Апокалипсис по-американски

Новый фильм Джима Джармуша "Мертвые не умирают" мало похож на его предыдущие фильмы, даже на «Выживут только любовники», да он и вообще ни на что не похож.
В зачине фильма показана коренная Америка – городок Ценрвилл, в котором «хорошо живется», как утверждает дорожный указатель. Автор ностальгически вводит зрителя в атмосферу открыточной Америки, с ее Главной улицей, на которой расположены мотель, похоронное бюро, снэк-бар,  несколько магазинчиков, и отделение полиции, - в критический момент, когда над привычной,  прекрасно организованной жизнью нависла угроза апокалипсиса. И вот он наступил: все произошло так, как написано в Откровении Иоанна Богослова с поправкой на современность – небо в свиток не свернулось, но пропал  вай-фай, а потом отключилась и  радиосвязь; мертвые же, как и предполагалось,  дружно восстали из могил, но, вместо того, чтобы разбиться на два потока – одни в Рай, другие – в Ад, они стали требовать того, что любили при жизни, например, Шардонне, а затем набросились на живущих, чтобы ими полакомиться.
Это можно понимать, как то, что все американцы заслужили Ад, кроме хиппующих подростков, да хозяйки похоронного бюро, которая, как давно подозревали, оказалась инопланетянкой – за нею прислали персональную летающую тарелку.
Итак, это – комедия черного юмора, являющаяся  пародией - нет, не на классический хоррор – поднимай выше, - на само Священное Писание. Чтобы смягчить радикальность этого замысла, режиссер настолько сгустил гротеск в изображении мертвецов, что зрителю приходится сдерживаться, чтобы не разразиться хохотом. То, что все это не всерьез, показано великолепным эпизодом, в котором двое полицейских сидят в машине, осаждаемые толпою вурдалков.
- Я не могу понять, почему ты так спокоен? – спрашивает Билл Мюррей Адама Драйвера.
- А я читал сценарий – отвечает он
- Вот сука Джим, а мне прочитать не дал – с обидой говорит Мюррей – так что там будет дальше?
Остроты этому фильму добавляет явная аллюзия на пришествие Трампа, как на американский Апокалипсис.
                Июль 2019 г.


Рецензии