, у всех на слуху. Посетители  имели возможность приходить в себе и общаться в трех помещениях, из раздевалки был выход к двум беседкам. В общем «лепота».
   Изюминка состояла в том, что собственник установил понедельник для посещения пенсионеров по цене 250 руб., без ограничения продолжительности сеанса (во всех окрестных банях в понедельник они не работали). За такое деяние, без сомнения, арендатор, загодя, погасил все свои земные прегрешения перед богом и ему обеспечено месту в раю, без дачи взятки стражникам перед вратами богоугодного заведения на небесах.
   По понедельникам в бане был полный аншлаг. Быстро организо - вались устойчивые группировки, которые посещали баню в определенное время.
   Их всегда радушно встречала несменный администратор - тетя Зина, женщина лет 60 – ти, с русской душой и внешностью. Её слоган был, иногда, круче мужского. Она, как царица, восседала в своем кресле при входе в отделения. Ни что не ускользало от её взора. Про всех знала все и в подробностях. Её характеристики посещающих были сочны и кратки, иногда носили нецензурную окраску. Но ей всё прощалось. Она была вдовой. Имела квартиру и садовый участок, где трудилась в поте лица. Все попытка её «захомутать» старцами отвергались сразу: по причине или алкоголь - ной зависимости или по состоянию здоровья.
   Когда начались проблемы со здоровьем и появилось свободное время, обратилась в религию Иисуса.
   По мимо продажи билетов Зина продавала чай за 30 руб., воду, соки, веники и банные принадлежности.
   Костерила всех – власть, телеведущих, врачей, работников коммунальных служб. Ненавидела мигрантов, но приходилось их терпеть. Всячески ругала ведущих ток шоу, артистов. Из приемника, который она иногда включала, звучала только русская песня. Когда была в хорошем расположении духа подпевала, пританцовывая. С зарплатой была не согласна, но работала. К посетителям относилась сообразно своей оценки. На дух не принимала: правдоискателей в отношении порядков в бане и болтливых, не зависимо от пола. На замечания по бани всех отсылала к собственнику. Баню посещали двое мужчин (один из них бывший комсомольский вожак местного разлива), у которых краник словохранилища не перекрывался ни в парилке, ни в комнатах отдыха. Она их характеризовала словами из татаро-монгольского фольклора: «п-бол или х-плет». Мне сразу сообщала о том - присутствуют ли болтуны.
   Зина презрительно относилась к тем женщинам, которые превращали баню в салон красоты без ограничения продолжительности сеанса.
   Всегда заказывал чай, в который Зина добавляла травы и корки плодов. Часто угощала своими пирогами. Агитировал других покупать чай, напитки, чтобы дать ей дополнительный доход.
   Банщиком и хозработником был таджик, молодой парень, не многословный, ленивый на уборку помещений, в особенности туалета. Жалобы на него оставались без реакции, в туалете краны и сифоны протекали. Арендатор экономил на обслуге. Был период, когда уборку в мужском отделении делала Зина, бесплатно.
   Состав парильщиков сеанса, посещаемого мною, был пестрым. Среди них были: профессора, ученые, коммерсанты, бывшее комсомольские и партийные руководители местного разлива, неработающие пенсионеры и любители зеленного змея ( проще – алкоголики), временно завязавшие, как они уверяли других.
   Движения наводили признанные банные авторитеты. Был «главный смотрящий» по парилке, которому все подчинялись. Он определял время помывки, просушки парной, состав и количество трав или настоек. Его звали Борисом, болгарин, давно работающий в России. С собой он приносил, черпак, травы, настойки и опахало. У него было три помощника, остальные были на подхвате, выполняя черновую работу – уборка листьев в парилке, в моечной. Было негласный уговор – первыми после уборки парной входили те, кто участвовал в подготовке парилки. Он соблюдался неукоснительно. Случайных посетителей, желающих нарушить, как правило, изгоняли. Они, потом, заходили в последнюю очередь.
   Опахало в руках Бориса становилось грозным оружием для неподготовленных. Когда Борис, послав на валуны лиловой окраски несколько черпаков воды, начинал работать опахалом, многие прогибались к полу, закрыв уши. У всех захватывало дух. Выбегали из парной красные, потные, многие бросались в холодный бассейн. Борису все пророчили многие лета жизни за доставленное другим удовлетворение.
   В это же время, его жена наводила аналогичные движения в женской половине.
   По банным принадлежностям сразу было видно - кто есть кто. Одни облачались в теплые халаты, другие опоясывались, кто во что горазд. Случайные и жители бывших восточных окраин оставались в трусах.
   После парилки пили чай с медом, напитки, которые приносили с собой. Озвучивали, рекламировали свои рецепты самогона, настоек, в том числе лечебных.
  Одновременно шли консультации о лечении различных недугов. Так что отпадала необходимость ходить к бабкам - гадать или посещать врачей. Зачастую возникала оживленная дискуссия о методах лечения.
  Наш сеанс посещал Сергей, жилистый, крепко скроенный  80 – летний славянин. Массажист и костоправ от бога. Сей дар к нему перешел от деда. Мастер класс показывал на 70 - ти летнем Михаиле. Оба были лыжниками, биатлонистами. Он так выкручивал пальцы, стопы ног, оттягивал мышцы, сгибал колени, что казалось сейчас порвутся сухожилии. Кульминацией прием – локтем по позвоночнику и ударами ребром руки по спине. Михаил только покрякивал. Завершал сеанс окатыванием теплой водой и  легким поглаживанием тела. Во время бесед наши позиции совпадали по многим вопросам. Его чудотворение над телом я неоднократно испытывал на себе. После, неделю я чувствовал себя козленком. Сергей был первым  читателем моих произведений.
   Как правило после парилки образовывались кружки по интересам: коммерция, политика, спорт, философия, темы местного значения. Все, непременно, делились своими впечатлениями от отдыха за рубежом.
 Мест всем хватало. Кучковались  по случаям дня рождения, праздников. 80-летие  парильщика отмечали особо. Можно сказать, что, те кто посещал бани, попадали в мир иной - отдыхал и душой и телом. Следует отметить, что в банях играли в шахматы, домино, редко в карты. Играющими были одни и те же.               
   Я внёс разнообразие в отдых парильщиков местной бани – игру в шашки. Пять лет назад, играя прилично в шахматы, познал случайно, всю прелесть и драматизм этой игры, так незаслуженно забытой современниками. Я стал заложником шашечной игры. Играл везде – в шахматном клубе на ВДНХ, будучи в поездах, на отдыхе на берегу моря, в лечебницах на Кавказе.
   В среде парильщиков нашелся достойный мне соперник. Как правило, играли 1-3 партии за десять минут. Ходы оживленно обсуждались, как всегда были советы дилетантов. После сеанса я объяснял неразумность их ходов. Предложения - играть с ними - отвергал. Чтобы сгладить отказ говорил им: «Если я проиграю, то очень огорчусь и буду долго переживать».
   Для меня представляли интерес мимолётные дискуссии по вопросам политики, веры и философии. До ухода на пенсию большую часть свободного времени я посвятил рыбалке и тренерской работе, открылось второе дыхание на поприще переноса мыслей на бумажные носители.
   Мне не хватало равноценного диалога. Аудитория парильщиков была под стать и этим я воспользовался по полной программе.
   Дальнейшие мое повествование сродни Декамерону Боккаччо. Разнятся: место, время, повод и состав участников.
                Непризнанный гений
Одно время баню посещал Виталий: мой сокурсник , к.т.н., 60-ти летний, небольшого роста, мужчина со славянской внешностью. У него была навязчивая идея, что ряд законов термодинамики, гидравлики требуют корректировки. Например – понятие темпера - туры тела, число Пи и др. Он написал ряд статей на эту тему, но их отказывались публиковать. В этом он видел происки недругов из научного сообщества. Как только он выходил из парилки, то сразу отыскивал собеседника  и вцеплялся в собеседника как бульдог и только матерное слово разводило их в стороны. Все ополчились на него. Другая его черта – правдоискатель. Власть он характеризовал как грабителей народного достояния. Участвовал во всех митингах, кроме организованных КП РФ. Лидеров КП РФ называл врагами народа. Много раз он был бит противниками его убеждений. Он мог долго разговаривать с администратором о недостатках в бани, пока у неё не кончалось терпение слушать. Монолог прекращался словами, не принятыми в благородном обществе, поэтому здесь не приводятся. К слову сказать, Виталий писал великолепные стихи о женщинах. Ощущая полное непонимание его мировоззрений со стороны парильщиков, он сменил баню.
                Йог по неволе
Определенный интерес у парильщиков вызывал Володя, некогда мужчина крепкого телосложения, 72 году, на протяжении 10-ти лет постящийся и приверженец позы лотоса. Он был строителем, строил дома, гаражи и др. Неуемное желания употреблять спиртное в большом количестве привело его организм к черте, переступив которую многие попадают сразу в ад, минуя суд божий. Он поправился на 40 кг. У него хватило силы воли изменить жизнь: стал соблюдать все посты и усиленно занялся Йогой.  Но иногда он слетал с «катушек» - уходил в запой и пропускал сеансы парной терапии. Во время сеанса он находил новичка и рекламировал систему поз Будды. Показ происходил и в парной. Он заламывал ноги за голову, садился на скрещенные ноги и т.д.
Молдаванин, толстяк небольшого роста, в ответ цокал языком и усердно хлестал себя, при этом, прутиками из бамбука. На уговоры Володи – что либо повторить - он не реагировал. На этом заканчивалась очередная попытка склонить кого ни будь к восточным совершенствованиям духа и тела.
Так как Володя был почитателем Диониса, то он знал множество рецептов приготовления самогона, крепких настоек. Он их всячески пропагандировал. Делал настойки, но их не приносил, самому не хватало. Из-за ограниченности страниц сего произведения не привожу бесчисленные эпизоды комических и трагических последствий, непосредственно связанных с чрезмерным принятия подпольного алкоголя, о которых повествовал Владимир. Очередная попойка оказалась для него последней – попал под электричку. Такая участь постигала многих алкоголиков.
                Советский Левша
Периодически баню посещал Анатолий, то же мой однокашник по техническому вузу. Он так же, как я, занимался боксом, стал м.с. Окончил обучение на три года позже. Были общие знакомые. Он был среднего роста, крепкого телосложения. Особенностью личной подготовки по боксу были, по его словам, следующие упражнение – удары лбом по любой преграде. Лбом он иногда открывал двери и т.д. После годовой подготовки он легко переносил удары соперника и, приблизившись на ударную дистанцию, посылал его в нокаут. После окончании вуза нашел свою нишу: разработка материалов, составляющих основу средств защиты от поражающих элементов. Получил патенты на материалы и конструктивные элементы защиты. Технологию получения элементов скрывал. Его разработки были столь эффективны, что на него пролился дождь заказов, в том числе и из-за рубежа. По его словам он открывал двери высокопоставленных руководителей оборонных ведомств и частных охранных компаний. Обьем заказов исчислялся сотнями млн. рублей в год. Цену за образцы значительно загибал, так как приходилось кое с кем делиться (до 50% от прибыли). Военные конфликты только повышали цену изделий.
   Прагматичность – его главный тезис по жизни. Заработанные млн.рублей  держал в 4 банках (за что купил, за то и продаю эту информацию). В лихие годы перенес инсульт, потом возникли проблемы с почками. Правая нога плохо сгибалась. Анатолий ведал о многочисленных курьёзных случаях при переговорах или на совещаниях с военными, высшими чиновниками министерств. На одной из банных посиделок Я сказал ему: «Ты гневаешь бога, так как, создавая эффективные средства защиты, не вольно раздуваешь костер военных конфликтов» (с некоторых пор Анатолий обрел веру в Иисуса). Ты себе обеспечил достойную старость, остановись». На этом диалог заканчивался. В следующие посещения бани он сторонился меня. Анатолий типичный представитель славного рода «русского левши» двадцать первого столетия. Такова проза сегодняшней жизни – «на бога надейся, а сам не плошай». Это по силе только избранным или одаренным.



                Чудеса и не только
Прежде чем дать слово парильщикам по этой теме, я посчитал целесообразным сделать вступление. В период распространение религий человечество потеряло старые формы язычество, но сохранял его в самих верований. Без знания законов, без малейшего понятие о существования их человек находился под влиянием таинственных (загадочных) сил и во всем окружающем искал чего–то, на что можно было бы опереться в своем бессилии. Ряд явлений природы наводили страх: явление кометы, затмение солнца, радуга и другие. Наш предок искал в них что –то таинственного, относительного к себе смысла, не придавая значению, откуда истекает этот смысл, или привязывая его новым верованиям. На этом основании удерживаются в народе приметы, гадания, знамение, чудеса. Необходимость толкование этого породила: чародеев, волхвов, волшебников, кудесников, сновидцев (провидцев), звездочетов. Позже появились мудрецы, предсказатели и др. Они предсказывали будущее, рассеивали в народе разные предзнаменования на основе снов или собственных ведений и уверяли других, что приняли извещения свыше. Чудеса и знамения всегда была частью духовной жизни человека, вне зависимости от того, кто это вещал.
   Чудо Воскресение Иисуса стало основой христианства. Все последующие чудеса христиане приписывали как деяние Христа. А что такое знамения или чудеса каждый толковал по своему. Несмотря на НТР, возросший культурный уровень и ,спустя тысячелетия, ничего не изменилось. Человек охотно верит в чудеса.
   Теперь самое время вернуться в атмосферу непринуждённой беседы после посещения парилки, где ваше разгорячённое тело получило определенное количество ударов веником. Мне представляется, что  по этой причине русские всегда терпимо переносили наказание розгами.
   В предбаннике, за столом расположились со мною шесть человек.  Пили из термоса травяной чай с медом. Я пил Зинин чай. Воспользовавшись паузой начал беседу. Мне было интересно узнать суждения о случившем со мною событиях.
   Анализируя непростую обстановку внутри страны мне приходила мысль, что ряд положений основного закона страны, судопроизводства и др., которые принятые двадцать лет назад, надо изменить. Они являются тормозом в развитии страны. Читал статьи, набрасывал варианты изменений. Во сне мне представилась картина: я беседовал с кем - то в комнате. И, вдруг справа на уровне глаз появился лист, на котором было напечатано крупным шрифтом – ПЕРЕМЕНЫ. Я сразу проснулся, было около пяти утра. Мне пришла мысль, что НЕКТО мне предписывает – перенести свои мысли на бумагу и озаглавить это словом ПЕРЕМЕНЫ. За неделю были написаны черновики. Название я чуть изменил – «Раздрай или Перемены?». Своенравность человек проявляет во всем, с времен Адама и Евы.
   Второй случай произошел в Дивеево. В новогодние праздники с женой посетили женский монастырь в Дивеево. В нем покоились мощи Серафима Саровского. В тридцатые годы его прах был перевезен из Сараево в столицу, потом след затерялся. В девяностые его мощи случайно обнаружили в хранилище Казанского собора, в Ленинграде. Мощи торжественно перевезли в  Троицкий Собор женского монастыря в Дивееве. Помимо экскурсии, отстоял службу в Троицком Соборе, осмотрел вещи старца, посетил музей, местную библиотеку, купил и тотчас прочел книгу «Краткая летопись Серафимо – Дивеевского монастыря», которую составил в 1896г. священномученик Серафим (Чичагов). Меня поразила размер мотыги. Физически здоровый молодой человек вряд ли и десять раз смог бы её поднять, а Серафим называл себя «убогиньким».                После увиденного и прочитанного сложилась иное мнение о жизни Серафима Саровского (в миру Прохор Мошнин, сын курского купца).
   Я уверен многие, при написание о деянии святых, по своему толкуют о помыслах и деяниях святых (часто придумывают) или приписывают то, чего они не делали.                Ночью, перед отьездом, мне было видение: Некто сказал – ПИШИ.  Днем я пришел к выводу, что я должен написать о Серафиме Саровском и не только о нем.
   Я ждал реакцию сидящих.
   Начал Иосиф, светловолосый, с голубыми глазами, нос с горбинкой. Из всех он был наиболее начитан, знал основные положения иудаизма, христианство, слабо представлял ислам, буддизм.
   -У меня было два характерных случая, начал он. Одно время, при выходе на улицу дорогу мне перебегал черный пес. Я возвращался. На мои слова он не реагировал. На третий раз я произнес - гиюр (Иврит), который предусматривает обрезание. Собака отпрыгнула  в сторону и больше я её не видел. Второй эпизод связан с баней. Кто - то воровал мои тапочки. На третий раз я, говоря об этом громко, произнёс это же слово. Все прекратилось. Я считаю, что НЕКТО некоторым посылает Нечто в разной форме и разного содержания. Возникла пауза.
   Потом слово взял Иван, в нем все было от предков: поселенцев средне - русской возвышенности. Он был в забытьи (в коме как он утверждает) после ДТП. В забытьи я увидел ослепительно белое пространство, я летел в нем и НЕКТО произнес: «ТЫ будешь жить». Я выздоровел и стал верующим в Христа. Иван усердно прочитал книги Старого и Нового Завета.  Отдельные фрагменты из писаний он, можно сказать, вызубрил, но прочитанное не вложил в свое сердце (мое мнение, сложилось в результате кратких общений с ним). Сделали перерыв.
   После очередной ходки в парную, продолжил беседу Сергей. - У меня по жизни были случаи, которые трактовать можно двояко.
   После появление на свет божий (1945 год) я заболел воспалением легких. Мама все продала, чтобы покупать пенициллин по бешенной цене. В очередной приезд врач сказал, чтобы меня не привозила, мне жить несколько дней. Все подготовили к похоронам, поп причастил. Я практически не дышал. Поздно вечером старшая сестра, Альбина подошла поцеловать лоб. Ощутила теплый воздух, поднесла зеркало, оно запотело, разбудила всех. Похороны не состоялись. Но последствия воспаления легких периодически оказывало влияние на мое здоровье.
   Второй случай. Мне десять лет. Осень. Меня взяли на рыбалку. Взрослые развели костер, вынули закуску, спиртное. Мне разрешили отойти и ловить с мостка: две доски, расстояние от берега 6 м. На мне ватник, сапоги. Второй размах удочкой и я соскользнул с мостка. Дыхание перехватило, не смог кричать; взрослые же сидели спиной ко мне. Набухавший водой ватник тянул меня вниз, отчаянно барахтаясь, потерял силы и пошел ко дну. Обречено взглянув на берег. Конец, стучало в голове. Когда коснулся дна , то осознал, что вода закрыла мне только часть лба. Бессознательно, резко оттолкнулся в сторону берега; выполз из воды и дошёл до костра. Жив – билось в голове.
 Возникла пауза.
   - После парики ( третий случай), прервал паузу Сергей,- возвращались с Володей, оживленно беседовали, находясь в наилучшем состояние души и тела. Наши семьи дружили, все праздники отмечали вместе. Зима, гололед, ехали на жигулях первого выпуска. Спуск около Голыгино. Чуть затормозил и машину  выкинуло навстречку; нажал на педаль тормоза, нас развернуло и бросило навстречку, но уже по своей полосе. Повернул руль и авто влетело в сугроб, на обочину и мотор заглох. Все это в одно мгновение. Пришёл в себя, повернул ключ зажигания, мотор заработал. Выехал из сугроба и на первой передачи поехали домой.  Все дорогу молчали. В баню со мной он больше не ездил. Женам рассказали через год.
   Воцарилась молчание, Все пили чай, «переваривая» в себе услы - шанное. Я предложил попариться и потом завершить беседу.
   После возвращения, первым свое мнение высказал Иван. - Все озвученные случаи это противостояние Бога Иисуса с сатаной, дьяволом, бесом.
   – Не путай Бога с Иисусом,- прервал я.
   –Ты прав, но это не принципиально. Сатана хотел сделать черное дело, Иисус Христос не позволил. Поэтому благословляйте Иисуса и возлюбите его.
   Я возразил ему.- Догматы и отдельные положения учения апостолов я не признаю. Поэтому не вижу оснований для происков в отношении меня со стороны сатаны. Наоборот, при данных обстоятельствах, он меня должен всячески защищать от преждевременного покидания бренного мира.                Что то Иван, в твоей голове перемешалось и не в той пропорции.
   - Что касается изложенных фактов, то это, своего рода, знамения. С немногими это случается. Но от кого и о чем они предвещают, каждый толкует по своему, - закончил я.
   Все молча пили настойки или чай.  Каждый остался при своем мнении, не озвучивая это.
                Коммунисты, капиталисты, русофилы, западники.
   В перерывах между посещения парной все кучковались по интересам. Если сделать мысленный срез, то получается мозаика, где присутствуют все течения философских мыслей прошлого. Беседы начинались с обсуждения новостей про Донбасс, Крым, Сирию, Венесуэлу. Внешне - политические действие президента не критиковали. Все были одного мнения, что на востоке Украине, помимо добровольце, воюют и контрактники ВС РФ. Большинство считали, что нужно было сразу же восстановить законную власть (В.Януковича) в Киеве. По отношению к США позиция была воинственная: Вместо Сирии нужно было потратить все средства на размещения ракет на Кубе. Многие помнили события Карибского кризиса. Следствием этого: США ликвидировали ядерные установке в Иране и отказались от их размещения в Европе.
   Мерами по экономическому развитию и социальной защищённости населения большинство было недовольны. Особенно возмущало: резкое расслоение, разница в уровне оплаты труда, стоимость платного лечения…                Считали Д. Медведева свадебным генералом. Все были уверены, что после выборов назначат другого.
     Борис ( смотрящий по бани) был ярым западником. С умилением рассказывал об обеспеченной и свободной  жизни в Германии, Франции, Голландии и др.стран. Ежегодно, бывая в родной Болгарии, путешествовал по Европе. Особо подчеркивал, что эти страны не имеют столько природных ресурсов как Россия. Считал, что «рулят» Россией бездарные, случайные  личности. Одновременно признавал, что в советский период жили лучше, добрее друг к другу; все трудились; образование, медицина, культура была всем доступна.
       Большинство посещающих было за 60 лет, они свято верят в социализм советских времен. Нещадно критикуют президента, критику  И.Сталина сразу пресекали. Виновным в событиях 90 – тых считают КП РФ. Их мнение: что ведущие партии должны быть прекратить свою деятельность, они создают видимость демократии; их лидеры более 20 лет примеряют царскую корону, но каждый раз она слетает. Лидеры партий сродни петухам: прокукарекав о чем ни будь, спокойно продолжают клевать корм, насыпанный властью.
        Их мнение: молодое поколение обязано возродить могущество страны и обеспечить им достойную старость. Весь протестный жар ветераны оставляют в бане: на митинги не ходят, никуда не обращаются.
        Остальная часть посетителей богоугодного заведения являются представителями среднего бизнеса, возраст от 30 до 60 – ти лет, потерявшие часть своего здоровья в процессе действия, на практики, закона К. Маркса Деньги - Товар – Деньги. Общих бесед они сторонились, кучковались. Их интересовало одно - как выжить своему бизнесу условиях капитализма с человеческим лицом на местном уровне. Капитализм был уже у них в крови и это не оспаривалось.
  Типичным поборником капитализма был Иван – у которого личное всегда стояло впереди. Он из семьи старообрядцев, поселившиеся на окраине империи, в Вилкого. Они получили грамоту от Екатерины Великой. Копию всем показывал. Учился в Москве, распределился на оборонный завод в Подмосковье. К началу девяностых он руководитель лаборатории. В девяностые завод «рухнул», финансирование значительно прекратилось, зарплату по полгоду не платили. Жили за счет садоводства. Иван искал вариант самостоятельной коммерческой деятельности. Проблема была в отсутствии средств. На территории завода он встретил Виктора, бывшего руководителя. Виктор как 5 лет назад ушел с завода в НПО, которое занималось ремонтом импортного оборудования по переработке сельхозпродукции и изготовлению запасных частей. Он был зам. генерального директора. На предложение перейти к нему замом, Иван с радостью согласился. Он посещал заводы, фабрики, комбинаты по выпуску продуктов питания в Москве, получал заказы на детали,узлы и размещал их изготовления на «оборонке». В определенный период заработная плата на 80% завесила от работы Ивана. Он считал, что его труд не дооценён. Иван уговорил руководство, что необходимо учредить 000 «Запчасти», он директор, а руководство соучредители. Заказы и денежный поток идет через 000. Часть заказов он размещал на других предприятиях, отчетность скрывал. Он решил, что настало время уйти в самостоятельное плавание. У него созрел план, который реализовал поэтапно. Изготовление и продажу делал за нал, прибыль присваивал. Когда накопил достаточно средств, то зарегистрировал на себя новое 000.  Вскоре написал заявление об увольнении.  Мечта о собственном бизнесе осуществилась. Проще говоря, Иван «кинул» Виктора. Пути Виктора и Ивана разошлись. До разрыва отношений они дружили семьями, все праздники отмечали вместе. Виктор был уверен, что кара за содеянное настигнет Ивана. Иван перестал посещать баню, построил свою на берегу Нерли. Через десять лет позвонила жена Ивана и сообщила, что у него после инсульта отнялась вся левая половина тела. Виктор сразу поехал в клинику, накупив фруктов , соков. История потрясла его. Иван все сбережения потратил на особняк на берегу Нерли и на дорогое авто. На второй день после покупки авто возвращался домой один. Было темно и пасмурно. На трассе перед пешеходной дорожки мелькнула тень, раздался удар по боковому зеркалу. Иван остановился, к нему в салон сразу заскочили двое крепких парней и сказали , что он сбил ихнего друга. Спросили: где поблизости пункт скорой помощи? Иван ответил, они сообщили кому-то по мобильнику, Ивану приказали ехать до него не спеша. Мимо пролетела за тонированная иномарка. Всё дорогу они накачивали Ивана, если что –то серьезное со здоровьем друга, то Иван дорого заплатит. Перед парковкой у здания скорой помощи, поговорив по мобильнику и заблокировав двери потребовали документы на авто. Иван настолько был подавлен, что отдал их. Они назвали сумму неподъёмную сумму компенсации, срок до утра. Доехали до дома Ивана, вышли и пересели в другую тачку. Происшедшее отняла у Ивана логически думать и звонить друзьям. Всю ночь ему казалось, что кто-то стоит у дверей. Утром отнялись левая часть тела. Жене по мобильнику говорил не связно. Она вызвала скорую помощь. Медики длительное время звонили в дверь. И когда решили уходить, дверь открылась, а Иван без сознания лежал у двери. Ему сделали «подставу» на трассе, о которой вещали периодически в теленовостях. Иван был уверен, что с ним этого не произойдёт. К тому – же в салоне всегда был ствол. Виктор считал, что это результат постоянных мыслей: возможной потери имущества, денег. После четырех  лет лечения Иван частично восстановил свою работоспособность и стал посещать баню. Его привозили и забирали. Вот такая проза жизни: ты предполагаешь, а бог располагает.
     Артем был одним из молодых коммерсантов; 35 лет, выше среднего роста, упитанный, с сформировавшимся животом, адвокат по гражданским делам. ОН знал, сколько надо заплатить судье, чтобы было принятое «нужное» решение. Его постулат «Деньги лежат по всюду, надо не ленится и их поднять». Помимо адвокатской деятельности он создал ряд фирм. Продавал или перепродавал все, что попадалось на его пути, заключал договора на благоустройство, уборку, рубку леса и т.д. Он был в постоянных разъездах. Однако постоянно находился в кредитной зависимости, ездил на не крутой тачке, жаловался на нехватку личных средств, на налоговый пресс, вынужденные взятки чиновникам. При этом одобрял все действия правительства. По своим убеждениям был на стороне западников. Если бы было достаточно  средств, то уехал в Европу. Намеков на патриотизм у него не было как и на социальную справедливость. -Никто никому не должен, говорил он. Историю страны надо писать с чистого листа. Нервные стрессы на ниве капитализма с человеческим лицом (об этом трубили демократы в 90- стые, осуществляя переворот в России) стали причиной потери его здоровья.
    Его мама, Любовь Ивановна, была юристом, директором адвокатской конторы. Женщина лет 60-ти. Она следила за своим здоровьем и телом. Шарфы, очки, сумочки, элементы одежды иногда были экстравагантны. Декор на лице был чрезмерный, запах парфюма явно не из коллекции известных брендов встречал посетителя уже на улице. Когда они поправляла свой лифчик, в котором давно уже мирно покоились груди когда - то четвертого размера, то, выгибая стан, игриво приговаривала: «Я еще о-го-го, женщина в полном соку». В её жизни мужчины, как странники, то появлялись в доме, то бесследно исчезали.
     Её «завербовала» в партию «Пенсионеры России» региональный руководитель, вдова полковника, основной принцип которой был - командовать. Мнения других отметались сразу. Юрист ей был нужен во время приемов. Любовь Ивановна уговорила Артема (своего сына) вступить в партию пенсионеров. Когда началась предвыборная гонка в президенты, первичная ячейка, которой она руководила, выдвинула молодого юриста кандидатом. Региональный руководитель, не советуясь со своей верхушкой, стала продвигать Артема. Первичные органы партии не поддержали Артема. Он и не верил в эту авантюру, выкинул удостоверение партийца в корзину.
     Так произошло перевоплощение потомков большевиков, отстояв - ших социализм от фашизма и возродившие могущество родины после войны во имя светлого будущего, в капиталистов. Скорбят или радуются их души по поводу своих детей, внуков нам не ведомо. 
Полгода назад в бане появился мужчина» 60-ти лет, седой, нос и губы явно выделялись, голубоглазый, плотного телосложения. Правый глаз поддергивался, пальцы дрожали. Когда  мы расположились друг против друга за столом, то он долго, изучающе смотрел на меня, потом спросил - Виктор, это ты?  Мы с тобой пересекались в приемной у Саджая. Я внимательно присмотрелся к нему и вспомнил. Мы, как братки, обнялись, облобызались.  -Ты сильно изменился, - сказал я. Ты,наверное, попал под мясоробку. –Виктор, ты не поверишь,- начал он. Когда мы пересекались, в девяностые, я был ген. директором  крупной фирмы по поставки оборудования  мини цехов по изготовлению продуктов питания в бывшие республики. В частности заказывали цеха у вас. Принял к себе в замы родственника. Он заключал договора до определенной суммы. Его деятельность я особо не контролировал, доверял.  Когда я был в командировке, он заключил договор с непроверенной фирме о поставки оборудования на значительную сумму. Условия били жесткие, сроки короткие. Заключил договор с фирмой, то же не проверенной, на изготовление оборудования. Прельстила низкая цена. Перечислил  все сумму. Фирма исчезла, но узнали поздно. Подключили свою «крышу». Пока она работала счетчик накрутил не подъёмную сумму. Родственника встретили около дома, озвучили счет и срок возврата. Ночью он отвез семью, вернувшись застрелился. Три дня я был в неведении. На четвертый день  в кабинет вошли трое чеченцов.  Сказали,что мы ,вдвоем,   деньги присвоили т.е.их «кинули». Увеличили сумму долга, дали неделю на погашение. Даже, если бы продал фирму, квартиру, авто, то мне бы не хватила средств. Банк в транше отказал. Я знал, что у Гульварди дядя авторитет среди воров в законе. Поехал к нему, все ему рассказал. Он мне поверил. Сказал, где с ним встретиться через день. Посоветовал не мешкая семью вывезти, только не родственникам. Ночью этого же дня я сумел семью отвезти однокашнику. Когда встретились, Гульварди изложил мне план. Более двадцати лет он проработал в Тюмени. Перед отьездом работал ген. директором автокомбината. Он был царь и бог самотлора, от него зависела поставка и оборудования и питания, строительства жилищ.  Мои действия следующие: приклеиваю усы, бороду. Одеваю старое пальто, еду на вокзал, перед отъездом поезда, упрашиваю проводника посадить в вагон. Дал мне записку и адрес по приезду. Мне надо залечь на три года. За это время или забудется или они (кто приходил) покинут мир не по своей воли. Время было такое. Свершилось последнее. Я приехал через пять лет и поселился с семьёй в Подмосковье. На севере заработал достаточно денег. С собственным бизнесом покончил навсегда. Переживания за семью стоили мне потере здоровья. Я всегда молюсь за Саджая, ставлю ему свечку за упокой его души. Саджая в рацвете сил скоропостижно покинул бренный мир. Я это знал, был на похоронах Саджая. У Зины купили мерзавчик, закуску  и помянули Саджая. Ночью долго не мог заснуть. Неисповедимы пути Господни. Я был в аналогичной ситуации. За беспредел, который был в девяностые мы должны «благодарить» демократов, либералов девяностых. Многие из них  сейчас живут в достатке при высоких должностях. Но нет им прощения ни на земле, ни на небесах.               
     Уважаемый читатель! Я достаточно поведывал Вас о заведении по лечению одновременно души и тела. За сто с лишнем лет многое что поменялось, но сохранилось «сердце» и «душа» русской бани.
     Если, кто, после прочтения о русской бани, пополнит ряды поклонников  этих общественных, богоугодных (что не подлежит сомнению) заведений, то буду считать свою «апостольскую» миссию частично выполненной.
                ЛЕГКОГО ВАМ ПАРА!


Рецензии