Из полемики с идеалистом

Мне говорила одна знакомая, еще в советские времена, что ее брат одно время учился в Киевской духовной семинарии. Так чему его научили там, прежде всего? Умению уничтожать правду ложью.

О чем говорю я, в чем суть моих слов?
О том, что человеку в его стремлении стать выше себя вчерашнего, не нужны посредники, ни в виде священников, ни в виде просветленных, ни в виде идеи бога.

Мы не идем тропой истины, ее нет и никто для нас ее не построил. Халявы нет. Не было и не будет. Нигде нет ничего в готовом виде.
Мы строим эту тропу сами, лично. Ошибаясь и оступаясь с уже построенного. Это нормально. Это по-человечески.

Дикари не знают любви. Любовь - это достижение человечества в ходе культурного развития. И слово это есть обобщение нравственного совершенствования человека, прежде всего, в отношениях мужчины и женщины.

Все наши нравственные категории - это всегда обобщение вполне реальных, вполне материальных поступков наших относительно друг друга. Не существующие где-то чистой идеей платоновского идеализма, а созданные из вполне физического мира через чудо обобщения.
Тут тоже всегда происходит нарушение последовательности.
Всегда дух ставят над материей, химеризуя реальность.

Высокое не падает с нам с небес, не хранится где-то в законсервированном виде, ожидая удобного момента упасть кому то в душу, а создается нами в упорном труде ума и совести. И потому какое кощунство, какая подлость отдавать эти труды человеческие, за которые порой было заплачено жизнью, на откуп выдуманным сущностям.

Все напрямую. Все создаем сами. И это самое великое чудо, которое только можно представить.
Есть ли внутри нас нравственный компас? Да. Но только тогда, когда мы создали его сами. Причем постоянно делая его все лучше, все тоньше, все надежней. Ради самих себя, ради детей, ради всех. Потому что это - счастье.


Рецензии